Материал к семинару. Очевидно, что любой текст следует рассматривать не просто как механическую сумму высказываний автора по различным поводам и проблемам («своеобразную
Очевидно, что любой текст следует рассматривать не просто как механическую сумму высказываний автора по различным поводам и проблемам («своеобразную хрестоматию цитат», по выражению Ю.М. Лотмана), а как органический художественный мир. Постоянно сталкиваясь с текстами, начиная с детства, мы привыкаем к поверхностному их восприятию, а глубокое осмысление конкретных текстов кажется нам ненужным педантизмом. Поверхностное восприятие текста зачастую создает впечатление его «понятности». Однако в большинстве случаев тексты насыщены огромным количеством фразеологизмов, имен, намеков, явных и неявных цитат из других текстов, разного рода реминисценций. Без определенных усилий по выявлению скрытых в тексте намеков и цитат мы остаемся далеки даже от простого текстуального понимания тех или иных произведений.
Задание 1. Одним из примеров, характеризующих взаимодействие текстов, является картина английского художника – прерафаэлита Д. Миллеса «Офелия» (1852 г.). Полотно насыщено намеками на пьесу В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»: роза в руке мертвой Офелии соответствует словам ее брата Лаэрта о ней как о «розе мая» малиновка в кустарнике напоминает о песне Офелии «Милее всех малиновка была».
Проанализируйте следующие примеры взаимодействия текстов.
1. Сравните картину М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и описание царевны в сказке А.С. Пушкина:
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
2. За несколько лет до появления картины И.Н. Крамского «Неизвестная» (1883 г.) был опубликован роман Л. Толстого «Анна Каренина». Параллель между образом Анны и Неизвестной невольно возникала в воображении современников. Теперь нередко сравнивают Неизвестную с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот». Какой образ, на ваш взгляд, более соответствует картине?
Задание 2. Выделите из приведенных ниже отрывков художественных произведений прототексты и тексты.
В. Маяковский. Кофта фата.
Я сошью себе черные штаны
Из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
Профланирую шагом Дон-Жуана и фата.
Н. Гоголь. Ревизор.
«Что это за скверный город: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, черт их знает, откудова и нанесут всякой дряни».
А. Пушкин. Эпиграф к произведению «Египетские ночи»:
«Что это за человек? – А, это очень большой талант, он делает из своего голоса все что хочет. – Ему бы следовало, сударыня, сделать из него штаны» (Маркиз Де Бьевр. Альманах каламбуров).
В.Маяковский. Сергею Есенину.
Вам и памятник еще не слит, –
где он,
бронзы звон
или гранита грань?
– а к решеткам памяти
уже понанесли
посвящений
и воспоминаний дрянь.
Задание 3. Акмеизм ставил своей целью выделить прошлые смыслы культуры через цитату или реминисценции. О. Мандельштам писал: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре». Конкретный образ одновременно оказывается символом. Содержание стихов становится двуплановым, важен подтекст.
А. Ахматова.
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится –
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится, –
О, никогда.
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть. За ночь прийти успеет
Зима.
Образ природы приобретает символическое значение на основе ассоциаций с человеческой жизнью. Обратите внимание на подчеркнутые символы. О каком чувстве идет речь в стихотворении?
Задание 4. Фразеологизмы могут затруднять понимание текста, особенно если они редко употребляются или восходят к библейским и мифическим сказаниям. Найдите в предложенных примерах фразеологизмы, расскажите об их происхождении, объясните значение.
Ф. Достоевский. Братья Карамазовы.
Валаамовою ослицей оказался лакей Смердяков. Человек еще молодой, он был страшно нелюдим и молчалив.
А.Чехов. Медведь.
У меня тоже в свое время старуха померла... Что ж? Погоревал, поплакал с месяц, и будет с нее, а ежели целый век лазаря петь, то и старуха того не стоит.
А.Пушкин. Евгений Онегин.
О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
...Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не в рай.
А. Герцен. Доктор Крупов.
Причина всех гонений на Левку состоит в том, что Левка глуп на свой особенный салтык, – а другие повально глупы.
Н. Чернышевский. Что делать?
И девицы, и вдовы, молодые и старые, строили ему куры, но он не захотел жениться во второй раз.
Задание 5. Три текста посвящены одному и тому же событию, но имеют разное значение. Найдите смысловые различия между этими текстами, ответьте на вопросы.
Текст 1. «...Пугачев со всеми силами подступил опять к Оренбургу и, поставя около всего города батареи, открыл ужасный огонь. С городской стены отвечали ему тем же. Между тем, человек тысяча из его пехоты, со стороны реки закравшись в погреба выжженного предместья, почти у самого вала и рогаток, стреляли из ружей и сайдаков. Сам Пугачев ими предводительствовал. Егеря полевой команды выгнали их из предместья, Пугачев едва не попался в плен. Вечером огонь утих; но во всю ночь мятежники пальбою сопровождали бой часов соборной церкви, делая по выстрелу каждый час. На другой день огонь возобновился, несмотря на стужу и метель. Мятежники в церкви разложили огонь, истопили избу... и грелись попеременно. Ночью Пугачев отступил, претерпев незначительный урон... В церкви, куда мятежники приносили своих раненых, видны были на помосте кровавые лужи. Оклады с икон были ободраны... Церковь осквернена была даже калом лошадиным и человечьим...
С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч: ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям; но около их скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода. Вся эта сволочь была кое-как вооружена, кто копьем, кто пистолетом, кто офицерской шпагой...»
Текст 2. «... Пугачев, верный своему обещанию, приближался к Оренбургу. Я увидел войско мятежников с высоты городской стены. Мне показалось, что число их вдесятеро увеличилось со времени последнего приступа, коему я был свидетель... Не стану описывать оренбургскую осаду, которая принадлежит истории, а не семейственным запискам. Скажу вкратце, что сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия... Все с унынием ожидали решения своей участи; все охали от дороговизны, которая в самом деле была ужасна. Жители привыкли к ядрам, залетавшим на их дворы; даже приступы Пугачева уже не привлекали общего любопытства. Я умирал от скуки... Иногда выходила в поле и наша голодная пехота, но глубина снега мешала ей действовать удачно противу рассеянных наездников. Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а на поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей. Таков был образ наших военных действий! И вот что оренбургские чиновники называли осторожностью и благоразумием!»
Текст 3. «... войска Пугачева в количестве около 2,5 тыс. человек при 20 пушках осадили в начале октября Оренбург... В декабре 1773 под Оренбургом у Пугачева насчитывалось уже 30 тыс. бойцов и 86 орудий... Пугачев стремился придать повстанческой армии некоторую военную организацию. Войска были разделены на полки и отряды, а для правильного снабжения войск оружием, боеприпасами, провиантом, фуражом, пополнения людьми был создан центральный общевойсковой орган, названный Военной коллегией... Все боевые операции намечались и разрабатывались при непосредственном участии самого Пугачева... Решение осаждать Оренбург главными силами крестьянской армии и вынудить город к сдаче измором было одной из главных стратегических ошибок Пугачева. Осада Оренбурга, продолжавшаяся до конца марта 1774, дала возможность царскому правительству выиграть время и мобилизовать значительные силы».
Вопросы к текстам
1. Найдите признаки документальности и художественности текста в этих отрывках (лексика, синтаксис, интонация).
2. Какова функция автора каждого текста? Представляете ли вы его себе, или в этом для Вас нет ни необходимости, ни исходного материала?
3. Определите, какой отрывок взят из «Истории Пугачева», какой из «Капитанской дочки», какой из Большой советской энциклопедии.
Date: 2015-09-03; view: 433; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|