Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как способ деятельного присвоения человеческого опыта





(конспект)

Деятельность опредмечиванияполучает в качестве симметричного её дополнения деятельность распредмечивания: креативная энергия культуры оборачивается рецептивной энергией; деятельный потенциал, который выявляется в способах созидательной активности человека, обретает свою вторую ипостась в способах его присваивающей активности.

 

Речь не о каком-то единственном и едином способе деятельности, а о целом их ансамбле, таком же сложном, как и система созидательных способов деятельности, деятельность распредмечивания изоморфно-симметрична деятельности опредмечивания.

 

Вместе с тем распредмечивание имеет особенности, которые отличают эту деятельность от процессов опредмечивания.

 

Естественно, что различаются формы присвоения продуктов матеральной, духовной и художественной культуры.

1. Распредмечивание в сфере материальной культуры.

 

Первый (самый ранний) способ присвоения материальных артефактов – использование полезных предметов по их прямому назначению: польза реализуется в использовании вещи, тела, организма. Субъектом их использования может быть индивид, совокупный субъект (социальная группа), человечество (череда сменяющих друг друга поколений), но принцип использования (извлечение материальной пользы) остаётся тем же: потребляются продукты питания, одежда, орудия труда, машины, т.е. – вещи. Они или уничтожаются в этом процессе, или изнашиваются, или в процессе употребления превращаются в другие вещи.

 

Чрезвычайно важно понимать, что эта видимая сторона потребления имеет другую, скрытую: в процессе потребления вещей формируются ненаследуемые умения пользоваться вещами: умения по-человечески пить, есть, одеваться, пользоваться молотком, иголкой, печью, плугом и т.п. Таким образом, простое употребление вещей становится способом приобретения разнообразных практических умений, которые не известны и не доступны животным. Эти умения – базовый механизм культуры, средство исторического и биографического (родового и индивидуального) превращения человека в Homo Habilis (человек умелый). Этот тип человека

· исторически начальная форма бытия человечества,

· первая ступень становления индивида,

· характерная существенная черта всей последующей жизни человека, так как он продолжает развивать и накапливать навыки практической деятельности всю жизнь.

 

В процессе оперирования вещами человек вступает в контакт с явлениями и силами природы.

Действуя в различных общественных организациях, человек вступает в соприкосновение с другими людьми. В этом процессе человек удовлетворяет свои потребности и научается нормам и приёмам коллективного бытия, приобретает умение практически жить в обществе.

 

Оперируя собственным телом как продуктом культуры, человек дополняет свои отношения с природой и обществом отношениями с самим собой. Тело потребляется самим его владельцем, используется им для более совершенных действий, осваивается самим человеком эстетически, религиозно, нравственно, -политически, символически.

 

Таким образом, продукты материальной культуры обеспечивают возможность целостно-всестороннего формирования истинно человеческого (культурного) поведения человека.

2. Распредмечивание в сфере духовной культуры.

 

Продукты материальной культуры в процессе их использования становятся носителями духовных значений и художественных смыслов.

Распедмечивание духовных предметов, материально воплощающих знания, ценности и проекты, имеет иной характер, так как здесь осуществляется деятельность теоретическая и духовно-эмоциональная, а не практическая. В этом процессе тоже есть место некоторым практическим умениям (умение учиться, конспектировать, решать задачи и т.п.), но сущность духовного присвоения иная:

· Присвоение знаний – это не на учение, а изучение, т.е. извлечение знаний из различных научных трудов или из обыденного сознания. Знание предлагается для усвоения императивно, независимо от формы его изложения, обстоятельств учения и индивидуальности учащегося. Единственное условие усвоения знания – понимание языка, на котором оно формулируется (словесного, математического, технического т т.п.). В процессе усвоения знаний есть сложная ситуация. Она была осознана в нач. 19 в. Ф.Шлейермахером, а её теоретическое осмысление стало особым направлением – герменевтикой. Основная идея герменевтики – необходимость особого метода постижения продуктов гуманитарного знания. Этот метод опирается на эмпатию, т.е. вчувствование читателя в текст, интуитивно-эмоциональное проникновение в его подлинный и сокровенный смысл. Естественные и гуманитарные науки отличаются разными способами познания: естественнонаучная информация объясняетс я, гуманитарная – понимается. Имеется в виду не понимание языка науки, а понимание самой наукой своего предмета. Предмет гуманитарного знания не поддаётся объяснению, так как он индивидуален и неповторим. «Понимающий» характер гуманитарного знания существенно увеличивает активность ученика, который должен не только изучать, но и интерпретировать гуманитарные тексты. Поэтому характер усвоения гуманитарных знаний в гораздо большей степени, чем изучение естественных и технических наук, зависит от культуры ученика и культуры времени.

· Присвоение проектов. В этой сфере сильнее сказывается субъективное начало: здесь нет той непреложности понятия истины, которая влечёт за собой отречение человек от своей субъективности: истина одна, а проектов может быть много; каждый волен принять или не принять тот или иной проект, так как это образ ещё не существующего. Признание проекта – в большей степени дело веры, а не разума. Роль проектов – активное развитие фантазии, воображения, формирование потребности выходить за пределы познавательной информации и строить модели идеального будущего.

· Присвоение ценностей. Это проблема аксиологическая. При её решении семиотические механизмы коммуникации, опирающиеся на психологические силы мышления и воображения, не срабатывают: выработанные в культуре ценности могут быть органично восприняты только в том случае, если они пережиты личностью, приняты эмоционально, а не поняты рационально (представить же их силой воображения просто невозможно, так как представлению доступны не ценности, а только их носители: не добро, а добрый человек и т.п.). Ценности можно передать лишь в процессе духовного общения, т.е. такого поведения, которое основано на отношении к другому не как к ученику, а как к равному себе субъекту (даже если это ребёнок). Приобщить к ценностям можно лишь на основе уважения, любви, стремления достичь духовной общности. Ценностное сознание вырабатывается субъектом, т.е. личностью, которая обладает не только сознанием, но и самосознанием. Таким образом, ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде. Образование – это передача знаний, научение – передача умений, воспитание – приобщение к ценностям. В отличие от коммуникации, общение – это связь равных партнёров, стремящихся к выработке совместной информации – общности. Коммуникация монологична, она передаёт информацию, и поэтому её законом является убывание информации в канале связи. Общение – диалогично, им обмениваются, и законом общения является возрастание информации, обогащение духовного мира партнёров. Коммуникация облигаторна (от лат. обязательный), а общение возможно только при свободном вхождении в него участников. Акт коммуникации безличен, а общение интенционально (от лат. стремление, внимание). Общение – способ приобщения к ценностям, основной способ формирования и развития мировоззрения личности. Воспитание – более сложный процесс, чем научение и образование, а главным богатством для человека является не обладание вещами, а другие люди, с которыми он вступает в общение.

3. Распредмечивание в сфере художественной культуры.

Процесс, протекающий в сознании зрителя, слушателя, читателя – не творчество, а сотворчество. Произведение всегда открыто и рассчитано на активность воспринимающего (рецепиента). Контакт с произведением является одновременно созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личностной интерпретацией и удовольствием. Художественное распредмечивание соединяет в одно целое предметную деятельность и общение. Это диалог.

 

Таким образом, процесс распредмечивания с психологической точки зрения оказывается изоморфным процессу опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку.

Date: 2015-09-03; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию