Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Для студентов всех форм обученияСтр 1 из 4Следующая ⇒
КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК Г.В. КОРОТИЧ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ “ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ” Для студентов всех форм обучения Мариуполь 2004 УДК 101 (072) Коротич Г.В. Методическая разработка по теме “Философия, ее предмет и роль в обществе” /Г.В.Коротич. – Мариуполь: Предприятие “Газета “Приазовский рабочий”, 2004. - 37с.
Методическая разработка включает текст лекции по теме “Философия, ее предмет и роль в обществе”, списки основной и дополнительной рекомендованной литературы, вопросы для самоконтроля, темы докладов и рефератов. Рекомендуется студентам всех форм обучения для самостоятельной работы над курсом “Философия”.
Рецензенты: доц., к.филос.н. Л.А.Москвичева доц., к.филос.н. Л.М.Овчарова
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой философских наук, проф., д.филос.н. И.А.Яли
Утверждена на заседании кафедры философских наук Протокол № 7 от 9.12.03г.
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 1. Философия и мировоззрение. Общественно-исторические дофилософские формы мировоззрения (миф, религия). Специфика философского мировоззрения. Предмет философии. 2. Проблема соотношения материального и духовного как основа решения философских проблем. 3. Понятие философского метода. Диалектический и метафизический методы философствования. 4. Философия и наука. Роль философии в обществе, ее основные функции. ВВЕДЕНИЕ
Французский мыслитель 18в. Жан-Жак Руссо как-то написал, что философский склад ума нужен человеку, чтобы он смог однажды заметить то, что до этого видел ежедневно. “Заметить” значит не просто зафиксировать в сознании определенное явление, событие, предмет, а суметь обнаружить в явлениях, событиях, предметах окружающего мира и в нас самих нечто тайное, прежде неизвестное, сокрытое и сокровенное, нечто глубинное и существенное. Немецкий философ 20в. Мартин Хайдеггер определил философию как нечто нацеленное на целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор. “Последний” не в грустном смысле, хотя проблема смерти в немалой степени волновала и волнует философов, что естественно: любой человек смертен. Эта печальная истина открывается нам еще в детстве, становясь едва ли не первым нашим потрясением: как, и я тоже умру? Но легкомысленно-веселое детство, пережив потрясение, откладывает этот вопрос “на потом”. Это “потом” наступает порой неожиданно, зачастую в сложный, критический момент жизни. Это может быть ситуация серьезного жизненного выбора, взвешивания “или-или” (как выразился датский философ 19в. Сёрен Кьеркегор). Пример? Человек может не идти на войну, он освобожден от воинской обязанности; к тому же у него есть родственники, о которых только он и может позаботиться. Однако совесть велит идти защищать Родину, и, стало быть, рисковать жизнью. Как поступить? Менее “напряженный” пример: юбилей заставляет человека оглянуться назад и попытаться оценить то, что им сделано (или не сделано). А иногда и “круглой” даты для этого не нужно. И начинают тревожить душу вопросы: так ли я живу? В чем смысл моей жизни? Что вообще я собой представляю? И что тогда есть “не-я”? Как устроен этот мир? Как он возник (если вообще возникал)? Последние два вопроса и им подобные начинают волновать нас еще в детстве. Как человек познает мир? И вообще, способен ли он его познать? Что есть Истина, Добро, Красота? Какие ценности являются высшими? “Вечные” вопросы, “вечные” проблемы поиска ответа. “Вечными” вопросы являются в смысле их актуальности, всеобщности, глубины. Они касаются предельных оснований нашего бытия, и для каждого поколения будут важными и требующими ответа. Эти философские вопросы будут снова и снова воспроизводиться новыми поколениями изменившихся людей, живущих в изменившихся условиях, и решаться уже по-новому. Философия и рождается из вечной потребности в поисках ответов на такие вопросы. Искать ответ можно по-разному. Можно с помощью религиозной веры. Можно спрятаться за готовые ответы и формулы, приняв на веру чужое мнение (иногда так даже безопаснее). Приведенные выше вопросы поначалу кажутся простыми, легкими. Но это - кажущаяся легкость и простота. И мы, и мир вокруг нас сложны и противоречивы. Можно такой сложности испугаться. А можно найти в себе силы принять эту сложность и противоречивость, погрузиться в несуетные раздумья, критически оценивая мир и себя самого. Философия начинается с сомнения, - считают многие философы. Человек начинает сомневаться во вроде бы очевидном, в уже кем-то когда-то доказанном и выясненном, казалось бы, раз и навсегда. Философия предполагает постоянную работу над самим собой. Она нацеливает человека на самостоятельные глубокие размышления, учит “не скользить бездумно по поверхности слов” (Х.