Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. В учебном пособии освещены биологические проблемы, связанные с охраной и рациональным использованиям ресурсов пресмыкающихсяСтр 1 из 82Следующая ⇒
А.А. Кидов, К.А. Матушкина
РЕСУРСЫ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Учебное пособие
МОСКВА 2015 УДК 598. 1 (075. 8) ББК 28. 693. 34 Я 73 К 38
Кидов А.А., Матушкина К.А. Ресурсы пресмыкающихся: Учебное пособие. М.: Изд-во РГАУ – МСХА, 2015. 193 с.
В учебном пособии освещены биологические проблемы, связанные с охраной и рациональным использованиям ресурсов пресмыкающихся, рассмотрены основные аспекты их систематики, географического распространения, морфологии, воспроизводства и хозяйственного использования.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология».
Рецензент: профессор кафедры морфологии и ветеринарии РГАУ–МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор биол. наук В.П. Панов
ISBN
© Кидов А.А., Матушкина К.А. 2015 © ФГБОУ ВО РГАУ–МСХА имени К.А. Тимирязева, 2015 © Издательство РГАУ–МСХА СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Герпетология – уникальное в своем роде направление зоологической науки. Несмотря на то, что в своем первоначальном значении этот термин относился лишь к учению о пресмыкающихся, в XX веке он уже присовокупил к себе батрахологию (науку о разнообразии земноводных) и в понимании большинства исследователей охватил оба класса наземных эктотермных позвоночных. Удивительно, но земноводные и пресмыкающиеся, морфологически и эволюционно отстоящие друг от друга дальше, чем пресмыкающиеся с птицами или пресмыкающиеся с млекопитающими, охвачены общим учением, и нередко одни и те же исследователи с равным правом могут назвать себя специалистами, как по земноводным, так и пресмыкающимся. Таким образом, интересы герпетологии в ее современном широком понимании охватывают почти 16 тысяч видов животных, то есть больше, чем орнитология и териология вместе взятые. Несмотря на исключительную роль герпетофауны в биоразнообразии нашей планеты, а также в жизни природных экосистем и человека, в учебном процессе изучению земноводных и пресмыкающихся традиционно уделяется слишком мало внимания и времени. Первое и одновременно последнее учебное пособие, «Герпетология» (Терентьев, 1961), предназначенное для изучения этих систематических групп учащимися в высших учебных заведениях нашей страны, к настоящему времени устарело и нуждается в переиздании. Дисциплина «Ресурсы пресмыкающихся» является инновационным учебным курсом для современного отечественного биологического образования и имеет большое значение для формирования естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления будущих магистров-биологов. Ограничения в объеме представленной работы позволили нам лишь кратко изложить преимущественно справочного характера информацию о мировых ресурсах пресмыкающихся. Мы умышленно избегаем повторений с более ранним изданием, «Ресурсы земноводных» (Кидов, 2013), и не приводим в настоящем учебном пособии сведений о критериях ресурсной оценки видов, причинах сокращения их численности, общих принципах охраны, международной деятельности в деле сохранения ресурсов герпетофауны, освещенных ранее. Нами преднамеренно сделан акцент на отечественных видах черепах, ящериц и змей, проблемах сохранения, восстановления и использования их ресурсов в России, как наиболее важных для полноценного воспитания магистров по направлению 020400.68 «Биология» по программе подготовки «Ресурсы позвоночных животных (охрана, воспроизводство, рациональное использование)». Создание первого в нашей стране учебного курса «Ресурсы пресмыкающихся» и этой книги было бы невозможно без постоянной поддержки со стороны заведующего кафедрой зоологии, профессора, доктора сельскохозяйственных наук Г.И. Блохина и многих других сотрудников РГАУ–МСХА имени К.А. Тимирязева. Также неоценимый вклад в создание настоящего учебного пособия внес рецензент – профессор кафедры морфологии и ветеринарии РГАУ–МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор биологических наук В.П. Панов. Всем им выражаем свою искреннюю признательность.
Date: 2015-09-18; view: 729; Нарушение авторских прав |