Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественная культура античности
Философские поиски, эстетические и этические принципы античности обрели наглядное воплощение в художественной культуре. Особенно репрезентативна в этом плане архитектура античности, соединившая в себе эстетические и научные достижения. И сейчас, когда говорят о Греции, перед глазами людей, даже не разу не побывавших там, встают величественные контуры античных храмов. Одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской, созданный в V—IV вв. до н. э. Эфес, по преданию, был основан амазонками, отважными воительницами, лихими наездницами, которые лишали себя правой груди, чтобы она не мешала стрельбе из лука. Храм же, воздвигнутый в нем в честь Артемиды, покровительницы супружества и материнства, мореплавания, принес городу особенную славу. В храме находилась культовая статуя, изображавшая богиню как мать-кормилицу. На самом деле храмов Артемиды в Эфесе было построено два. Первый был возведен, по проекту Херсифона, в центре болота, на фундаменте из смеси угля и шерсти, чтобы амортизировать толчки от частых там землетрясений. Огромные колонны доставлялись на место строительства «самокатом» — чтобы они не застревали в грязи, в торцы колонн вбивали втулки, а затем их волокли бычьей упряжкой, благодаря чему еще и накатывалась дорога. Этому чуду архитектурной мысли не страшны были никакие стихийные бедствия, и простоял бы он гораздо больше своих ста лет, если бы его не сжег печально знаменитый Герострат, решив хоть так увековечить себя. Он был казнен, а городские власти вынесли постановление… забыть его имя. Забыть Герорстрата, однако, так и не удалось и, вероятно, его душа в аду продолжает испытывать злобное, тщеславное удовлетворение. Новый храм на том же месте, расширив фундамент, воздвиг Хейрократ. Храм длиной 109 м и шириной 50 м был снабжен резными двухрядными колоннами и украшен прекрасными рельефами скульптора Скопаса. Александр Македонский, родившийся в год гибели первого храма (356г. до н. э.) и восхищенный новым, предложил покрыть все расходы по строительству, с условием, чтобы его имя было написано на стенах храма. Эфесцы, сочтя это кощунством, нашли способ отказать властелину: «Не подобает одному богу воздвигать храмы другим богам». В качестве «моральной компенсации» горожане заказали портрет Александра знаменитому художнику Апеллесу, изобразившему его с молнией в руке, подобно Зевсу, и получившему за это фантастическую плату — 25 талантов (то есть 650 кг) золота. Подлинным украшением нового храма стала гигантская статуя бога Зевса, восседающего на троне. Великий скульптор Фидий, прославившийся до этого реконструкцией афинского Акрополя, работал над этой статуей несколько лет. Завершив работу, скульптор спросил: «Ты доволен, Зевс?» В этот момент раздался удар грома и блеснула молния, расколовшая пол у ног Зевса. Все были готовы поверить, что именно он в знак одобрения ударил своим жезлом. Эта статуя также была объявлена одним из семи чудес света. Но и ей суждено было сгореть в пожаре, уже в V в. н. э., во дворце императора Феодосия II в Константинополе, куда она была перевезена из Эфеса. Также в V в. до н. э. (450—400) произошла реконструкция разрушенного персами афинского Акрополя, да и всего города, под руководством Фидия по приказу Перикла. В Афинах были сооружены Стратегион (здание военного совета), монетный двор, Булевтерий (место собраний «буле» — совета пятисот), южные ворота Агоры (площади проведения всенародных собраний). На Акрополе (букв. верхний город) были построены Парфенон, храм Афины-девы, Пропилеи — ворота с выходами на Акрополь, Эрехтейон, храм Афины-Ники (Победы), самим Фидием была возведена статуя Афины. Реконструкция, начатая после изгнания персов, предполагала превращение Афин в политический, экономический и культурный центр Эллады. Топографически такой центр задумывался как модель космоса, для чего в центре агоры был сложен символический всегреческий очаг, гестия, а от него расходились своеобразные силовые линии — на всю Грецию. Подобную же модель пытался реализовать своими походами Александр Македонский, называвший себя космополитом — гражданином мира, космоса. В том же V в. до н. э. великолепные архитектурные сооружения украсили всю территорию Эллады-победительницы. Установился единый архитектурный ордер (порядок), сочетающий достоинства древних, дорического (строгого и сурового), и более легкого, ионического, в новом, коринфском, с обязательными легкими и изящными украшениями. Сложилась система регулярной планировки городов (разбивка их прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка кварталов домами одинаковой величины), которая была разработана Гипподамом из Милета. Начинает уделяться внимание строительству сооружений массового назначения — театров в Афинах и Эпидавре, Мавзолея в Галикарнасе, стадионов, бань. Театр Дионисия в Афинах вмещал 17 тысяч зрителей, а акустическое совершенство позволяло отчетливо слышать слова даже в верхних рядах. В эллинистический период был создан Мусейон, храм муз в Александрии, там же — знаменитый Фаросский маяк, в Афинах — Башня