Ортега-и-Гассет), приучает мыслить критически, разрушает устоявшиеся стереотипы. (Обратите внимание на такую “философскую” особенность: философия вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность своего бытия, и в то же время сама своей критичностью, сомнением эту устойчивость, успокоенность разрушает). Философия помогает искать пути гармонизации взаимоотношений человека и мира, помогает стать интеллигентным человеком, стать личностью. К философии нельзя подходить с обыденными мерками полезности. Как же научиться философствовать? В обыденном сознании бытует мнение, что мы все – “немножко философы”. “Давай не философствуй, а работай”, - говорит подчиненному начальник, не имеющий представления о философии. Выдающийся русский и советский философ А.Ф.Лосев сокрушался, что удручающим является “повальное убеждение всех и каждого, что он имеет право философствовать, что для философии не надо ничему учиться.”[1] В действительности всё намного сложнее. Недаром многие ученые сетуют, что написать учебник по философии очень сложно, если вообще возможно. Философия - это “живое” знание, оно не сводится к сумме готовых, законченных теоретических положений, формул, которые только и остается пересадить из одной головы (преподавательской) в другие (студенческие), выучить или хорошенько запомнить. Безусловно, при изучении курса “Философия” встречаются определения и понятия, которые нужно усвоить. Философия, как и всякая другая дисциплина, имеет свой язык. Но “усвоить” не означает “вызубрить”, это означает “понять”, “разобраться”, а для этого следует приложить определенные усилия, проявить сосредоточенность, а главное, иметь желание вникнуть в изучаемые вопросы. Философствование предполагает даже не диалог, а полиалог; не следует бояться высказывать свое собственное (аргументированное!) мнение, ведь в настоящем философском споре может родиться истина. Когда древнегреческого философа Диогена Синопского, жившего в 4в. до н.э., спросили о том, что дала ему философия, он ответил: “По крайней мере, готовность к любому повороту судьбы”. Остается пожелать, чтобы все стремящиеся изучать философию открыли в этом занятии для себя много нового и интересного, полезного и увлекательного. 1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОФИЛОСОФСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (МИФ, РЕЛИГИЯ). СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Прежде чем изучать собственно философское мировоззрение, дадим определение мировоззрения как такового. Это систематизированный комплекс, совокупность взаимосвязанных взглядов, оценок, принципов, установок, определяющих общее, более – менее целостное понимание мира и места в нем человека. Часто к этому понятию относят и жизненные позиции людей, мотивы их поведения, программы их действий. Мировоззрение - это условие практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и себя самого. Определенное мировоззрение формирует определенный тип поведения человека. К элементам мировоззрения относятся также знания, представления, идеи, идеалы, вера, сомнение, эмоции, чувства, ценности, нормы поведения и т.п. Можно выделить мировоззрение индивида, а можно говорить о мировоззрении общественном, о мировоззрении определенного класса, нации, имея в виду наиболее характерные для данного класса, нации и т.п. в целом черты. Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, т.е. изменяется по эпохам. В структуре мировоззрения можно выделить мироощущение (это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств), мировосприятие (речь идет о формировании познавательных представлений о мире с использованием наглядных образов), миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения)1. Среди общественно-исторических форм мировоззрения исторически первой является миф. Слово “ миф ” происходит от древнегреческого слова, означающего “ предание ”, “ сказание ”. Древние греки именно так мифы и понимали. Миф - не сказка, хотя и близок к ней по содержанию. Сказка рассказывается для развлечения или назидания и ничего не объясняет. Миф же создается прежде всего для объяснения природных и социальных явлений. Для первобытных людей (а мифы зарождаются в первобытном обществе) миф не был сказкой, но он не был и только непосредственным объяснением, его значение было куда большим. Первобытные люди жили в мифе. Это был синкретизм слова, действия и мира вещей (О.М.