Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античная мифология
Как правило, религии появляются, оформляются позже мифологии, вырастая из нее, получая систематизацию, рационализируясь. В античной же культуре они скорее сплетены. Точнее будет даже сказать, что в Древней Греции религия как таковая, в сущности, не выделилась, ее роль выполняла мифология. В связи с этим, особенное значение приобретает вопрос о ее источниках. В первую очередь это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в которых в художественной форме изложены представления древних греков о мире, в котором они живут, об их быте и нравах, о взаимоотношениях богов и героев. То же самое можно сказать о поэмах «Теогония», «Труды и дни» жившего позже Господа. Если у Гомера не выражается и тени сомнения в описываемых мифологических событиях, то у Гесиода отчетливо просматривается свое отношение к мифам и их героям, оценки их поступков с моральных позиций. Важное значение имеют также так называемые гомеровские гимны, пять из которых возникли в классический период, остальные — в эллинистический. Что касается классической лирики и трагедии, то там миф скорее служит фоном для раскрытия характеров вполне земных персонажей. Своеобразную мифологическую энциклопедию представляют собой «Метаморфозы» Овидия, поэта уже римской эпохи. Важное значение для понимания мифов как феномена античной культуры и попросту для понимания описываемых в них событий имеют труды историков и философов — Геродота, Плутарха, Платона, Цицерона. Мифографами (собирателями мифов) были составлены даже генеалогические таблицы богов. Потребность в родословной богов и героев была вызвана, прежде всего тем, что представления о них в процессе развития античной культуры сами менялись, эволюционировали. Если в ранний, доолимпийский период боги несут на себе явственный отпечаток первобытных верований, дикости и необузданности, человеческого страха перед природой, то развитие полиса все более придает их действиям, так сказать, правовой характер. Боги уже не могут быть выше судьбы, они должны считаться с людьми, действовать бок о бок с героями и даже простыми смертными. Меняется в этом процессе и отношение к природе, которая также рационализируется, рассматриваясь не как источник непредсказуемых и грозных сил, а как космос, что в древнегреческом языке имело смысл красоты, гармонии, порядка. Перенесение на космос особенностей античного полиса происходило еще и вследствие характерного для греков взгляда на мир как на дом, который дает тварям прибежище и безопасность, и в котором протекает жизнь огромной родовой общины. Не случайно в центре этого космического дома помещалось Солнце как очаг — «гестия», занимавший центральное место в любом греческом доме. Столь же закономерно, что античный космос, хотя и огромный, ограничен в размерах. При этом он обладает чертами живого существа, как и отдельные планеты, включая, прежде всего, Землю. В поисках сил, управляющих миропорядком и обеспечивающих его устойчивость, складывается «драматическая концепция природы» (Ф. Вензинк), в которой упорядоченность достигается ценой постоянного конфликта, единства противоположностей, столкновения множества сил, когда даже верховная сила вынуждена находиться в постоянной активности (подобно устойчивости в общественной жизни). Так, Солнце, верховное светило, неизменно появляется каждое утро, но каждый раз преодолевая сопротивление мрака и хаоса. Порой для сохранения порядка вещей в мире приходится даже прибегать к помощи грозных эриний, воительниц богини справедливости Дике. В греческой мифологии, как и в мифологиях других известных нам культур, мир рождается из хаоса (от древнееврейского «хайно» — разверзаться). Хаос породил Землю (Гею), беспросветный Тартар, мрак — Эреб, Ночь, Эрос — любовь, Эфир — свет и Гемеру — день. В поэмах Гомера, а еще более в «Теогонии» («Происхождении богов») Гесиода перед читателем предстает скорее космогония — рождение космических тел. В греческом мифе схема возникновения и развития природного мира подсказана естественным процессом воспроизведения, переносимым на богов. Так, Уран, сын и супруг Геи, лежащий над ней и оплодотворяющий ее, одновременно представляется как усеянный звездами небесный свод, простирающийся над ней. Млечный путь (Галактика, от «галактос» — молоко) порожден разлетевшимися и затвердевшими брызгами молока, которым Андромеда кормила своего младенца, и т. д. От союза Геи с Ураном произошли титаны (их шесть — Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос), шестеро и их сестер (Тефида, Феба, Рея, Тейя, Мнемосина и Фемида). Плодами их брака между собой стали Прометей, Гелиос, Лето, музы и т.д. Кроме титанов, порождением Геи и Урана являются также киклопы и сторукие — чудовища с 50 головами и парами рук. Стоглавый Тифон является порождением Геи и Тартара, Землей порождены и упоминавшиеся уже эринии, которых Гесиод представляет в виде седых, окровавленных старух с головами собак и со змеями в распущенных волосах — кто посмеет сопротивляться таким! От Тифона и Ехидны, также страшного чудовища, рождаются собака Орф, кровожадный, медноголосый и пятидесятиглавый страж Аида Кербер (Цербер), лернейская гидра, Химера с тремя головами — львицы, козы и змеи с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающая всех, кто не разгадал предложенных ею загадок (когда же Эдип сумел их разгадать, она сама бросилась в пропасть). Миксантропическими, то есть соединившими в себе человека и животного демонами являются сирены (женщины-птицы), кентавры, существа с туловищем коня и головой человека. Есть и другие «примеры невыделенности в первобытном сознании человека из природы». (Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1.. С. 329.) Младший из титанов, Кронос (олицетворяющий время), оскопил своего чрезмерно плодовитого отца Урана. Этим его кровожадность не исчерпывается — Кронос, он же Сатурн в римской мифологии, одного за другим пожирал своих детей, опасаясь их посягательств на власть. Это продолжалось до тех пор, пока его супруга Рея не догадалась дать ему вместо младенца Зевса завернутый в пеленки камень. Проглоченный и затем извергнутый Кроносом, этот камень был помещен в Дельфах как центр Земли («пуп земли») и стал почитаться как святыня. Зевс, согласно пророчеству, все-таки лишил отца власти и стал главой новых, Олимпийских (то есть живших на горе Олимп) богов. Те, в свою очередь, в тяжелейшей борьбе победили титанов, а затем и гигантов. Эта победа также предвещалась пророчеством, но только в том случае, если олимпийцам помогут люди. Для этого богам пришлось обратиться к земным женщинам, которые родили детей — героев. Богам Греции пришлось проявить немалую изобретательность, добиваясь расположения как богинь, так и земных женщин. Уже позже, войдя во вкус, Зевс соблазнял Данаю, вступив в ее спальню золотым дождем, Леду — обернувшись Лебедем, в образе быка похитил Европу. Среди героев особое место занимает Геракл (Геркулес) прославившийся своими двенадцатью подвигами. Он сумел очистить авгиевы конюшни, где содержалось три тысячи волов, от нечистот, накопившихся за 31 год. Для этого он направил через них воды реки. Геракл убил свирепого немейского льва, неуязвимого для оружия — задушив его. Нашел управу он и на лернейскую гидру, у которой вместо одной отрубленной головы вырастало две: он прижег голову факелом и закопал ее в землю, а стрелы окунул в ядовитую желчь гидры. На Крите Геракл сумел поймать бешеного быка царя Миноса. Вместе с Меркурием и Минервой он сошел в подземный мир, чтобы увести Цербера, пса, сторожившего подземное царство. Соблюдая условие Плутона не применять оружие, Геракл держал пса за горло, пока тот не сдался. Чтобы получить золотые яблоки Гесперид, росшие на склонах Альпийских гор, он уговорил подобрать их Атласа, а тем временем держал на себе его ношу — небосвод. В походе за коровами Гериона он открыл Гибралтарский пролив, известный также как Столпы Геркулеса. Геракл считается основателем многих городов на территории Европы, что служит в пользу предположения о том, что его история основана на некой реальной фигуре, обросшей мифологическими вымыслами. Во многих из его подвигов прослеживаются параллели с мифами других народов Восточного Средиземноморья, в частности, о шумерском Гильгамеше, также убившим льва и также сошедшим в подземный мир. Главная заслуга Геракла перед богами в том, что он, со слов Прометея, предупредил Зевса о недопустимости его женитьбы на морской богине Фетиде, так как их общий ребенок будет сильнее отца. Фетиду выдали замуж за простого смертного, и она родила Ахилла, будущего героя Троянской войны. Желая дать ему бессмертие, она окунала его в воды Стикса, держа его за пятку. Ахиллесова пята оказалась его единственным уязвимым местом, куда он был смертельно ранен. Люди родились из золы испепеленных Зевсом (Юпитером) — громовержцем титанов, и поэтому они являются носителями двух начал — темного, титанического и светлого, дионисийского. Они понимают силу и власть богов, но могут и не подчиняться им и даже бросить прямой вызов (хотя и с неотвратимым наказанием). Наиболее яркий пример — Прометей, похитивший у богов для людей огонь, и за это прикованный к скале на Кавказе, где ему клевал печень ежедневно прилетающий орел. Не только герои, но и простые смертные все меньше оглядывались на богов, и тем понадобились срочные меры. Боги посылают в мир коварную красоту, несущую с собой соблазны, раздоры, смерть и самоуничтожение героев. Так появилась созданная богами прекрасная Пандора (греч. всеодаренная) со лживой душой. Когда она открыла перед любопытными людьми свой ящик (точнее, урну — пифос), то откуда вылетели всевозможные беды, преследующие людей и по сей день. Таково было наказание роду человеческому за похищенный у богов огонь, так закончился золотой век человечества. Единственное, что осталось на дне ящика — это Надежда. (Пандора стала символом грехопадения и в раннем христианстве часто отождествлялась с Евой). К помощи женщины боги прибегали еще не раз. Из-за прекрасной Елены, дочери Зевса и богини мщения, Немесиды, разгорелась Троянская война. Прекрасные женщины соблазняют богов, изменяют им (Даная, Семела) и даже презирают их (Кассандра, прорицательница, чьи предсказания неизменно сбывались, но которой никто не верил). Очень интересно строились отношения с богами и судьбой у героев еще одного мифологического цикла — о троянской войне, странствиях и подвигах Одиссея. Хитроумный Одиссей никогда не решается идти против воли богов или судьбы, он предпочитает их перехитрить. Так удается ему проскочить между Сциллой и Харибдой, спастись от сладкоголосых сирен, зазывающих своим пением людей и затем пожирающих их. Он сумел усмирить гнев Посейдона после того, как убил его сына, одноглазого великана Полифема. Зато Лаокоон, предупреждавший жителей Трои о коварном замысле Одиссея с деревянным конем, в котором спрятались воины, осаждавшие ее, был удушен посланным Посейдоном морским чудовищем. После победы над титанами Зевс стал верховным богом, а его супруга Гера, покровительница брака, владычицей неба. Брат Зевса, Посейдон получил во владение море, а другой брат, Аид — подземное царство. Сын Зевса, Аполлон, стал богом света и поэзии, а сопровождали его девять сестер-муз (Евтерпа — лирической поэзии, Каллиопа — эпической поэзии, Эрато — любовной поэзии, Таллия — комедии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Урания — астрономии, Клио — истории). Богами стали и другие дети Зевса: Афродита — богиней красоты, Афина — мудрости, богиней Луны — Артемида, богом войны — Арес, огня и кузнечного дела — Гермес. Он же покровительствовал торговле, Афина — ткачеству, Артемида — охоте и беременным женщинам и т. д. Помимо этого, в каждой области Греции имелись свои местные божества. Леса, горы, реки, источники были населены нимфами, нереидами, дриадами, сатирами и т. д. В честь богов устраивались игры и празднества, явившиеся важным элементом античной культуры. Прежде всего это Олимпийские игры, посвященные Зевсу и проходившие в Олимпии раз в 4 года. В 776 году до н. э. на мраморной доске впервые было начертано имя победителя, и отсчет Олимпиад поэтому принято вести именно с этой даты. На их время прекращались любые военные действия, царил дух праздника. В ХХ в. уже нашей эры Олимпийские игры были возрождены, проходя с такой же цикличностью. Однако, в отличие от античных, они дважды прерывались мировыми войнами. Не менее характерно, что право на юбилейную Олимпиаду было предоставлено не Афинам, как того можно было ожидать, а американской Атланте, которая попросту была богаче. Также раз в 4 года проходили Пифийские игры, спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, раз в 2 года Истмийские, в честь Посейдона, под Коринфом. С большим размахом проводились Мистерии (от мист — посвящение), всенародные просьбы — умиротворения. Наиболее известны так называемые Элевсинские, устраивавшиеся в г. Элевсин, соединенным с Афинами 22-километровой дорогой. Согласно мифу, Персефона, дочь Деметры, богини плодородия, была похищена Аидом, с согласия Зевса. Убитая горем и предательством, Деметра пришла в Элевсин, став кормилицей царского сына. Желая сделать его бессмертным, она закаливала его в горящих углях. Сбежавшимся в ужасе людям Деметра открыла, кто она такая. Призналась она и в своей мести богам — «скрывши в земле семена», она обрекла природу на умирание. Пришлось вернуть Персефону, но с условием, чтобы та четыре месяца каждого года проводила в подземном мире у Аида. С возвращением Персефоны природа оживает и плодоносит с новой силой. В праздниках участвовали все, кроме преступников и варваров. Отмечались также Дионисии и культы орфиков. Дионисий (Вакх) — бог растительности, виноградарства и виноделия, буйный и неистовый. В честь его проводились столь же бурные вакханалии, или оргии. Этот праздник проходил на лоне природы как женские мистерии. Вакханки-менады, полуобнаженные, крушили все на своем хмельном пути. Согласно преданию, ими был растерзан даже певец Орфей, горевавший об утрате своей возлюбленной Эвридики. Поведение вакханок воспринималось как освобождение сил природы, освобождение в людях подавляемого в них бессознательного, природной сущности. То же происходило с мужчинами на спортивных состязаниях (к которым женщины не допускались). К очищению людей, пробуждению в них светлого начала были направлены и культы Орфея, почитателя Диониса, во многом близкие зороастризму. Важную культовую роль играли также предсказания и гадания. Самые авторитетные предсказания изрекались дельфийскими оракулами. Жрица храма, пифия, обкуренная священным дымом, впадала в транс и изрекала какие-то слова, которые истолковывались жрецами. Предсказания и гадания были попыткой узнать волю богов. Без них не начиналось ни одно крупное действие — строительство, война и т. д. Нашему современнику может показаться слишком легкомысленным решение подобных вопросов жребием. Между тем знаменитая фраза римского полководца (Юлия Цезаря) «Жребий брошен, Рубикон перейден» означала признание в исходе жребия воли богов.
Date: 2015-09-03; view: 345; Нарушение авторских прав |