ветров. Широко использовались мозаичные покрытия внутренних двориков и полов, росписи на стенах. В 290 г. до н. э. было сооружено, в честь победы над македонским царем, еще одно чудо света — бронзовая статуя Колосса Родосского, под ногами которого проходили корабли, но Колосс был разрушен землетрясением, оказавшись слаб в коленях. В этом даже видят символ заката эллинизма. Неотделимой от архитектуры была скульптура. Она играет и самостоятельную роль, и декоративную, как элемент украшения. Классическими образцами такого сочетания остаются Парфенон с его изящными, точными пропорциями, тонкой лепкой, Эрехтейон с его кариатидами, колоннами в виде женских фигур — эта находка продолжала использоваться в мировой архитектуре и многие века спустя (пример — Зимний дворец в Петербурге). Кроме Фидия, крупнейшими скульпторами были его современник Мирон, автор знаменитого «Дискобола» и группы «Афина и Марсий», Поликлет, создавший не менее знаменитого Дорифора («Копьеносца») и написавшего «Канон» об искусстве скульптуры. В IV в. до н. э. прославились Скопас («Менада», «Геракл») и Пракситель (390—330), создавший «Афродиту Книдскую» (первое изображение обнаженной богини), «Аполлона, убивающего ящерицу», «Гермеса Олимпийского». Славен был Лисипп, ваявший тела с легкими, удлиненными пропорциями, автор «Сидящего Гермеса», «Апоксимена» («Атлета, счищающего с себя песок»), скульптурных портретов Сократа и Александра Македонского. Знаменитые скульптуры эпохи эллинизма — рельефы Пергамского алтаря, Венера Милосская, Ника Самофракийская, скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». Все они проникнуты динамикой, эмоционально-выразительны. В античной скульптуре воцаряется культ тела, как элемент восхищения человеком и его красотой, физической и духовной. Культ прекрасного доходил до такой степени, что стоило афинской красавице Фрине, вызванной в суд, сбросить одежду, как обвинения с нее тут же были сняты. Не менее характерен такой пример. Агесилай, спартанский царь, чтобы ободрить своих воинов, велел… раздеть пленных персов. Увидев их тщедушные, изнеженные тела, могучие спартанцы расхохотались и пошли в неудержимое наступление. Практически не дошло до нас произведений античной живописи и, соответственно, имен живописцев. V в. до н. э., своеобразный «золотой век» античного искусства, сохранил для нас имена Полиглота и Аполлодора, которым приписывается открытие игры светотени и перспективы (если так, то ее переоткрытие удалось только в эпоху Возрождения). Образцами живописи этого периода можно считать росписи на вазах, действительно выдающиеся. Античная керамика также является достоянием мировой художественной культуры. Уже в эпоху архаики были знамениты коринфские вазы, амфоры, расписываемые поначалу в восточном стиле, чернофигурные, а позже краснофигурные вазы из Аттики. Греки были мастерами изящнейших золотых и серебряных украшений, изделий из мрамора. В то время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с «архаической» улыбкой, выражающей нежную женственность и дружелюбие. В сокровищнице мировой художественной культуры свое достойное место занимает античная литература. На смену мифам и гимнам в период архаики приходит возвышенная лирика. Уже в V в. до н. э. в Афинах широкое распространение получили трагедия и комедия. Трагедия (букв. песнь козла, от трагос — козел и ода — песнь) вышла из хороводов, песен и гимнов, распеваемых сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображающими свиту бога вина Диониса. Затем «козел отпущения» торжественно приносился в жертву. Важную роль в этом хоре выполнял корифей (букв. запевала). В театральном представлении акты трагедии перемежались веселыми интермедиями и завершались представлением комедии (название которой происходит от столь многозначного понятия космос), вбиравшей какой-то веселый кусок того же мифологического сюжета. Из греческого языка к нам пришли слова театр (которое, как и теория, происходит от понятия, означающего видеть, показывать), хор, просодия, симфония (созвучие), оркестр (орхестра, площадка для хора), скена (место для актеров и реквизита). Развитие театрального искусства приводило к выделению из хора действующего лица, актера (от акт — действие). Актеры (ими были только мужчины) носили маски и котурны (обувь на высокой подошве). Греческий театр, представляя собой сцену, окруженную с трех сторон возвышающимися зрительскими рядами, всегда располагался под открытым небом, что подчеркивало культовый характер драматических представлений. Посещение театра было важным обрядом, объединявшим всех зрителей через сопереживание действию, приводящее к катарсису — очищению. Театр пользовался особым вниманием государства, служа гражданскому и патриотическому воспитанию. Классиком античной трагедии явился Эсхил (526—456). Именно он ввел в представление маски и декорации, а также второго актера, что оживило драму, сделало ее более динамичной. Обращаясь к мифологической тематике, Эсхил воспевает гражданские добродетели, патриотизм («Прометей прикованный»), в трагедии «Орестея» ведущей является идея возмездия и рока, судьбы. Неотвратимость рока, характерная