Фрейденберг). В сознании первобытного человека все было связано со всем, всё могло превратиться во все, а сам человек только начинал отделять себя от природы и от рода (жил в природе). В мифологическом сознании не было четкой границы между миром и человеком, жизнью и смертью, мыслью и эмоцией, реальностью и фантазией, символом и тем, что он обозначает. Объясняя что-либо, мифы могли предписывать тем самым определенный способ поведения в связи с определенными обстоятельствами. Первобытные люди при этом или как бы заново непосредственно творили мир, или просто переносились в те времена, когда мира и людей еще не было, то есть в начало всего. Ритуальные действия первобытного человека имели созидательное значение. Считалось, что они будут успешными в той мере, в какой точно будут повторять действия, выполнявшиеся богами, героями, первопредками. Так происходила “реанимация” первоначального творения. Время тем самым как бы зацикливалось; будущее, желаемое, идеальное оказывалось в прошлом. Ритуал (например, закладки дома или подготовки к охоте), объясняемый мифом, служил для восстановления мирового порядка и связи с предками, для сохранения рода, родового “мы”. Мифы рождались из естественной любознательности древних людей. Большую роль в формировании мифов играла трудовая деятельность. По мере ее усложнения, усложнения условий жизни, накапливания опыта в различных сферах жизни людей, по мере совершенствования навыков, в связи с изменениями в экономической, политической, социальной, духовной сферах, изменялось и усложнялось и содержание мифов, и их форма. В этом можно убедиться, перечитав, например, мифы Древней Греции. Обратите внимание на два основных периода в древнегреческой мифологии: хтонический и олимпийских богов. Как они отличаются! Кроме зацикливания времени и некритического полагания на опыт предков к специфическим чертам мифологического сознания можно отнести и наивное очеловечивание окружающей природы.Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, уподоблял их себе, приписывая им жизнь, чувства, мысли, умение разговаривать... Это называется антропоморфизмом (от греч. “человек” и “вид, форма”). Антропоморфизм выражает внешнее и внутреннее подобие человека и природного объекта. Опять вспомним мифы Древней Греции: боги могли вступать в брак, рождать детей, гневаться, радоваться; олимпийские боги даже внешне выглядели как люди, и даже пороки человеческие имели. Для мифологического сознания характерен также натурморфизм, т.е. перенесение природных черт на человеческую общину. Древнейшими мифами являются космогонические (от греч. “мир”, “вселенная” и “рождение”), в которых повествуется о возникновении космоса. В дофилософской древнегреческой мысли слово “космос” означало “строй”, “порядок”, “дисциплина”, “структура”, а в древнегреческой философской мысли, т.е. позже, оно использовалось для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого; космосу противостоит хаос - исходное состояние космогонического процесса. Слово “хаос” означало прежде всего “зев”, “зевание”, “разверстое пространство”, нечто неопределенное и беспорядочное, однако не лишенное конструктивности. К древнейшим мифам относят и антропогонические (о происхождении человека), теогонические (о происхождении богов; “теос” - по-греч. “бог”), мифы о животных, о небесных телах и явлениях, эсхатологические (от греч. “крайний”, “последний”) - о конечной судьбе мира и человека, о конце мира; мифы о великом потопе и другие. Е.М.Мелетинский справедливо отмечает, что для мифологии характерен тотальный генетизм и этиологизм: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. “Теогония” Гесиода - это одновременно и космогония. А.Косарев и другие исследователи мифов отмечают, что во многих мифах встречается тема противостояния культурного героя (творца, демиурга) и его противоположности - героя-трикстера (того, кто или разрушает созданное культурным героем, или создает нечто противоположное). Для трикстера нет ничего святого, он может изображаться как лжец, болтун, обманщик, озорник, может рядиться под культурного героя. Своими разрушительными действиями трикстер побуждает культурного героя создавать новое. Так порядок (космос) возникает из хаоса и снова превращается в хаос. Жизнь древних людей протекала в согласии с природными ритмами, циклами: чередованием времен года, дня и ночи. Цикличность в представлениях людей во многом была вызвана цикличностью в природе. Постепенно мифы начинают координироваться. В космогонические мифы вплетаются теогонические и антропогонические. Главная функция мифа - это, скорее всего, этиологическая(от греч. “причина”, “учение”), т.е. стремление объяснить (пусть, с точки зрения научной и философской, наивным, фантазийным образом) определенные факты реального мира (явления природы, общественной и человеческой жизни). Миф был средством упорядочения и передачи опыта, сообщений, сплачивания племени и мобилизации его на определенные действия. В мифах определялись и нормы поведения людей. Существуют ли мифы сегодня? Да. Современный человек может и не осознавать, что живет в окружении мифов. Но это уже не прежние наивные мифы, а мифы, активно использующие достижения науки и техники, пытающиеся нарядиться в теоретические одежды. Это социальные, политические, экономические, научные мифы: миф о непогрешимости вождя партии или самой партии, миф о превосходстве одной нации (расы) над другой, миф об очень скором экономическом подъёме страны, едва оправившейся от тяжелых экономических и политических потрясений, миф о преимуществах американского образа жизни, давний миф о всесилии НТР и НТП, любимейший наш миф о том, что “раньше было лучше” (о “золотом веке”) и другие мифы. Почему и сегодня образованные люди дают себя увлечь мифами? Почему они так притягательны? Может быть, потому, что они являются в определенном смысле средством психологической разгрузки, специфическим средством гармонизации отношений человека и общества? Или потому, что мифы дают уже готовую схему поведения, которую не нужно подвергать сомнению? Или фантазийность мифа помогает творчеству, которое предполагает умение фантазировать? Или в мифологической форме легче бывает донести до людей смысл сложной научной идеи? Миф можно рассматривать и как средство сохранения и передачи народных традиций. Кстати, одним из первых стал использовать мифы для объяснения своих философских идей древнегреческий мыслитель Платон. Видимо, он считал, что это поможет разъяснению этих идей, усилит их звучание и значение. Платон понимал, какое эмоциональное и воспитательное воздействие имеет очарование мифа, его наивная прелесть, подкрепленная безоговорочным авторитетом предков. Небольшое замечание по поводу слова “мифология”. Оно может обозначать совокупность мифов, а также учение, раскрывающее сущность мифа (“логос” - по-греч. означает “слово”, “смысл”, “понятие”, “учение”). Религия также является одной из исторических форм мировоззрения. Можно объяснить слово “религия” происходящим от латинского “благочестие”, “святыня”, “набожность” и определить как такую форму мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный, сверхъестественный) и посюсторонний (земной, естественный). Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов или какого-либо сверхъестественного начала. В качестве основы религиозного мировоззрения, его главного признака указывается вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. О.Александр Мень выводит слово “религия” от латинского слова “связь” и определяет религию как восстановление связи между человеком и Богом. Можно определить и так: религия - это осознанная связь человека с Богом (богами), с некоторым сверхъестественным началом, т.е. с Высшей творческой, организующей силой мирового бытия, воплощением высшей духовности, высшего Добра (или Зла, смотря какая религия и о каком божестве идет речь), Справедливости (или наоборот), Истины (или Лжи). Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или субъективное состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек “просто” уверен. Испокон веков люди верили в возможность устроения на земле справедливого общества, которое могло представляться по-разному: как общество всеобщего социального равенства или как Царство Божие, например. Однако всегда люди хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии: религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком). А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж могли бы обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач - напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали. Религиозное сознание выступает и в чувственной, и в мыслительной формах и имеет два уровня: обыденный, на котором доминируют эмоции, наглядно-образные формы, и концептуальный (теоретический), который включает специально разрабатываемую систему понятий, идей, принципов, аргументации, концепций. В состав системы входят учения о Боге (или богах), о мире, природе, обществе, человеке, разрабатываемые специалистами - теологами, религиозная интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия и др. Внешняя форма проявления веры - культ (от лат. “уход”, “почитание”). Культ - это совокупность сакральных, т.