Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Укрощение масс в мировых религиях
Паника Паника в театре, как уже часто бывало замечено, это распад массы. Чем сильнее объединяло людей представление, чем более замкнута форма театра,который держит их вместе внешне, тем более бурно происходит распад. Впрочем, может быть и так, что само по себе представление еще несоздает настоящей массы. Часто оно вовсе не захватывает публику, которая нерасходится просто потому, что уже пришла. То, чего не удалось вызвать пьесе,тотчас делает огонь. Он не менее опасен для людей, чем звери, самый сильныйи самый древний символ массы. Весть об огне внезапно обостряет всегдаприсутствовавшее в публике чувство массы. Общая, несомненная опасностьпорождает общий для всех страх. На какое-то время публика становитсяподлинной массой. Будь это не в театре, можно было бы вместе бежать, какбежит стадо зверей от опасности, черпая дополнительную энергию в единойнаправленности движения. Такого рода активный массовый страх великоеколлективное переживание всех животных, которые живут стадом, быстро бегаюти вместе спасаются. В театре, напротив, распад массы носит насильственный характер. Дверимогут пропустить одновременно лишь одного или нескольких человек. Энергиябегства сама собой становится энергией, отбрасывающей назад. Между рядамистульев может протиснуться лишь один человек, здесь каждый тщательно отделенот другого, каждый сидит сам по себе, на своем месте. Расстояние доближайшей двери для каждого разное. Нормальный театр рассчитан на то, чтобызакрепить людей на месте, оставив свободу лишь их рукам и голосам. Движениеног по возможности ограничивается. Таким образом, внезапный приказ бежать, который происходит от огня,вступает в противоречие с невозможностью совместного движения. Дверь, черезкоторую каждый должен протиснуться, которую он видит, в которой он видитсебя, резко отделена от всех прочих, это рама картины, которая очень скороовладевает его мыслями. Так что масса подвергается насильственному распадукак раз на вершине своего самоощущения. Резкость перемены проявляется всамых сильных, индивидуальных действиях: люди толкаются, бьются, бешеноколотят вокруг. Чем больше человек борется "за свою жизнь", тем яснее становится, чтоборется он против других, которые мешают ему со всех сторон. Они выступаютздесь в той же роли, что и стулья, балюстрады, закрытые двери, с той толькоразницей, что эти другие еще движутся против тебя. Они теснят тебя отовсюду,откуда только хотят, вернее, откуда теснят их самих. Женщин, детей, стариковщадят не больше чем мужчин, здесь просто никого не различают. Это характернодля массы, где все равны; и хотя каждый уже не ощущает себя частицей массы,он все еще ею окружен. Паника это распад массы внутри массы. Отдельныйчеловек отпадает от нее в момент, когда ей как целому грозит опасность, онхочет от нее отделиться. Но так как он физически еще принадлежит ей, онвынужден против нес бороться. Довериться ей теперь означало бы для негогибель, поскольку гибель грозит ей самой. В такой момент он делает все,чтобы как угодно выделиться. Ударами и пинками он навлекает на себя ответныеудары и пинки. Чем больше он их раздает, чем больше получает в ответ, темяснее он ощущает себя, тем отчетливей начинает вновь осознавать границысобственной личности. Интересно наблюдать, как много общего оказывается между массой ипламенем для вовлеченных в эту борьбу. Масса возникает благодарянеожиданному виду огня или возгласу "Пожар!"; подобно пламени она играет стем, кто пытается из нее вырваться. Люди, которых этот человек расталкивает,для него словно горящие предметы, их прикосновение к любому месту телавраждебно ему, оно его пугает. Это общее чувство враждебности, напоминающееоб огне, захватывает каждого, кто попадается на пути; то, как он постепенноподступает к каждому предмету отдельно и наконец полностью его охватывает,весьма напоминает поведение массы, грозящей человеку со всех сторон.Движения в ней непредсказуемы, вдруг вырывается из нее рука, кулак, нога,точно языки пламени, которые могут взвиться внезапно и где угодно. Огонь,приобретший вид лесного или степного пожара, есть враждебная масса, каждыйчеловек может это ярко почувствовать. Огонь вошел в его душу как символмассы и таким остается в его сознании. А когда приходится видеть, как впанике старательно и как будто бессмысленно топчут ногами человека это естьни что иное, как растаптывание огня. Панику как распад можно предотвратить лишь в том случае, если продлитьпервоначальное состояние общего массового страха. Это возможно в церкви,которой что-то грозит: тогда в общем страхе начинают молиться общему Богу,ибо ему одному дано совершить чудо потушить огонь.Date: 2015-09-18; view: 256; Нарушение авторских прав |