Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ элементов художественного текста
Искусство использует знаки, имеющие непосредственное эмоциональное значение. Язык живописи использует очертания и цвет. Эмоциональными составляющими восприятия очертаний, например, являются: направление движения (снизу вверх – отражает чувство победы, успеха, радости; сверху вниз – неудачи, поражения, горя; направление слева направо – передает уверенность, состояние комфорта, а справа налево – неуверенность, неудобство), характер линий (округлые формы – спокойствие и гармония; резкие ломаные линии – напряжение и активность), способ достижения равновесия картины и расположение центра тяжести, точка золотого сечения и т.д. Пример. В картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» точка золотого сечения по главной диагонали картины находится перед ртом боярыни, что усиливает ощущение значимости ее речи (точка золотого сечения делит линию длиной С на две неравные части А и В так, что А – меньшая часть – так относится к В – большей части, как В относится к С. Эта точка играет чрезвычайно важную роль не только в живописи, но и в архитектуре, поэзии, музыке. Так, кульминация фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» – подъем красного флага – приходится строго на точку золотого сечения, как утверждает сам Эйзенштейн). Задание 1. Вспомните, в какую сторону движутся сани с боярыней на картине Сурикова, и объясните выбранное художником направление. Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1884-1887. Холст, масло. 304×587,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва Задание 2. На хранящейся в Эрмитаже картине Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» между двумя апостолами проведена странная желтоватая полоса (в варианте этой же картины, хранящейся в Стокгольме, видно, что эта полоса создана светом, идущим из приоткрытой двери, расположенной сзади апостолов). Зачем художнику понадобилось рисовать эту полосу? Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1590-1592. Холст, масло. 122 х 105 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург Задание 3. В эрмитажной картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» определите, где в реальности должны были бы находиться источники освещения нарисованной художником сцены, и объясните, почему Рембрандт выбрал именно такую подсветку своих персонажей. Рембрандт. Возвращение блудного сына, ок. 1666-1669. Холст, масло. 260×203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург Задание 4. Возьмите репродукцию «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти и посмотрите на ее зеркальное отражение. Как изменилось равновесие на картине и как в связи с этим изменилось ее восприятие. Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512—1513. Холст, масло. 256×196 см. Галерея старых мастеров, Дрезден Задание 5. В картине П. Пикассо «Любительница абсента» (абсент – полынная водка) найдите все использованные художником способы, чтобы загнать нарисованную им любительницу выпить «в угол». Пикассо. Любительница абсента. 1901. Холст, масло. 73 x 54 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург Задание 6. Непосредственное эмоциональное воздействие имеют различные звуки. Исследование звуков, которые издают младенцы, показало, что гласная «Э» и, особенно, «И» обычно произносятся ими в тот момент, когда они испытывают удовольствие, а гласная «О» и, особенно, «У» – в ситуации страдания и неудовольствия. Была высказана гипотеза, что подчеркнутое звучание «И» в литературном тексте придает ему радостное, мажорное настроение, а обилие в тексте звука «У», наоборот, вызывает у читателя грустные, минорные переживания. Проанализируйте любые выбранные Вами поэтические тексты и оцените справедливость этой гипотезы. Б. Пастернак в одном из стихотворений своего лирического цикла стихов «Разрыв» пытается передать переживания лирического героя, который потрясен уходом от него любимой женщины, но не хочет в этом признаться даже самому себе, и старается всячески уговорить себя, что у него все в порядке, что он действительно холоден, как лед. Для этого поэт насыщает текст как большим количеством слов, связанных по смыслу с холодом (север и арктические льдины, корабли норвежцев, «в виденьи зим не движущих заиндевелых мачт», и полночные купола, «полощущие глаза слепых тюленей», гагары, снег и т. д.), так и эмоционально «жарким» звучанием шипящих в этих словах. Вот начало этого стихотворения: Мой друг, мой нежный, о, точь-в-точь, как ночью, в перелете с Бергена на полюс, Валящим снегом с ног гагар сносимый жаркий пух, Клянусь, о нежный мой, клянусь, я не неволюсь, Когда я говорю тебе – забудь, усни мой друг. Задание 7. А. В другом стихотворении этого же цикла Б. Пастернак опирается на иное противопоставление звучания слов и их смысла: Заплети этот ливень, как волны холодных локтей И, как лилий, атласных и властных бессильем ладоней! Отбивай, ликованье! На волю! Лови их, – ведь в бешеной этой лапте – Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне, Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Ахтей, Где любили бездонной лазурью, свистевшей в ушах лошадей, Целовались заливистым лаем погони И ласкались раскатами рога и треском деревьев, копыт и когтей. – О, на волю! На волю – как те!
Попробуйте сформулировать, что хотел выразить поэт этим текстом, опираясь на сравнение фонетики (звучания) и семантики (смысла) используемых слов. Б. Каждое слово обладает своим особым эмоциональным подтекстом. Пример. Э. По назвал одну из новелл так: «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». Проанализируем это название. Любое слово понимается в оппозиции к какому-либо другому слову. Если объявляется, что сейчас будет обнародована некая правда, то слово «правда» противопоставляется заведомому обману или каким-то загадочным слухам, т.е. автор как бы предупреждает читателя: то, что ты до сих пор знал об этом, – неверно (хотя читатель, разумеется, до того об этом просто ничего не знал); наконец-то, я расскажу тебе, что было на самом деле. Слово «случилось» обозначает какое-то нестандартное происшествие, своей исключительностью слово «случилось» противостоит обыденности, регулярности, неизбежности. Автор подготавливает читателя к неожиданности. Э. По – американец, поэтому такое не англосаксонское имя, как Вальдемар (в переводе – «морская долина», т. е. океанская бездна), обязательно что-то означает. Вальдемар – иностранец? (А все иностранцы немного загадочны). Может быть поляк? (Загадочная славянская душа?). Или немец? (Немцы педантичны, аккуратно относятся к фактам – тогда это имя как бы предупреждает: все последующие – абсолютно достоверно). Почему мистер Вальдемар, а не просто Вальдемар? Вальдемар – не прощелыга какой-то, не бродяга, а титулованный член общества, к происшествию с которым следует поэтому отнестись со всей серьезностью. Задание 8. Найдите смысл следующих текстов (объясните – по аналогии с примером – Ваш выбор пословным анализом):
1. А. Пушкин Алина, сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви: Быть может за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь!! Этот взгляд Все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад! 2. В. Маяковский Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Примечание. Важную роль для понимания этого отрывка играет цвет; следует учесть, что дукат здесь использован тоже в цветном значении как золотая, т. е. желтая монета. Поэтому вначале определите конкретный образ, скрывающийся за тем или иным цветом, а затем уж решайте, почему Маяковский говорит о сбежавшихся окнах и пр.. 3. С. Есенин Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь... 4. В. Высоцкий Возвращаются все, кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин. 5. О. Мандельштам в воронежской ссылке слушает концерт молодой скрипачки и так заканчивает свое стихотворение об этом: Играй же на разрыв аорты, С кошачьей головой во рту, Три черта было, ты – четвертый, Последний чудный черт в цвету!
6. Саша Черный Обстановочка Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом, Жена на локоны взяла последний рубль, Супруг, убитый лавочкой и флюсом, Подсчитывает месячную убыль. Кряхтят на счетах жалкие копейки: Покупка зонтика и дров пробила брешь, А розовый капот из бумазейки Бросает в пот склонившуюся плешь. Над самой головой насвистывает чижик (Хоть птичка божия не кушала с утра), На блюдце киснет одинокий рыжик, Но водка выпита до капельки вчера. Дочурка под кроватью ставит кошке клизму, В наплыве счастия полуоткрывши рот, И кошка, мрачному предавшись пессимизму, Трагичным голосом взволнованно орет. Безбровая сестра в облезлой кацавейке Насилует простуженный рояль, А за стеной жиличка-белошвейка Поет романс: «Пойми мою печаль». Как не понять? В столовой тараканы, Оставя черствый хлеб, задумались слегка, В буфете дребезжат сочувственно стаканы, И сырость капает слезами с потолка.
Вариант 2 1. Понятие текста. Интертекстуальность. 2. Сформулированные тексты: взаимодействие однородных или неоднородных текстов. Date: 2015-09-03; view: 493; Нарушение авторских прав |