для античного менталитета, проходит через все творчество другого великого трагика, Софокла (497—406). В трагедии «Эдип» ее герой, подчиненный воле злого рока, убивает отца, женится на собственной матери (не догадываясь об этом). Это приводит к ее самоубийству, а сам он выкалывает себе глаза и бросается со скалы. Зато в трагедии «Антигона» нравственный долг приговоренной к смерти героини торжествует над человеческими законами, над обстоятельствами и роком. Столкновение гражданского долга и человеческих привязанностей, силы духа и роковых обстоятельств вообще является излюбленной темой античной трагедии. Эсхил 24 раза становился победителем состязаний в драматургическом мастерстве. Пять раз победителем в таких соревнованиях становился Еврипид (ок. 480—406). Его тема — «трагизм страстей, ведущих нас и нередко губящих» (А. Боннар). В трагедии «Медея» трагизм порождается не внешними обстоятельствами, но раздвоением героя, чья любовь превращается в одержимость и ненависть. Таким образом, трагедия обогащается психологическими портретами. Мастером комедии был Аристофан (445—386). Его сатира («Лисистрата», «Мир»), словами того же Боннара, «обличает бедствия войны, обнажает вопиющую нищету народа; она выставляет к позорному столбу лживых демагогов, спекулянтов и грабителей, чванливых и тупых полководцев, глупость народа,… попавшего на крючок софистов и лести». Достается от Аристофана и философам, «гнавшим воздух». С крушением полиса на смену политической комедии приходит реалистическая бытовая комедия, мастером которой был афинянин Менандр (ок. 343—ок. 281). Большой популярностью пользуются мимы, короткие драматические сценки из повседневной городской жизни, в сочинении которых преуспел Герод. В это же время возник такой род поэзии, как идиллия, в которой жизнь изображается на лоне природы (часто идеализированно — в так называемой буколической поэзии). В «Повести пастушеской о Дафнисе и Хлоэ» (II в. н. э.) изображение подобной идиллии достигает высокого поэтического мастерства. Юные герои повести приходят к утолению непонятного им сладкого и мучительного томления, наблюдая за жизнью стада овец и коз, которое они пасли («остальное сделала природа»). Эта повесть создана на о. Лесбос, где своими поэмами, воспевающими «лесбийскую» любовь, прославилась поэтесса Сапфо. Вообще любовь между женщинами, мужчин к юношам считалась в античном мире и везде на Востоке вполне нормальным явлением. Искусство декламации, необходимое для театральных представлений, служило не только актерам, но и политикам. Ораторское искусство вообще пользовалось большим почетом. Знаменитыми ораторами были софисты Горгий и Лисипп, Исократ (436—338), Демосфен (384—322). Рассказывают, что однажды Демосфен, придя на агору, застал там толпу возбужденных горожан, внимавших призыву ораторов идти войной на Спарту, которая все равно не оставит в покое Афины. Поднявшись на трибуну, он привел еще более убедительные доводы о неизбежности войны с милитаризованным соседом. И когда горожане готовы были хоть сейчас, с площади, выступить в поход, он снова попросил слова и спросил: «А готовы ли афиняне к войне с таким противником? И представляют ли они себе, что произойдет, если в такой войне они потерпят неминуемое, скорее всего, сокрушительное поражение?» Только таким хитрым, психологически выверенным ходом оратор убедил горожан не только в неизбежности войны, но и в необходимости подготовки к ней. Ораторское искусство составляло часть искусства демагогии — умения убеждать. Важнейшим компонентом театрализованных представлений была музыка. Еще раньше игра на авлосе сопутствовала религиозным процессиям, жертвоприношениям, военным походам. Первоначально играя лишь вспомогательную роль, сопровождения, античная музыка стала впоследствии вполне самостоятельным жанром. О значении музыки в жизни древних греков можно судить по обилию изображений музыкальных сцен на амфорах, музыка была частью жизни и обитателей Олимпа. В Древней Греции заложены основы дорического, фригийского, лидийского ладов, во многом определивших дальнейшее развитие европейской и мировой музыки. Музыка при этом продолжала сохранять мистическое значение, как выражение гармонии мира (не случайно понятие хорда — струна применялось и в музыке, и в математике). Характерно, что при обилии инструментов, используемых в античной музыке, пифагорейцы отдавали предпочтение струнным инструментам, поскольку духовые не подходили для мелодекламации, выражения ритмического биения Вселенной. Впрочем, известен случай, когда Пифагор игрой на флейте предотвратил убийство. Рассказывают, что некий дровосек, ослепленный ревностью, взбирался с топором на балкон к своей возлюбленной. Его ярость усиливалась унылой мелодией, наигрываемой на флейте одним из зевак, наблюдавших за происходящим. Оказавшийся там Пифагор первым делом отобрал у него флейту и наиграл одну из сочиненных им мелодий, «изгоняющих желчь». Спустя короткое время ревнивец, успокоившись, подошел к Пифагору и поблагодарил его, признавшись при этом, что, в общем-то, у него и не было повода для ревности.
Date: 2015-09-03; view: 535; Нарушение авторских прав |