е. священных, действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относят ритуалы, молитвы, таинства, посты... К средствам культа относят материальные предметы, которые используются в культовой практике: храмы, реликвии, одеяния священнослужителей, храмовая утварь и т.п. К основным функциям религии можно отнести: 1) компенсаторная: видение идеального мира (или состояния совершенства, к которому верующий должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще; 2) мировоззренческая: у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение; 3) регулятивная: религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения; 4) интегрирующая, т.е. объединяющая (или наоборот - разъединяющая); 5) политическая: активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию); 6) культуроформирующая: религия влияет на развитие духовной культуры; 7) терапевтическая: религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п. Миф и религию бывает очень трудно отделить друг от друга. Нередко в мифах персонажами бывают боги, сверхъестественные силы. Миф, вообще, сам по себе, не религиозен. Он становится религиозным в силу своей связи с религиозными представлениями и обрядами, когда миф является их описанием, обоснованием, оправданием, объяснением, осмыслением. Интересен также вопрос о связи философии и религии, чему в истории философии можно найти много подтверждений. Так, для французского философа 17в. Рене Декарта идея Бога была важнейшей и потому, что Он сотворил этот мир, и потому, что без Бога оказывался невозможным процесс познания. В философском учении немецкого мыслителя 18в. Иммануила Канта Бог выступает и Творцом хаотического облака частиц, из которого далее естественным образом возникает мир, и является высшим нравственным законодателем. А средневековая философия вообще принципиально теоцентрична: Бог - центральное, основное ее понятие, через которое и в связи с которым определяется все остальное. Можно привести и другие примеры, особенно из украинской и русской философии. Однако идея Бога в философских системах ученых нередко оказывалась философской абстракцией, отвлеченным символом некой совершенной, вечной, высшей реальности. Философская вера отличается от религиозной. Бог философа, как правило, это не Бог обыкновенного верующего человека. Религиозная вера, в отличие от философии, сомнений в своих основаниях не знает. А философ “по природе своей” критически ко всему относится, готов подвергнуть сомнению все, включая свои собственные взгляды. Возникновение философии свидетельствовало о наступлении нового этапа в развитии духовной культуры человеческого общества. Первые философские учения появляются в 7-6 вв. до н.э. Философское мировоззрение - это мировоззрение на теоретическом уровне, это теоретически сформулированное, логически систематизированное мировоззрение (в отличие от житейского, обыденного, мировоззрения, которое хотя и основано на здравом смысле, повседневном жизненном опыте, традициях, но глубиной, систематичносгью, обоснованностью, критичностью не отличается, а эмоции обычно превалируют над разумом). Что такое философия? В переводе с древнегреческого это слово означает “любовь к мудрости”. Считается, что впервые это слово употребил Пифагор (2-я пол. 6в. до н.э. - нач. 5в. до н.э.). Зарождается философия действительно как бескорыстная любовь, стремление к мудрости, истине, пересмотр мифов с точки зрения разума. С зарождением философии зарождается теоретическая мысль вообще. Философия - это система наиболее общих теоретических взглядов на мир в целом (точнее, на мир как целое), место в нем человека, уяснение, понимание различных форм отношения человека к миру. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “человек – мир”. Предмет философии конкретно-историчен (т.е. менялся по эпохам). Сфера философской проблематики в ту или иную эпоху вытекала и вытекает в конечном счете из конкретно-исторических условий жизни людей, их опыта и знаний. Решение “вечных” философских проблем в любую эпоху не должно претендовать на получение абсолютной истины в последней инстанции - на окончательное слово в философии. Это не означает нерешаемости философских проблем. Можно говорить об их решаемости для определенного этапа развития общества, характеризующегося определенным уровнем развития производства, науки, духовной культуры в целом, которые и создают условия для появления философов, подготовленных к постановке и решению данных проблем. Да и сама необходимость в постановке этих проблем тоже “вызревает” исторически. С точки зрения многих ученых можно говорить лишь об определенном прогрессе в решении “вечно возвращающихся” философских проблем: каждая новая эпоха их “поворачивает” новой стороной, открывает новые аспекты и взаимосвязи и пытается разрешить уже по-своему, хотя перекличка тем и преемственность в постановке проблем и подходах к их решению зачастую прослеживается. О том, что аспектов и “новых сторон” у философских проблем очень много, свидетельствует хотя бы наличие многообразия философских школ и направлений. Школ и направлений много, и, безусловно, следует стремиться с ними ознакомиться, относясь при этом с уважением к чужой точке зрения, однако философ всегда обладает вполне определенным мировоззрением, стоит на своей, вполне определенной, теоретической позиции, поддерживая или не поддерживая ту или иную школу или направление, или формируя направление новое. Его философские взгляды, излагаемые систематически, не должны выглядеть эклектично, как набор различных подходов. Предмет философии - мир в целом, или мир как целое (т.е. природа, общество, человек) в своих наиболее общих закономерностях и исследуемый не сам по себе, а сквозь призму человеческого к нему отношения, т.е. сквозь призму человеческих оценок, целей, интересов. Речь идет не о получении знания обо всем на свете и в подробностях, речь идет о познании всеобщих закономерностей и осмыслении предельно общих вопросов. То есть предметом философии является всеобщее в системе “человек – мир”: наиболее общие основания, универсальные принципы, первоначала бытия, возможности человеческого познания, смысл человеческого бытия... Внутренний мир человека, место человека в мире - тоже предмет философской рефлексии. Здесь можно усмотреть внутреннюю противоречивость самого предмета философии. Всеобщие, универсальные вопросы и проблемы предполагают всеобщие, универсальные ответы. Но человек не может удовлетвориться всеобщими абстракциями, он ищет ответ не только для всех людей, но и для себя. Он хочет знать не только о том, в чем смысл человеческой жизни вообще, но и о том, в чем смысл именно его жизни, на какие ценности он должен ориентироваться и т.д. Философия имеет свой специфический категориальный аппарат, опирающийся на весь совокупный опыт развития человечества и формирующийся исторически. Категории философии - это универсальные понятия, отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, процессов... Знания о мире, о человеке развиваются, вместе с этим меняется и содержание категорий - они тоже развиваются. Так, в античности были свои представления о материи, движении, пространстве, времени, сущности человека и т.д., в средневековье - свои, в Новое время - свои и так далее. Основные области философии: 1) онтология (от греч. “сущее” и “учение”) - учение о бытии как таковом, о его сущности, формах, основополагающих принципах. Бытие - философская категория, служащая для обозначения того, что уже существует, есть в наличии, и раскрывающая особенности этого существования. Можно говорить о бытии природы, общества, человека, духовном бытии. Бытие не сводится к бытию материально-предметному, есть еще бытие духовного мира - идеальное бытие: общезначимые нравственные, эстетические, религиозные, познавательные принципы и ценности, например. Кроме того, есть индивидуализированное духовное бытие - сознание индивида. Содержание его сознания субъективно, но сам факт его наличия - объективен. Для меня объективным является наличие сознания у других людей. 2) гносеология (от греч. “познание”, “знание” и “учение”) - теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы познания: его возможности, условия, источники, методы, формы и т.п. 3) натурфилософия (от лат. “природа”) - философия природы, умозрительное истолкование природы в целом. 4) антропология (от греч. “человек” и “учение”) – философское учение о человеке. 5) этика (от греч. “место общего пребывания”, “нравы определенного сообщества”) - философская наука о морали. 6) эстетика (от греч. “чувствующий”, “чувственный”) – философская наука о творчестве по законам красоты, о природе художественного творчества. 7) аксиология (от греч. “ценность” и “учение”) - учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих для человека абсолютное значение. 8) логика (от греч. “построенный на рассуждении”, “слово”, “понятие”, “рассуждение”, “разум”) – наука об общезначимых формах и средствах мысли. 9) социальная философия – учение об обществе и его истории. Так как философия изучает принципы взаимосвязи человека и мира в их целостности, многие философы пытались создать целостные философские системы, в которых мир действительно бы представал как целостность в своих наиболее общих закономерностях. Поэтому в таких системах онтология оказывается связанной с гносеологией, аксиологией, этикой.
Date: 2015-09-18; view: 295; Нарушение авторских прав |