Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформирование государственного управления в сфере образования: проблемы и пути решения





 

В конце XX в. во всем мире наметились изменения в системе функционирования высшего и послевузовского профессионального образования. Наиболее важными из них можно назвать возрастающую роль знаний как движущей силы экономического роста в планетарном масштабе; информационную и коммуникационную революцию; появление глобального рынка труда и социально-политические трансформации на земном шаре.

Начавшиеся в середине 1980-х гг. коренные экономические и политические преобразования в нашей стране вызвали необходимость создания новой концепции высшего образования. Распад СССР повлек за собой дезинтеграцию существовавшей единой образовательной и научной системы и послужил началом новой государственной политики рыночных преобразований, в том числе в сфере образования, при которой подготовка профессиональных и научных кадров стала осуществляться в государственных и негосударственных учреждениях и организациях.

Происходящие глобальные изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, адаптация функциональных управленческих подсистем бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа к международным стандартам также потребовали новаций в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в этих областях. Преобразования направлены прежде всего на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях.

Проводимая в стране административная реформа в части разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным, региональным и муниципальным уровнем серьезно затронула сферу образования. Кардинально изменен порядок финансирования образовательных учреждений, система оплаты труда работников образования, региональный уровень принял на себя обязанность по обеспечению социальных гарантий учащихся и педагогов.

Таким образом, была установлена трехзвенная структура органов исполнительной власти Федеральное министерство - Федеральное агентство - Федеральная служба, где каждое звено выполняет свои функции. Вводится функциональная специализация, которая исключает конфликт интересов между функциями выработки политики, исполнением политики и контролем за исполнением политики.

Указом Президента РФ Путина В.В. от 21 мая 2012 года была введена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти на сегодняшний день состоит из Министерства образования и науки Российской Федерации; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по делам молодежи. Минспорттуризм России преобразован в Министерство спорта РФ. Его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профвозможностей переданы Минобрнауки России. Что касается полномочий Минспорттуризма России по координации деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности в нашей стране, они переданы Минкультуры России.

Росмолодежь переподчинено Минобрнауки России, а Ростуризм - Минкультуры.

Создание эффективной системы принятия государственных решений также являлось одной из целей проводимых преобразований. Однако практика уже показала, что и при новой структуре Министерства образования и науки не удается избежать бумажной волокиты и многочисленных согласований при принятии решений между, например, Федеральным агентством по образованию и Федеральным министерством образования и науки. До сих пор остается нечетким разграничение вопросов, находящихся в ведении агентств, служб и министерств, что также вызывает значительные трудности для оперативного принятия решений, вновь происходит размывание ответственности.

В настоящее время существует острая проблема финансирования, которая направлена не на поддержание функционирования системы образования, а на устойчивое развитие образовательной сферы. Можно сказать, что проблема финансирования существовала, и будет существовать всегда.

Безусловно, что проблема финансирования существовала и будет существовать всегда.

Благодаря реформе в государственном управлении в сфере образования произошли значительные изменения, которые уже коснулись механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Проводимая в стране административная реформа изменила организационную структуру управления, однако вряд ли приходится говорить о качественном улучшении управления. Стремление избежать дублирования функций различных органов привело к усложнению согласований между этими органами, усложнился и процесс принятия решений на различных уровнях. В качестве положительного элемента проводимых реформ следует отнести попытку введения управления по результатам. Однако существую и другие технологии и модели управления образовательной системой, применение которых может значительно повысить качество функционирования данной системы и обеспечить ее поступательное развитие.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в XXI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

повышения качества образования и достижения его релевантности, т. е. соответствия запросам общества;

резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Современная информационно-технологическая культура предполагает концентрацию внимания не на технических вопросах при внедрении НИТ, а именно на организационных, социальных и экономических. В настоящее время речь идет о перестройке, реинжиниринге всего образовательного процесса, а не о частных технических решениях.

Таким образом, применение НИТ в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы. При этом в сфере образования, как и во многих других сферах деятельности, в последние годы стали особенно актуальными не технические, а организационные, социальные и экономические проблемы применения новых информационных технологий. Технические решения стандартизируются, соотношение цены и производительности информационных систем постоянно снижается, однако использование новых технологий далеко не всегда приводит к повышению производительности и эффективности деятельности.

На процессы формирования и развития базирующейся на НИТ образовательной системы должен стать основой управления образованием, поскольку только при системном подходе к управлению образованием возможно повышение его эффективности.

В качестве второго направления улучшения управления системой образования является внедрение государственно-общественного управления, привлечение к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Роль семьи в организации и финансировании образования ее членов усиливается, семья участвует в оплате образования, часто - в выборе учебного заведения, тем самым в какой-то мере влияя на содержание образования; в дистанционном образовании на базе телекоммуникаций семья активно содействует созданию учебной среды.

Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в настоящее время в образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.

Реализация всех вышеназванных направлений повышения эффективности управления системой образования невозможна без внедрения новых инструментов финансирования образовательной сферы. Существующий сегодня сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений во многом ограничивает возможности и стимулы повышения качества услуг и эффективности их предоставления. В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип «управления по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления по результатам позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств. Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования обуславливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся».

Проблемы перехода на нормативно - подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.

Разработка соответствующих нормативных правовых актов и их принятие, а также проводимая реформа бюджетного сектора должны способствовать решению данного вопроса. Введение в современных условиях условия механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом.

При переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования целесообразно введение дифференциации норматива бюджетного финансирования. На первом уровне высшего образования - бакалавриате -дифференциация норматива должна происходить по результатам ЕГЭ - это введение системы финансирования, которая базируется на использовании государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). На уровне магистратуры дифференциация бюджетного норматива финансирования должна производится по направлениям подготовки с учетом региональной специфики. Более высокие нормативы должны устанавливаться для обучения по направлениям, имеющим объективно более высокую стоимость подготовки. В магистратуре большее распространение должны получить и образовательные кредиты.

Еще одним инструментом бюджетного финансирования должно стать финансирование системы образования на основе среднесрочных программ. В рамках таких программ должно в первую очередь финансироваться создание современных образовательных инфраструктур, в рамках которой необходимо создание ресурсных центров коллективного пользования.

Особым направлением финансирования должно стать финансирование научных исследований в высшей школе, что продиктовано задачами интеграции науки и образования. В частности, следует обеспечить перераспределение средств в пользу финансирования научных исследований на грантовой основе, развивать конкурсные методы финансирования НИР.

Подводя итог анализу основных путей решения эффективности управления системой образования, отметим, что данным список не является исчерпывающим, однако он задает определенную логику поиска новых методов и технологий для улучшения управления образованием. Во-первых, необходимо оптимизировать организационную структуру управления образованием. Во-вторых, необходимо помнить, что само образование как объект воздействия представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и подходить к улучшению образования необходимо системно, воздействуя на каждый элемент этой системы равномерно. В-третьих, актуальным является вопрос о субъектах управления образованием, и в этой связи необходимо развивать государственно-общественное управление и вовлекать бизнес - структуры в решение возникающих проблем. В-четвертых, нельзя допускать отставание образовательной сферы от остальных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной. В современных условиях первостепенной становится задача создания инфраструктуры информатизации образования РФ. Наконец, основой реализации вышеперечисленных направлений является изменение системы финансирования образовательной сферы, должны появляться все новые методы, как распределения бюджетных средств, так и привлечения средств из внебюджетных источников финансирования (например, создание в вузах специальных фондов - «эндаументов»).


Date: 2015-09-18; view: 1380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию