Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серебряный век русской культуры





Духовное состояние общества.Начало XX в. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули в той или иной степени и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

Наука.Россия рубежа XIX — XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

В начале XX в. в России появилось множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и др., объединявших ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

В поисках общественного идеала.Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX в. был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное — универсальностью. К тому же марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства.

Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 г. был подвергнут пересмотру и революционный принцип переустройства общества.

В 1909 г. вышел в свет сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и др. Все они когда-то увлекались марксизмом, а затем перешли на позиции идеализма и создания новой религиозной философии. Авторы сборника предъявили жестокий счет русской интеллигенции, обвинив ее в догматизме, в приверженности устаревшим философским учениям XIX в., в незнании современной философии, в нигилизме, низком правосознании. Они считали, что огромная ошибка интеллигенции состояла в отрыве от народа, атеизме, забвении и охаивании русской истории и пр. Все эти негативные качества, по их мнению, и привели к тому, что именно русская интеллигенция явилась главным подстрекателем революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы. Веховцы делали вывод о бесперспективности в России идей революционного преобразования. Они были убеждены, что социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении. Русские религиозные философы считали, что официальная православная церковь, слишком связавшая себя с самодержавным государством, не может взять на себя роль спасителя русских душ.


Большое место в трудах русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и др. занимала так называемая русская идея — проблема самобытности исторического пути России, своеобразие ее духовной жизни, ее особое предназначение.

Литература. Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма XIX в. Ведущие позиции занимали корифеи — Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. Заявили о себе И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения творческой интеллигенции, протестующей против главного принципа реалистического искусства — принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал — материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты- символисты. Они объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что только вера и релшия являются основой человеческого бытия и искусства. «Без веры в божественное начало, — утверждал патриарх русского символизма Дм. Мережковский, — нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы». Символисты считали, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов.

Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.

Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним прежде всего связано понятие «Серебряный век».

В творчестве символистов звучали тревожные ощущения грядущих катастроф. Но в их стихах был и романтический призыв к новому миропорядку, основанному на духовной свободе и единении людей,.вера в особое историческое предназначение России.

С противоположными идеями выступали акмеисты (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной, земной жизни. Акмеисты призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.


Русская художественная культура начала XX в. испытала и влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Авангардизм вобрал в себя различные художественные направления и стили, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. Футуристы конструировали новые слова, использовали в своих произведениях вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» и др.

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».

Живопись.Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников — И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин. Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления создали творческое общество «Мир искусства». «Мирискусники» резко критиковали передвижников, считая, что последние нанесли огромный вред русской живописи. Они считали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, оформительского искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников. Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.


Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своим живописным системам художников, как М. Врубель, К- Петров-Водкин и др.

В это же время в русской живописи появились группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «Бубнового валета» были П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др. В своем творчестве «бубновые валеты» стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, литературной и иной подчиненности. По их мнению, в живописи важно пользоваться только присущими ей средствами — цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.

Ряд крупнейших русских художников — В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

Скульптура.Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Значительных успехов достиг П. П. Трубецкой, в произведениях которого прослеживались тенденции импрессионизма. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. Они наиболее последовательно отразили главное художественное правило мастера: запечатлевать пусть еще мало заметное мгновенное внутреннее движение человека. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, задуманный как некий антипод другому великому монументу — «Медному всаднику» Э. Фальконе.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А. С. Голубкиной. Основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа или жизненного факта, а создание обобщенного явления: «Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат» (1907), «Спящие» (1912) и др.

Значительный след в русском искусстве Серебряного века оставил С. Т. Коненков. Его творчество стало воплощением преемственности традиций реализма в новых направлениях. Он прошел через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камне-боец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»). И при всем этом он оставался мастером яркой творческой индивидуальности.

В целом же русская скульптурная школа была в меньшей степени по сравнению с живописью затронута авангардными тенденциями.

Архитектура.Во второй половине XIX в. новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «стиль модерн». Одной из особенностей этого направления была стилизация русских архитектурных мотивов — так называемый неорусский стиль.

В неорусском стиле построена церковь в Абрамцеве (1881 — 1882), над которой работали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и А. С Мамонтов. В дальнейшем Васнецов осуществил проект Третьяковской галереи.

Наиболее известным архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского, модерна, был Ф. О. Шехтель. В начале своего творчества он использовал средневековые готические образцы. В этом стиле в Москве были построены особняк 3. Г. Морозовой (1893), дом А. Н. Рябушинского (1900 — 1902). В дальнейшем Шехтель не раз обращался к традициям русского деревянного зодчества. Ярким свидетельством этого является здание Ярославского вокзала в Москве (1902 — 1904). Позже Шехтель стал близок к так называемому рационалистическому модерну. Для этого направления характерно значительное упрощение архитектурных форм и конструкций. Самыми значительными зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газеты «Утро России» в Москве (1907), дом московскою купеческого общества.

В этот период наряду с архитекторами «новой полны» значительные позиции занимал неоклассицизм (И. В. Жолтовский), распространенным был также прием умышленного смешения различных архитектурных стилей. Наиболее показательным в этом плане было здание гостиницы «Метрополь» в Москве (1900), сооруженной по проекту известною i радостроителя В. Ф. Валь-котта.

Музыка, балет, театр, кинематограф.Начало XX в. стало временем творческою взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Эти композиторы пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Значительного расцвета достигла и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов — Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.

К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время появились и новые веяния. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов — А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стало новаторство в театральных постановках. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров — К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. К. Станиславский — основатель психологической актерской школы — считал, что будущее театра — в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерскою перевоплощения В Мейерхольд отдавал предпочтение театральной условности, обобщенности, использовал элементы народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов ставил выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Появился интерес к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

Начало XX в. — время зарождения нового вида искусства — кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.

В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. Основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами. Мировую известность получили режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.

Несомненный заслугой кинематографа была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры — непременного атрибута буржуазного общества.

Таким образом, культура начала XX в. переживала необычайный расцвет. В то же время новые направления в искусстве провозглашали уход от реальной жизни в сферу чистого искусства. Несмотря на несомненный интерес к народным культурным традициям, высокие достижения культуры оставались недоступными широким слоям народа.

ДОКУМЕНТ

ИЗ ДОКЛАДА С. П. БОБРОВА «ОСНОВЫ НОВОЙ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ»

В настоящее время... русские пуристы перестали учиться во Франции. Преодолев французов, русские пуристы увидели, что на их родине так много еще нетронутого и неразработанного. Наши изумительные иконы — это мировые венцы христианского религиозного искусства, наши старые лубки, северные вышивки, каменные бабы, барельефы на просфорах, на крестах и наши старые вывески. Здесь столько нового, никем не тронутого. Теперь, кажется, любят старину художники, занимаются ею, но почему-то сами они не идут далее дешевой и пошловатой стилизации, не понимая, не чувствуя громадной живописной ценности бесхитростных этих шедевров. Но русские пуристы, приглядев все эти ценности, сжились с ними, вошли в самую душу их. Отныне наша родная старина, наш архаизм ведет нас в неизведанные дали.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Чем характеризовалась культурная и духовная жизнь российского общества начала XX в.? Каковы наиболее значительные достижения культуры этого периода? В чем причины взрыва творческой активности в этот период? 2. Расскажите о важнейших научных открытиях русских ученых в начале XX в. 3. Вопрос о судьбе и предназначении России стал в начале XX в., особенно после революции 1905 г., ключевым вопросом русской философской мысли. Как вы думаете, почему? 4. Дайте характеристику ведущих направлений в литературе и живописи. Чем было вызвано появление авангардных стилей в этих областях культуры? 5. Определите общие черты художественной культуры России рубежа веков.

Расширяем словарный запас:

БИОСФЕРА — область распространения жизни на Земле.

ДОГМАТИЗМ — метод мышления, опирающийся на догмы — непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.

ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, противоположное материализму в решении основного вопроса философии

ИДЕОЛОГИЯ — система идей и взглядов, отражающих отношение различных групп людей к окружающей действительности и друг к другу.

НИГИЛИЗМ — отрицание общепризнанных ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ — премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук за счет средств, оставленных шведским изобретателем и промышленником А. Нобелем.

НООСФЕРА — состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

СИМВОЛИЗМ — направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ — понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений.

ФУТУРИЗМ — направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание новой урбанистической цивилизации.

Раздел II. РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917 — 1927 гг.)







Date: 2015-09-18; view: 841; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию