Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. Народное образование и печать
. Образование. Начальное и среднее образование. Реформы в области начального и среднего образования провели в один год - 1864. Принципиальных нововведений здесь два. Во-первых, если раньше гимназии (среднее образование) являлись учреждениями дворянскими, то теперь они стали бессословными: сын дворянина и крестьянина могли оказаться за одной партой. Гимназии разделили на два вида: классические (более гуманитарные, с упором на древние языки) и реальные (с расширенной программой по математике). Во-вторых, образование стало преемственным: закончив трёхлетнее начальное училище, можно было перейти в семилетнюю гимназию; из классической гимназии выпускники переходили без экзаменов в университет, а из реальной поступали в технический вуз. Правда, бессословность системы образования не означала бесплатности, из-за чего даже в реальных гимназиях более половины учеников составляли дворянские дети; крестьяне же - всего 7 %. Только в университетах существовали "казённокоштных" студентов (которым государство оплачивало учёбу, а затем заставляло отработать несколько лет по распределению); преобладали, впрочем, "своекоштные". Университеты. Одна из самых впечатляющих своей либеральностью реформ Александра II - новый Университетский устав, принятый в 1863 году. Устав в полтора раза увеличил число профессоров в университетах, увеличил им оклады, установил пенсию, ввёл новые дисциплины - всё это регулировалось государственным законодательством. Но главное - появилась автономия вузов. Автономия в научных, учебных, финансовых, административных вопросах, в распределении между факультетами государственных средств, в открытии или закрытии кафедр. Жизнью факультетов стали руководить факультетские советы. Деканы и ректоры стали выборными должностями (хотя и утверждаемым Министерством народного просвещения). Университеты даже получили свою цензуру и право не предоставлять на проверку обычной государственной цензуры издания, выписываемые из-за рубежа. Цензура. В 1865 году были изданы "Временные правила о печати", основное значение которых состоит в ограничении области действия предварительной цензуры. Она отменялась для сочинений более 10 печатных листов (порядка 200 страниц) и для центральной периодики (с согласия министра внутренних дел). Это не означало разрешение печать политически острые работы: если после выпуска издания цензор обнаруживал в нём подрыв государственных устоев (что может быть отнесено к этой категории, предвидеть далеко не всегда представлялось возможным), то тираж уничтожался, а издатель подвергался штрафу или иным репрессиям. Но по крайней мере, заметно облегчились условия издательской деятельности для тех, кто печатал издания, заведомо не содержащие ничего запретного. Собственно, это - та система, которая существует доныне (ведь право цензуры post factum государство за собой сохраняет, запрещая литературу, призывающую к насилию и т.п.). Вывод. Образование и по итогам реформы оставалось в основном уделом высших слоёв общества, но оно перестало быть их монополией. И само высшее образование стало гораздо более свободным, чем прежде.
Date: 2015-09-18; view: 344; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|