Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свойства массы
Ритм Ритм первоначально это ритм ног. Каждый человек ходит, а поскольку онходит на двух ногах и попеременно касается земли ступнями, поскольку онпередвигается, покуда происходит это касание, независимо от его желаниявозникает ритмический звук. Шаг правой и левой ноги никогда не бываетсовершенно одинаков. Разница между ними может быть больше или меньше, этозависит от личных свойств или настроения. Можно также идти быстрее илимедленнее, можно бежать, внезапно остановиться или прыгнуть. Человек всегда прислушивался к шагам других людей, они навернякаинтересовали его больше, чем свои собственные. Хорошо известна и походкаразных животных. Многие из их ритмов богаче и выразительней, чем у людей.Когда бегут стада копытных словно движутся полки барабанщиков. Древнейшимзнанием человека было знание животных, которые его окружали, которые емуугрожали и на которых он охотился. Он учился распознавать их по ритмудвижения. Древнейшим шрифтом, который человек учился читать, был шрифт следов. Это была своего рода ритмическая нотопись, существовавшая испоконвеков; она сама собой запечатлевалась на мягкой земле, и человек, читавшийследы, связывал с ними шум, при котором они возникали. Следы зачастую бывали многочисленные, густые. Люди, первоначальножившие мелкими ордами, молча разглядывали их и проникались сознанием, каквелика разница между их малым числом и громадностью этих стад. Они былиголодны и все время искали добычу; чем больше добычи, тем лучше для них. Ноони так же хотели, чтобы их самих было больше. Стремление людей умножатьсявсегда было сильным. Не стоит, однако, понимать под этим словом простоежелание плодиться. Люди хотели, чтоб их было больше теперь, в данномконкретном месте, в этот самый момент. Многочисленность стад, на которых ониохотились, и желание множить собственное число своеобразно переплетались вих душе. Свое чувство они выражали в определенном состоянии общеговозбуждения, которое я называю ритмической или конвульсивной массой. Средством для этого был прежде всего ритм их ног. Вслед за одними идутдругие. Шаги, быстро вторя шагам, создают впечатление множества людей. Онине сдвигаются с небольшою пятачка, танцуют все время на одном месте. Шаги ихне становятся тише, они повторяются и повторяются с неизменной громкостью иживостью. Их интенсивность компенсирует недостаток численности. Когда топотстановится сильней, впечатление такое, будто людей больше. Для всех людейвокруг танец обладает притягательной силой, которая не ослабевает, покуда онне кончится. Все, кто только может его слышать, присоединяются к нему,включаются в него. Самым естественным было бы, если бы этот приток людейпродолжался. Но поскольку вскоре не остается уже никого, кто мог бы к нимприсоединиться, танцующие, сознавая свое ограниченное число, должныизображать нарастание сил. Они двигаются так, как будто их становится всебольше. Их возбуждение растет и доходит до неистовства. Но каким образом они компенсируют недостаток численности? Тут особенноважно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же,как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движенияголовой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Все, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь,каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся кобщему знаменателю. Они совсем сближаются, часто покоясь друг на друге. Ихравноценность подкрепляется плотностью и совмещается с равенством. И вотперед тобой пляшет единое существо с пятьюдесятью головами, сотней ног исотней рук, все движутся единообразно и с единой целью. На вершиневозбуждения эти люди действительно чувствуют себя одним целым, и лишьфизическое изнеможение валит их с ног. У всех конвульсивных масс--именно благодаря ритму, который имиовладевает, есть что-то сходное. Это наглядно может продемонстрироватьрассказ об одном таком танце, относящийся к первой трети прошлого века. Речьидет о танце хака новозеландского племени маори, танце первоначальновоинском. "Маори стали в длинный ряд по четыре человека. Танец, называемый"хака", должен был внушить страх и ужас каждому, кто видел его впервые. Всеплемя, мужчины и женщины, свободные и рабы, стояли вперемешку, независимо отзанимаемого ими положения. Мужчины были совершенно нагие, если не считатьпатронташей, опоясывавших их. Все были вооружены ружьями и штыками,прикрепленными к концам копий и к палкам. Молодые женщины с обнаженнойгрудью, включая жен вождя, также принимали участие в танце. Такт пения, сопровождавшего танец, выдерживался весьма строго.Подвижность этих людей была поразительна. Вдруг все они высоко подпрыгивали,отрываясь от земли одновременно, как будто ими двигала одна воля. В тот жемиг они взмахивали своим оружием и изображали на лице гримасу. Со своимидлинными волосами, которые у них обычны как для мужчин, так и для женщин,они были подобны войску горгон. Опускаясь, все издавали громкий стук о землюдвумя ногами одновременно. Этот прыжок в воздух повторялся часто и во всеболее быстром темпе. Черты их были искажены так, как только возможно для мускуловчеловеческого лица, и всякую новую гримасу в точности повторяли всеучастники. Стоило одному сурово, как будто винтом, стянуть лицо, все тотчасему подражали. Они так вращали глазами, что порой виден был только белок иказалось, что в следующий миг они выскочат из орбит. Все одновременновысовывали длинные-предлинные языки, как этого никогда не смог бы сделать ниодин европеец; для этого нужно долго, чуть ли не с детства, упражняться. Ихлица представляли собой зрелище ужасающее, и облегчением было отвести от нихвзгляд. Каждая часть их тела жила отдельной жизнью: пальцы рук и ног, глаза,языки, равно как сами руки и ноги. Они громко били себя ладонями то по левойчасти груди, то по бедрам. Шум их пения был оглушителен, в танце участвовалоболее 350 человек. Можно себе представить, какое воздействие производил этоттанец в военные времена, как он возбуждал храбрость и как усиливалвраждебность обеих сторон друг к другу" '. ' I. S. Polark. New Zealand. Л narrative of travels and adventures.London, 1838, Vol. 1, p. 81-84. Вращение глазами и высовывание языка знаки вызова и противостояния. Ихотя война, вообще-то, дело мужчин, причем свободных мужчин, возбуждениехакой охватывает всех. Масса здесь не знает ни пола, ни возраста, ниобщественного положения: все действуют как равные. Однако что отличает этоттанец от других подобного же рода это особенно ярко выраженное разветвление равенства. Получается, будто каждое тело оказывается разложенным наотдельные части, не только на руки и ноги, это как раз бывает часто, нотакже и на пальцы рук и ног, языки и глаза, причем все эти языки действуютсинхронно, делают одно и то же в один и тот же миг. Равными в одном и том жедействии оказываются то все пальцы, то все глаза. Самые мелкие частицы телобъединяются этим равенством, которое проявляется в непрерывно нарастающемдействии. Вид 350 человек, которые одновременно подпрыгивают вверх,одновременно высовывают языки, одновременно вращают глазами, долженпроизвести впечатление неодолимого единства. Плотность здесь это не толькоплотность людей, но также плотность отдельных частей их тела. Кажется, что,даже если бы эти пальцы и языки не принадлежали людям, они могли быдействовать и сражаться сами по себе. Ритм хаки делает самоценным каждое изэтих равенств в отдельности. Все вместе и на таком подъеме они неодолимы. Ведь происходит все так, как будто предполагается, что это увидят: какбудто враг на них смотрит. Интенсивность совместной угрозы вот что такоехака. Но возникнув ради этой цели, танец стал чем-то большим. Выучиваемый смалых лет, он имеет разные формы и исполняется по всяким возможным поводам.Многих путешественников приветствовали, исполняя перед ними хаку. Из ихрассказов мы и получили эти сведения. Две дружественные группы,встретившись, также приветствуют друг друга исполнением хаки; и это делаетсятак серьезно, что неосведомленный наблюдатель каждый миг опасается началабитвы. При торжественном погребении большого вождя, после всех горькихстенаний и актов самоистязания, принятых у маори, после торжественного ивесьма обильного пиршества все вдруг вскакивают, хватают свои ружья иначинают хаку. В этом танце, в котором могут участвовать все, племя ощущает себямассой. Они исполняют сто всякий раз, когда испытывают потребность в том,чтобы быть массой и предстать в этом качестве перед другими. Добившисьритмического совершенства, племя обретает необходимую уверенность в своейцели. Благодаря хаке его единство не подвергается серьезной внутреннейугрозе.Date: 2015-09-18; view: 435; Нарушение авторских прав |