Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лезгинка - как танец, откуда появился, зарождение и возникновение





При контакте двух, различных между собой культур и языков, часто, возникает необходимость по-новому обозначить некоторые элементы быта. Для того чтобы облегчить взаимопонимание между людьми, часто, дают новые название и меняют уже существующие название предметов быта. Если в быту появился новый предмет обихода, которые местные купцы привозили из России, этому предмету дадут название чем-то схожее на его русское название с учетом местных языков. Типичным примером такого "обозначение" и возникновения новых понятий в современный исторический момент является слово "бистро", название заведений общественного питания.

Это название в Россию пришло из Франции, как французское название кафе, хотя само слово русское и произносили это слово в французских заведениях русские эмигранты. От частого употребления русскими слов "быстро - быстро", французы, обозначили такие заведения словом "БИСТРО". Вот что-то подобное, возможно и было с названием танца "лезгинка". Предположительно, до 16-17 века, жителей нынешнего Дагестана называли лезгинами, не различали отдельные национальности, видать в этом не было такой необходимости. Тут нужно заметить, что все национальности и тогда существовали, но не различались приезжими как отдельные национальности, а для своего удобства называли лезгинами. Были времена, называли всех жителей северного Кавказа черкесами и т.д. Люди приезжающие тогда в Дагестан заметили этот танец и для себя выделили как одним из "отличительных" особенностей людей живущих на этой территории. Для людей живущих в Африке отличительным качеством для приезжих является темная кожа местных жителей и как мы знаем, обозначили приезжие эту "отличительную" особенность словом "негры".

Танец "лезгинка" настолько было примечательным, интересным и оригинальным, для приезжих "дикарей", что они решили дать ему название, как чему-то особому, отличительному.

Еще одним странным, примечательным моментом является то, что танец "лезгинка" в большинстве случаев предполагается как мужской танец и известен этот танец больше в исполнении мужчин. В том и парадокс, название танца "лезгинка" имеет больше женский "оттенок", хотя сам танец известен как мужской. Конечно женщины тоже танцуют лезгинку, женский вариант лезгинки, но популярность и известность имеет именно мужской вариант. Вот и получается, танец мужской, а название женской. Может на это прольет свет то, что на русском языке "лезгин" - мужчина лезгинской национальности, а женщина, соответственно - "лезгинка". Тут, конечно, найти какое-то вразумительное объяснение сложно. Единственное, что можно предположить, что в один прекрасный день, предположительно 8 марта, местное мужское население, не имея возможность купить французские духи, на женский праздник, решили им, женщинам, сделать равноценный подарок - назвать танец на женский манер. Кстати, лица НЕ кавказской национальности, часто, танец называют лизгинкой, путают буквы "е" - "и".

Есть еще более оригинальное объяснение откуда возник танец "лезгинка". Этот вариант предполагает, что этот танец придумали финансисты и биржевые маклеры... ещё версия - гипотеза - "Лезгинка. скачать без регистрации"

Азербайджанская музыка подпитывает мировую джазовая музыку, очень много известных музыкантов, этнических азербайджанцев, стали известны как исполнители джазовой музыки, так же, немало важным фактом является рост популярности Азербайджанской музыки в мировом шоу бизнесе. Богатство и многообразие азербайджанской музыки связано прежде всего с историей азербайджанского народа, с его культурным наследием.

Армянскую музыку - можно считать одним из лидером на мировой арене этнической музыки и более того, армянские музыканты играют очень заметную роль в мировой джазовой музыке и естественно в классике тоже. Армянская музыка давно завоевала мировое признание благодаря своей этнической составляющей и выдающимся исполнителям народных песен и музыки.

Посмотрите, на Кавказе с малых лет детям прививается ритм народного танца. Именно поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют этим танцем в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать русский народный танец? Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это! Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. Но сам факт! Лезгинку танцуют все!!! Именно поэтому я могу утверждать, что это самый народный танец. И никто не сможет меня в этом переубедить.

Более того, сегодня лезгинку танцуют точно также, как танцевал ее дед Илико Сухишвили в Лондоне перед английским королем в начале 20 века, когда он был удостоен золотой медали Всемирного фестиваля народного танца. Танец лезгинка с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. Как лезгинка была народным танцем, так она и осталась им. Но, возникает другой вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ на этот вопрос тоже очевиден. Главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог лезгинке не потерять свою самобытность. Ведь посмотрите, что сегодня происходит вокруг: все культурные ценности и традиции подменяются псевдо ценностями, ноу-хау, который очень часто губительно сказываются на развитии народа. Самый простой пример: в старину для русского человека было очень важно, чтоб при женитьбе

Лезги́нка (лезг. Лезги кьуьл, азерб. Ləzginka, авар. къурди [1], чеч. ловзарг, ингуш. халхар, осет. зилгæ кафт[2][3], тымбыл кафт[4][5], кабард.-черк. ислъэмей [6][7], адыг. ислъамый, карач.-балк. стеме [8][9], джанъыз [10], груз. мтиулури, лекури; арм. арцвапар, лернапар) — народный танец, в различных разновидностях распространён по всему Кавказу[11][12] — у лезгин, кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, кумыков, ингушей, а также у казаков и др. В некоторых источниках определялась и как народный танец лезгин[13][14]. Музыкальный размер 6/8[13]. Танец "лезгинка" (известен также в Иране[ источник не указан 17 дней ] под названием "Лазги, лезги", в Грузии "Лекури", что означает – "лезгины(леки) танцуют"[ источник не указан 17 дней ], который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.

  1. Умаханова А. М. Хореографическое искусство кумыков в исторической науке и баллетристике XIX — начала XX века. — Махачкала, 1991
  2. Абаев В. И. Под редакцией Исаева М. И. Русско-осетинский словарь. — М.: Наука, 2000. С. 223
  3. Исаева З. Г., Цагаева А. Д. Краткий русско-осетинский словарь. — М.: Русский язык, 1978. С. 198
  4. Под редакцией Гуриева Т. А. Ирон-уырыссаг дзырдуат. — Дзæуджыхъæу: Алания, 2004. С. 412]
  5. Под редакцией Касаева А. М. Осетинско-русский словарь. — Владикавказ, 1993
  6. Исламей в БСЭ
  7. Исламей
  8. Под редакцией Тенишева Э. Р. и Суюнчева Х. И. Къарачай-малкъар-орус сёзлюк. — М.: Русский язык, 1989. С. 571
  9. Общие и отличительные свойства в хореографии народов Северного Кавказа
  10. Под редакцией Тенишева Э. Р. и Суюнчева Х. И. Къарачай-малкъар-орус сёзлюк. — М.: Русский язык, 1989. С. 227
  11. Лезгинка — статья из Большого Энциклопедического словаря
  12. Галаев Б. А. Осетинские народные песни. — М.: Музыка, 1964. С. 7
  13. 12 Лезгинка — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  14. Лезгинка — статья из Краткого музыкального словаря

Грузинский вариант лезгинки — народный танец лекури в исполнении ансамбля «Сухишвили-Рамишвили».

Лезгинка

Наверно нет такого человека, не знающего этого прекрасного зажигательного танца. Не раз встречался с такой ситуацией, когда люди узнают, что я лезгин, то улыбаются и говорят: «А-а, лезгинка…», и вспоминают этот зажигательный танец. Лезгинка- действительно наш народный танец. А наш ансамбль «Лезгинка» в Дагестане известен не только в нашей республике, в нашей стране, но и за её пределами. И плох тот лезгин, который не умеет плясать лезгинку.

Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Внимательно прислушайтесь к старинной лезгинской музыке и многим мелодиям, особенно старинным армянского и грузинского народа. Мы здесь найдем много общего. Иначе не могло быть, поскольку эти три народа тысячелетиями жили по соседству, помогая друг другу в беде и радости между собой, обогащая друг друга, особенно в музыкальной и танцевальной культуре.

Известный всемирный танец "лезгинка". Кто его не знает? У истоков этого танца стоял великий талантливый лезгинский народ, ведь чтобы стать таким распространенным, быть таким любимым многими народами, нужны были столетия! Лезгинская культура, включая и советский период либо разрушалась, уничтожалась, либо присваивалась. Нам здесь только остается привести названия лезгинских народных танцевальных мелодий, собранных нашим уважаемым Забитом Ризвановым. Слова и мелодии из них утеряны. Может, кто-нибудь помнит их, запишите и сохраните.

Вот некоторые названия лезгинских народных танцевальных мелодий, приводимых в книге "История лезгин" Ризвана и Забита Ризвановых:

Лезгинка, Апай, Мулейли, Терекма, Магьи дилбер, Перизада, Акъуша, Къавумар,Пекер баха, Гиляр, Шагьсенем, Керем, Къарид руш, Къизилгуьл, Сегьерар и многие другие.

Основой Лезгинки были и остаются такие танцы, как "Дагъларин таватар","Зегьметчияр","Мехъер","Гатфар","Кьвепаюнрикай ибарат аскерин кьуьл", “Къуншидин руш”,”Даллай”,”КIанибурун макьам”,”Дагъларин макьам”,”Лезги кьуьл”,”Шарвили” и многие другие.

Знаменитый лезгинский танец "лезгинка" (известен также в Иране под названием "Лазги, лезги", в Грузии "Лекури", что означает – лезгины(леки) танцуют), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.

Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово лекь. Не может быть никаких сомнений в том, что это «совпадение» является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Пересечение понятий «орел», «печень», «душа», «мечта» находит свое продолжение и в других восточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман «мечта, пожелание» (ср. таб. арзу «желанный, заветный»), которое никоим образом не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чечен. эрзу «орел» и чамал. эрцим «беркут» (ср. урарт. арциб - предположительно также «орел»).

Древнейшее население Малой Азии, память о котором сохранилась среди прочего в донесенном до нас древнегреческими источниками этнониме лелег, называло себя, вероятно, также по имени птицы - их тотемического знака. Характерный головной убор (из птичьих перьев) этих древнейших насельников Передней Азии и сопредельных европейских регионов позволяет дать этимологию этнонима лелег (ср. лезг. леглег, авар. лакълакъ «аист», лак. лелуххи «птица», рут. эрфи-лелей «вид орлиных», цез. лела «перо; крыло», из восточно- кавказского субстрата происходит и азерб. лелек «птичье перо»), который мог означать «люди-птицы, крылатые люди».
Название похожего танца грузин картули(кардули), по всей вероятности, также происходит от лезгинского названия кард -сокол, полет которой имитируется танцором.

Родиной "лезгинки", по мнению исследователей, является именно Лезгистан(Алупан - Кавказская Албания, Ширван (VI—XVII вв.), Лакз (VI—XV вв.)), где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области [Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР. М., 1963].

По словам народного артиста России, лауреата Государственной премии России и Дагестана, художественного руководителя "Лезгинки" Иосифа Матаева, 90% музыки при постановке всех танцев "Лезгинки", будь это татский или аварский танец или танец другого дагестанского народа, написаны заслуженным деятелем искусств Дагестана лезгином Зейналом Гаджиевым.

В первые годы создания "Лезгинки" в ней значительное место занимали танцы лезгиноязычных народов, а музыкальное оформление было основано, в основном, на лезгинских танцевальных мелодиях.

Все свое настроение, все свои чувства,танцор выражает в этом танце.

Во время воин “лезгинка” служила ритуальным танцем наших воинов для поднятия духа.

Также “лезгинка” служила поводом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу и познакомиться молодым людям было нелегко. В основном всегда девушки собирались на свадьбах, и тогда юноша, сделав какое-нибудь движение подзывает девушку на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.


...Друг друга взглядом лишь касаясь
Их танец в музыке парит
Дует в поэму превращаясь
Как славный диалог звучит...

Сейчас ЛЕЗГИНКА - танец дружбы, любви и счастья.



Источники:
И.ГАДЖИМУРАДОВ, Бонн, ФРГ
Г.И.Абдурагимов Кавказская Албания-Лезгистан
История лезгин Забит Ризванов
Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР. М., 1963

Date: 2015-09-18; view: 5553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию