Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис культурологии: случайность или необходимость?





Стержнем развернувшейся дискуссии о культурологии стал, безусловно, вопрос о том, чем собственно была продиктована необходимость и оправданность появления такого рода науки вообще. Резонность этого вопроса на первый взгляд очевидна: действительно, культура как объект изучения во многих своих ипостасях давно и прочно включена в исследовательское поле самых разных наук, начиная от высокоабстрактной философии, и вплоть до очень конкретной фактологии, накопленной в истории (прежде всего, в виде истории искусств). Список дисциплин, в рамках которых ведется изучение культурных феноменов, многообразных процессов, которые так или иначе могут быть отнесены к явлениям культуры, несомненно, весьма внушителен. Здесь важно сразу отметить то обстоятельство (которое позже мы рассмотрим специально), что величина и разнообразие спектра научных направлений, которые могут быть включены в этот список, зависит в большей степени от того содержания, наполнения, смысла, который придается этими науками самому понятию «культура», что в свою очередь, подобно маркеру, выделяет из обширного пространства социальной жизни определенные системы, уровни, феномены, подлежащие изучению как явления культуры.

Понятно, что разные интерпретации, трактовки культуры уже сами по себе задают разные векторы, направленность в ее изучении. К примеру, сопоставим в данном аспекте такие распространенные истолкования культуры как:

а) максимально широкое, когда под культурой понимают весь внеприродный, искусственный мир, созданный человеком;

б) подход, который можно обозначить, как локально-сферный, когда под культурой понимаются особые области и формы социальной практики, прежде всего, искусство и религия.

При этом очевидно, что исследования культуры, которые строятся на основе той или иной исходной позиции, будут направлены на анализ далеко не совпадающих по характеру и объему явлений.

Многообразие подходов к изучению культуры, связанное не только с разными теоретико-методологическими основаниями, но и с тем, уже отмеченным выше, обстоятельством, что культура на протяжении длительного времени является объектом познавательного интереса для очень

из важных для понимания специфики культурологии вопросов - к более детальному рассмотрению ее соотношения с другими науками о культуре.

«Наука о культуре» и «науки о культуре»

Приобретение культурологией статуса самостоятельной науки, как мы уже отмечали, было весьма непростым процессом, который образно можно было бы сравнить с вхождением в «плотные слои атмосферы» обществозна ния, представляющие собой достаточно прочную, устоявшуюся структуру социальных наук с уже зафиксированным и общепризнанным распределением «сфер влияния» и зон компетенции. При этом, отметим это еще раз, веер наук, обращавшихся к исследованию тех или иных культурных феноменов и продолжающих работать с ними сегодня, отличается чрезвычайной широтой и научной разножанровостью.

А это, наряду с прочим, означает еще и то, что находящиеся в этом спектре дисциплины - такие, к примеру, как история, философия, этнография, искусствоведение, лингвистика и др. - стали своего рода лоном, в котором длительное время накапливалась культуроориентированная фактология, вызревала и набирала вес культурологическая проблематика (естественно, в тех содержательных и методологических модификациях, которые соответствовали специфике каждой из этих наук).

Выделение культурологии как специальной науки о культуре, отличающейся от уже имеющихся, подразумевало, прежде всего, появление такого исследовательского направления, где:

а) собственно объектом рассмотрения становится культура как таковая (во всех других науках культура является лишь одной из изучаемых областей);

б) ее изучение включает анализ всех, а не только отдельных, частных форм и аспектов культурных явлений и процессов;

в) культура рассматривается как некоторое особое целое и, одновременно, во всех его (этого целого) проявлениях и формах;

г) не только интегрированы многообразные знания о культуре, полученные посредством других наук, но и на этой основе построены объяснительно-типологизирующие схемы, характеризующие различные аспекты культуры и обладающие значимым для науки уровнем обобщения.

Ø ►специфика предмета культурологического знания, особенность той «культурологической призмы», которую необходимо использовать для анализа культуры именно в данной области знания;

Ø ► характер культурологического знания с точки зрения его гомогенности или, напротив, гетерогенности, т. е. признание за культурологией статуса целостного, моносистемного знания либо, напротив, знания по сути своей полидисциплинарного, объединяющего в одном пространстве множество разножанровых фактов, «сюжетов», выводов, которые были накоплены во многих других науках (философии, истории, этнографии, религиоведении и т.д.) и по сути лишь обеспечивающего им некоторую общую вывеску («культурология»), но не производящего при этом собственного, специфического знания;

Ø ► содержание культурологического знания, набор и объем тех вопросов, которые, образуя в совокупности проблемное поле этой науки, обеспечивают достаточно полное, адекватное реальности представление о том, что же такое культура; которые являются с одной стороны - необходимыми, а с другой - достаточными для действительно целостного, системного знания об этом феномене;

Ø ► направленность культурологического знания, т. е. возможность его функционирования и развития как по критериям фундаментального уровня познания, с ориентацией на решение задач «чистой науки» (приращение знания как такового), так и его реализации как прикладной науки, для решения реальных проблем, возникающих в обществе. Важно при этом также уточнение соотношения между этими векторами функционирования культурологии, обоснованность признания приоритетности (или единственности) того или иного из них.

Очевидно, что все перечисленные измерения культурологического знания - это те вопросы, на которые необходимо дать ответ для понимания особенностей самой этой науки, ее отличия от других наук о культуре. Характер же ответов на эти вопросы (на основную их часть, по крайней мере) в большой степени зависит от того, как понимается, интерпретируется, каким смыслом наполняется базовое для этой науки понятие «культура». Рассмотрим эту связь более подробно.

Date: 2015-09-03; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию