Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек как творение культуры
(конспект) Человек – не только творец культуры, но и её творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры. Своеобразие культуры каждого человека определяется конкретным соотношением в нём знаний, ценностей, идеалов, мерой его общительности и качеством его художественного вкуса. Хроноструктура онтогенеза, определяющая динамику вхождения человека в культуру, может быть представлена следующим образом:
Эти периоды – так называемые возрастные типы культуры. Когда личность сформировалась, мы сталкиваемся уже не с возрастным типом культуры, с целым типологическим набором – типологией индивидуальных вариантов культуры: 1. «Культура эрудита». В этом типе индивидуальной культуры доминирует познавательная деятельность. Личность постоянно накапливает знания. В зависимости от знаний, в этом типе можно выделить две подгруппы: социально-гуманитарный и естественно-технический типы. В некоторых эпохах это могут культуры-антагонисты (анализ драматических отношений этих культур описан Ч.Сноу в книге «Две культуры»). 2. «Культура практика». В том типе доминирует преобразовательная деятельность. Этот тип тоже имеет две модификации: социально-организационную и производственно-техническую (все формы практической деятельности, в которых высокая степень владения собственной техникой и технологией определяет уровень культуры труда). 3. «Культура моралиста». Доминирующая форма деятельности – ценностно-ориентационная. Моральные ценности являются центром всех иных ценностных ориентаций (политических, религиозных, эстетических). Для этого типа индивидуальной культуры характерно обострённое внимание к всем мировоззренческим проблемам. 4. «Культура общительного человека». Доминирующая форма деятельности – общение. Системообразующий фактор этого типа – стремление к совершенным человеческим отношениям как высшей ценности жизни. Культура художника». Доминирующая форма деятельности – художественная. Однако роль художественной доминанты определяется не формально (профессией), а тем, какой ценностью обладает для личности художественное творчество. В культуре сложились два основных института формирования человека – Семья. Как определённая структура совместного существования, семья возникает уже у животных, так как она создаёт оптимальные условия для выращивания потомства. Семья у людей изначально складывается на той же основе и для тех же целей, но потом видоизменяется: семья становится долговременной, прочной системой, и её задачей является не только физическое делопроизводство, но и процесс его очеловечивания. Семья – модель общества, микромир социального макромира. Семья имеет два измерения: социально-структурное и историческое.
Таким образом, семья формирует человека как существо индивидуальное и социальное. Семья является источником, созидательной основой, исходной человекотворческой силой культуры. 2. Школа. В отличие от семьи возможности школы в процессе формирования человеческой индивидуальности ограничены. Причин этому несколько:
Таким образом, принципиальное отличие семьи и школы состоит в том, семья в большей степени индивидуализирует человека, а школа его социализирует.
Жизнь человека складывается на скрещении трёх детерминант – природной, социальной и культурной. Поэтому биография каждого человека уникальна, и уникальность обеспечивается не только природой, как иногда полагают, а главным образом – культурой.
Наиболее существенным является само превращение человека из творения культуры в её творца. В этом превращении – сущность функционирования культуры. Культура движется по спирали, постепенно расширяя своё пространство, а значит – играя всё большую роль в жизни человека.
Date: 2015-09-03; view: 522; Нарушение авторских прав |