Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура эпохи Возрождения





Эпохой Возрождения (Ренессанса) называют мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран в XIV — первой половине XVII в. В термине Возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Возрождение охватывает, в том числе, конец классического и позднее Средневековье. В разных странах культура Возрождения имела особенности и прошла разные этапы становления и развития. Раньше всего Возрождение началось (и раньше же завершилось) в Италии (XIV—XVI вв.). В других европейских странах культура Возрождения зародилась позже и охватывает XV—XVII вв. Такие страны, как Нидерланды и Германия, в развитии культуры Возрождения прошли не все этапы — в Нидерландах не было Высокого, в Германии — Позднего Возрождения.

Как изменилось в эпоху Возрождения мировоззрение человека?

1. Первоначально в европейской культурной жизни это новое явление понималось (выглядело, оценивалось) как возвращение к забытым достижениям античной культуры, науки, философии, литературы. Поскольку Италия находилась на территории Древнего Рима, то ее ученые и археологи разыскивали рукописи античных писателей, возвращали из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. В это время обнаружили сочинения Цицерона и Тита Ливия. Но сводить Возрождение к простому возвращению к античности нельзя. Представители этого направления должным образом оценивали достижения раннего и классического Средневековья, а кроме того, они позволяли себе и известную долю критики античного наследия. Феномен Возрождения заключается в том, что стержнем этого многогранного явления в культурном развитии Европы является новое мировоззрение, новое самосознание человека. Согласно античному взгляду на окружающий мир человек призван учиться у природы. Мыслители Возрождения с этим не соглашались. Они полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя. Этим он выделяется из всех творений природы. Помимо того, что такое понимание сути человека отличается от античного, оно противоречит постулатам церкви, средневековой теологии. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился не Создатель, не Бог, а человек как высшее мерило всего сущего. Вот поэтому подобная система взглядов получила название гуманизм (от лат. humanus — человечный).

Антропоцентризм – человек – венец природы Понятно, что феномен Ренессанса, новое гуманистическое мировоззрение не сложились в один день. Для такой перемены в понимании сути природы человека требовались соответствующие предпосылки, и они были. В рассматриваемый период феодализм достиг пика своего развития, все его институты сформировались окончательно. Миновало время, когда наблюдалась аграризация экономики, не было городов, денег и обмена. В период XI—XIII вв. важную социально-экономическую роль сыграли ремесленники средневековых цехов — возглавили коммунальные революции. Коммунальные революции представляли собой освободительное движение горожан против зависимости от феодалов. Результатом коммунальных революций стало получение городами самостоятельности. Города добились свободы товарного производства и обращения, там были созданы органы самоуправления, возникало рыночное право. По статусу возникли города-коммуны (во Франции, Нидерландах, Испании), вольные имперские города (в Германии), города-республики (в Италии). В Англии коммунального движения не было, но города откупились от феодалов (поскольку они были более богатыми, чем на континенте). В органы самоуправления входили купцы, цеховые старшины; они упорно боролись за независимость, и эта иногда кро-вопролитная борьба составляет самую героическую страницу средневековой истории. Таким образом, коммунальные революции создали условия для развития ремесел, личной свободы граждан, подрыва могущества феодалов, политической свободы, вселили в человека веру в свои возможности без помощи с неба.

В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance)впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII века, эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма.. Основными чертами культуры Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени. Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннинском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали складываться новые экономические отношения. Благодаря своему географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим укладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI-XIII вв. в некоторых из них произошли антифеодальные революции, в результате которых эти города обрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления. Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий. И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта античность. Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: дученто - (XIII в.) –Проторенессанс и треченто (XIV в.) – продолжение Проторенессанса; кватроченто (XV в.) – Ранний Ренессанс; чинквеченто (XVI в.) – Высокий Ренессанс. Гуманистическое мировоззрение признавало важным в человеке его личные качества, а не социальное положение и происхождение. Из личных качеств наибольшее значение имеют ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. Теперь эти качества имели для развития благодатную почву — в эпоху Ренессанса (она охватила более двух веков) мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходящи. Главным в новом гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода – вот самое драгоценное приобретение человека. Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии античности - памятниках искусства, истории, философии. В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения:- стоицизм (Петрарка),- эпикуреизм (Валла),- неоплатоноизм (Фичино, Пико делла Мирандолла),- пантеизм (Н.Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно).Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой. Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса(человека) и макрокосмоса (природы). Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии – Данте Алигьери (1265-1321).Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) - поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимался поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком перенестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. В поэтических и исторических произведениях, написанных в подражание античным авторам, он прославлял идеалы Древнего Рима. Появилась авантюрная новелла, основоположником которой стал – Джованни Боккаччо (1313-1375). В его «Декамероне», сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества. Изображение разнообразных приключений давало возможность показать человека деятельным, находчивым, веселым, сильным, дающим волю своим естественным влечениям. В середине XVI в. в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения. Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась"богоподобность" реального человека. По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги:"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550), "Книга о художниках" К. ван Мандера (1604). Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись. Складывается система жанров:- религиозно-мифологический;- исторический;- бытовой;- пейзажный;- портрет. Появляется новый вид искусства - гравюра, и важную роль обретает рисунок. Необычайный расцвет искусства в ХV в. имел много причин. Римские папы, герцоги, банкиры, богатые горожане высоко ценили искусство, любили красоту, роскошь. Они оспаривали друг у друга честь приглашения лучших художников работать у себя. Во Флоренции, где с 1434 г. и до конца ХV в.установилось правление династии Медичи, соперничество за власть утихло и перешло в соперничество за роскошь, за обладание шедеврами искусства. Искусство выполняло роль универсального познания, опередив в этом отношении науку и философию. И первым способом изучения было ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей. Изображать мир так, как человек его видит, как отражает его зеркало, было исходным принципом ренессансных художников, - принципом, который в то время, стал настоящим переворотом, отказом от прежней художественной системы. Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движения души - все это становится условием творчества и потребностью художников. Новое искусство стало наукой и мастерством, которому можно научиться. Свое стремление утверждать силу и красоту человека, любовь ко всему земному художники Возрождения воплощали в основном в произведениях на религиозные сюжеты. Это не было чистой условностью. Просто религиозность стала другой. Дистанция между божественным и земным сократилась, а в искусстве исчезла совсем. Мирской характер с особой силой проявился в изображениях Богоматери. Одним из важнейших завоеваний художников Возрождения стала свобода сочинительства. Творчество Сандро Боттичелли (Алессандро ди МарианоФилипепи, 1444 -1510) отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения.

Если Проторенессанс длился примерно полтора столетия, Раннее Возрождение около века, то период Высокого Возрождения - менее четырёх десятков лет (примерно 1490-гг. до 1530). Его конец связан с двумя событиями: разгромом и разграблением Рима в 1527 г. войсками Карла V Габсбурга, императора Германии и короля Испании и падением последней Флорентийской республики в 1530 г. (несмотря на то, что творчество Микеланджело продолжалось до 1564 г.), а в Венеции до конца ХVI века творили великие мастера: Тициан (1477 или 1485/90 – 1576), Веронезе (1528– 1588), Тинторетто (1519 –1594).В ХIV и ХV вв. Италия была самой передовой страной Западной Европы, а в ХVI переживала глубокий политический и экономический кризис. Она потеряла рынки на Востоке, превратилась в арену постоянных войн, была опустошена и разорена. Искусство Высокого Возрождения стало выражением всей сложности и масштабности исторического бытия эпохи. На смену поискам аналитическому исследованию натуры и окружающего мира пришло синтетическое обобщение, извлекающее из явлений самое их существо, а также уверенное владение всеми приемами и тайнами изображения. «Кватроченто – это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто – синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность Раннего Ренессанса». В искусстве Высокого Возрождения центральное место безоговорочно занял Человек! Среди художников чинквеченто (XVI в.) Средней и СевернойИталии отчетливо возвышаются три вершины: Леонардо да Винчи - (1452-1519); Рафаэль (Рафаэло Санти) - (1483-1520); Микеланджело Буонарроти - (1475-1564).

Северное Возрождение - это художественная культура ХV-ХVI вв. европейских стран севернее Италии - Нидерландов, Германии и Франции. Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления. В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения. В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, - в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного. Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы.

Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрождения в целом принадлежит двум мастерам – Босху и Брейгелю. Первым истинно ренессансным художником и единственной универсальной личностью, подобной итальянским титанам Возрождения, был в Германии Альбрехт Дюрер (1471 -1528).

Date: 2015-09-03; view: 985; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию