Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и наука. Роль философии
В ОБЩЕСТВЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Прежде всего, дадим рабочее определение науки. Это исторически развивающаяся система знаний, претендующая на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Философию с наукой сближает стремление теоретически обосновать свои положения, т.е. доказать их, выразить логически, в систематической форме, при помощи категорий. Однако есть и различия. Специальные (частные, конкретные) науки заняты изучением определенных видов бытия, областей (сфер) явлений; их предмет рассмотрения - соответствующий фрагмент действительности. Философия же познает самые общие закономерности, связи и отношения в системе “человек – мир”, т.е. рассматривает мир как целое и взятый не сам по себе, а под углом субъект-объектных отношений. Отсюда вытекает и второе отличие. Наука “имеет дело” с фрагментом действительности как таковым, вне человеческих целей, оценок и интересов. Наука - объективна, научный результат носит безличный характер. Закон Ома, теорема Пифагора неиндивидуальны (надындивидуальны), несмотря на то, что они носят имена ученых, которые их сформулировали. Иное дело - использование научных результатов; оно, как показала история человечества, может быть как во благо людям, так и во зло, вступая в противоречие с общечеловеческими ценностями (например, в областях ядерной физики, генетики, химии, психиатрии, кибернетики и т.д.). Это доказывает необходимость учета возможных последствий использования научных разработок. На философских трудах всегда лежит отпечаток личности философа: особенности его отношения к миру и себе самому, его склонности, его вкусы, переживания... Философия для человека начинается с потребности в глубоком личном осмыслении его отношений с миром, связанном с не менее глубоким переживанием. Философия объективна, так как учитывает объективные законы развития мира, но она и субъективна, субъектна, персональна, связана с эмоциями, верой, сомнениями, надеждой... А.Ф.Лосев, рассуждая о философии в своем письме к А.А.Мейеру, полушутливо и очень эмоционально писал: “Какая же это наука? Для науки - слишком художественно (вернее, расхлябанно), для искусства - слишком научно (вернее, просто скучно). Для теории - слишком жизненно, для жизни - слишком головная штука.”1 В конце концов А.Ф.Лосев приходит уже к совершенно серьезному выводу о том, что для него философия - это и наука, и мудрость, и внутренняя жизнь. Вопрос о роли философии, о ее функциях так же дискуссионен, как и вопрос о ее предмете. В популярной форме, демонстрируя свое чувство юмора пишет о роли философии А.В.Перцев. Можно не соглашаться с определенными идеями ученого, но некоторые выводы заслуживают внимания. Как пишет А.В.Перцев, “обычного человека мысль посещает не тогда, когда этого хочет он, а тогда, когда этого хочет мысль. Философ обладает искусством вызывать мысли, а не ждет, пока они сами решат прийти ему в голову. Во-вторых, обычного человека мысль, пришедшая ему в голову, ведет за собой туда, куда захочет. Философ, в отличие от этого, может направлять течение своей мысли. <...> Философ долгое время тренировался в понимании сложнейших мыслей. Тот, кто хотя бы однажды понял что-то в рассуждениях Канта или Гегеля, легко поймет любого из своих современников. Больше того, он очень многое может понять заранее. <...>Именно философ, зная основные законы человеческого мышления и действия, общие принципы организации человеческих сообществ, может моментально сориентироваться в новой среде. У него всегда новый, свежий взгляд на вещи, потому что он - мастер проводить аналогии и использовать весь опыт мышления, накопленный человечеством за двадцать шесть веков”. А главной задачей философии является “налаживание в обществе таких отношений, которые действительно будут служить жизни, жизни человеческой во всем ее многообразии и великолепии, в лучших ее проявлениях, сбереженных культурной традицией <...>”1. Можно согласиться с Л.П.Буевой, которая пишет: “Философское отношение к миру - это способ включения человека в мир, но в то же время это может быть и способ ухода из мира, потому что философия дает нам не только решения вопросов бытия, действования в мире, но она нам дает также и возможность уйти, закрыться от мира, уйти в размышления, построить себе иллюзорный, возможно более фетишистский мир.”2 Какие же функции философии можно отнести к основным? Прежде всего, мировоззренческую функцию. Обобщая передовые достижения наук о природе, обществе, человеке, философия помогает создать более совершенную целостную картину мира. Философия помогает человеку осмыслить (внести смысл в) свою жизнь, развить себя духовно. Философия выполняет и методологическую функцию. Обобщая совокупный познавательный опыт человечества, философия дает частным наукам общий метод познания явлений и процессов в области природы или общества, формулирует исходные принципы познания (например, принцип единства и развития мира), координирует методы частных наук, преодолевает их разобщенность. Частные науки, кроме прикладных исследований, занимаются решением фундаментальных теоретических проблем, каждая в своей области (есть выражение “фундаментальные научные исследования”), однако при этом они ограничены методами, которые используются в соответствующей науке или в пограничных науках. Для изучения глубинных основ данных наук, для анализа их развития и его перспектив, их взаимосвязей, их места в комплексе естественнонаучного, социального и другого знания, нужно выйти за границы частных наук и обратиться за помощью к философии. Так и возникли дисциплины “философские вопросы математики”, “философские вопросы физики”, “философские вопросы биологии”, “философские вопросы химии”, “философия техники” и др. Date: 2015-09-18; view: 315; Нарушение авторских прав |