Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественная культура. Художественная культура Индии — не только одна из богатейших, ей посчастливилось еще и достаточно хорошо сохраниться
Художественная культура Индии — не только одна из богатейших, ей посчастливилось еще и достаточно хорошо сохраниться. Прежде всего сказанное относится к уже неоднократно упоминаемым «Ведам». Веды представляют обширную панораму всей жизни древней Индии. Они содержат сведения о повседневном труде, войне и мире, борьбе за власть, в них можно найти сведения об агрикультуре, обработке металлов, медицине, математике, шахматах. В содержание «Вед» входят также басни и сказки, порой — с элементами сатиры. К ведическому канону примыкают эпические поэмы «Рамаяна» (IV—III вв. до н.э.) и «Махабхарата» (V—IV вв.), а также «Родословная Кришны» (IV в. до н.э.) и священные тексты — пураны, созданные уже в I тысячелетии нашей эры. «Рамаяна» повествует о приключениях принца Рамы, освободившего свою жену Ситу от демона Раманы, унесшего ее на остров Ланка — здесь в сказочной форме нашло отражение продвижение арийских племен на Юг. «Махабхарата», или «Великая битва Бхаратов», по объему в восемь раз больше созданных в ту же эпоху «Одиссеи» или «Илиады». Ее 107 000 двустиший рассказывают о войне за власть в стране, упоминаемой еще в «Ригведе». Здесь эта война представлена как битва народов, предвещающая конец света в нынешнем его состоянии. Особое место в культурной истории человечества занимает философская часть «Махабхараты», «Бхагавадгита». Она включает раздумья о смысле жизни, о карме и дхарме, связи человека с мировым процессом. Полководец Арджуна, увидев в рядах противников своих родственников и учителей, поначалу отказался сражаться (хотя Кришна все же вынудил его к исполнению долга — дхармы). Однако мысль о бессмысленности войны, иллюзорности достигнутых в них побед затем проходит через всю индийскую литературу и религию. Глубокой горечью оказывается полон правивший в III веке царь Ашока: одерживая все новые победы и расширяя свои владении, он пришел в ужас от цены — пролитой с обеих сторон крови. В эпической литературе содержатся развернутые образцы идеального воспитания. Мудрый Кришна и царевич Рама были примерами человеческого совершенства, владея разнообразными умениями и искусствами, ведийской ученостью. Исполненные высочайших достоинств, они не кичились ими, были чисты душой, приветливы и почтительны в обращении. Чрезвычайно интересно изображено, как учился у божественного Кришны царевич Арджуна. Кришна задавал вопросы, ставил перед ним различные цели, расширяя и углубляя их и тем самым побуждая ученика к самостоятельному поиску истины, выработке методов познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, победы в котором вели Арджуну к совершенству. «Веды», «Упанишады», «Махабхарата», «Рамаяна» — своеобразная энциклопедии народной мудрости. Вот ее образцы: «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость»; «Бесполезна ученость, лишенная добродетели». Значительным памятником индийской культуры является созданная в IV веке Калидасой поэма «Облако-вестник». Попавший в плен воин просит облако передать любимой, как он томится по ней. По преданию, Калидаса был бедным и необразованным бедняком, которого жена выгнала из дома. Проведя ночь в храме богини любви, Кали, он приобрел знания и поэтический дар. Огромное место в индийской культуре во все времена занимали музыка, пение и танцы. Неотъемлемой частью народных празднеств всегда был театр «сангит», объединяющий пение, игру на национальных инструментах, танец, богатый выразительной мимикой. Без музыки, пения, танцев не обходится и сейчас ни один индийский кинофильм. Весь мир пленили песни из кинофильмов «Бродяга» и «Господин 420»; со знаменитым Раджем Капуром в главной роли, повествующих о жизни, горестях и радостях простых людей. Высочайший художественный уровень присущ индийскому изобразительному искусству — скульптурам, фресковой живописи, дворцовой и городской архитектуре, парковому искусству. Дворец царя Ашоки (273—232 гг. до н.э.) в Паталипутре имел три яруса, балконы и арки, был украшен статуями и росписями богов и людей. Ашока насадил рощи для отдыха простых людей, распространены были загородные парки. Мировой известностью пользуются пещерные храмы Аджанты, которые строились буддистами с III в. до н.э. Росписи Аджанты характерны эротикой, лишенной какой-либо непристойности. Можно лишь попытаться представить себе, как были шокированы первые европейцы (португальцы), наткнувшиеся в джунглях на знаменитый Голубой храм, стены которого облеплены скульптурами божеств, совокупляющихся в самых невероятных позах. Здесь не было, однако, никакого богохульства, а лишь выражение мысли о природосообразности, естественности любви — даже для богов. Тем же можно объяснить и появление «Кама-сутры», знаменитого индийского трактата об искусстве любви с обилием иллюстраций. Небольшие, гармоничные, изящные храмы появились в IV—V вв. н.э., в эпоху династии гуптов. Большую художественную ценность представляют в них скульптуры, роспись и резьба, выполненные с высокой реалистичностью и композиционным мастерством. В эпоху Гуптов создавались также монументальные каменные скульптуры. Значительный архитектурный и художественный интерес представляют также ступы — культовые буддийские сооружения. Их форму определил Будда — когда его спросили, каким он хочет видеть свое погребальное сооружение, он постелил плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. В Индии усопших не хоронят, а сжигают (из-за жаркого и влажного климата), и многие выдающиеся люди Индии завещали развеять их прах после сожжения над священной рекой Ганг. Это — еще одно из свидетельств любви индийцев к природе, их вращенности в нее. В художественной культуре индо-буддийского Востока упор делается на скрытой, не вполне явленной красоте, требующей неспешного созерцания и проникновения, размышления. Подобная созерцательность определила и особенности индийской науки.
Наука Основные достижения древнеиндийской науки связаны с выполнением практических задач, а не с направленностью на рациональное постижение мира, характерного для европейской мысли. В Индии созданы десятичная система исчисления, действительно чрезвычайно удобная по сравнению с месопотамской шестидесятеричной, «арабские цифры» (ср. с громоздкими латинскими). Индийские математики умели извлекать квадратные и кубические корни, рассчитывать арифметические и геометрические прогрессии. Известна легенда о том, как изобретатель шахмат ответил готовому одарить его любым подарком радже: «Пусть за первую клеточку мне выплатят 1 зернышко риса, за второе — 2, третье — 4, четвертое — 8, и т. д., в геометрической прогрессии», Перед отходом ко сну раджа поинтересовался, «вынесли ли этому несчастному его мешок риса?», но математики все еще считали. Лишь наутро ему сообщили, что если он собирается сдержать обещание, то придется распахать все пустыни и ледники, и в случае хорошего урожая, может быть… Индийские астрономы знали о разнице в продолжительности дня и ночи на различных широтах, о шарообразности Земли и ее вращении вокруг оси. В Индии умели изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент. Хирурги проводили операции с использованием до 200 инструментов. Не достигла, однако, сколько-нибудь значительного уровня техника, что также связано с созерцательностью индийского подхода к природе. С трудом приживались даже исторические исследования. Положения о цикличности событий, иллюзорности жизни лишали их ценности. Характерно, что в Индии не было ничего подобного олимпийским играм в Греции — «сама культура, где у каждого — свое место, не способствовала соревновательности» (Скляр В. Великие цивилизации древности. Краснодар. 2002. С. 191).
Date: 2015-09-03; view: 311; Нарушение авторских прав |