Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности духовной культуры





Наиболее специфической особенностью египетской культуры был своеобразный культ смерти. Вся египетская культура пронизана протестом против смерти и одновременно приготовлением к ней (проникнутым верой в обретение бессмертия).

Буквально во всех древних мифологиях и религиях присутствует вера в бессмертие, искупление, воскресение ит.д., но ни одна культура не пронизана в такой степени подготовкой к смерти. Мумифицирование позволяло сохранить тело, в которое могла вернуться душа, а мощные стены пирамид должны были обеспечить им покой; погребенные в пирамидах рабы, утварь были одинаково необходимы в жизни, как до смерти, так и после нее. Сами пирамиды возводились не в насыщенной влагой долине Нила, а на краю соседних с нею пустынь. Сохранился и по сей день, привлекая туристов со всего мира, некрополь, Горд Мертвых, расположенный западнее древней столицы, Мемфиса (Мен Нофера). Древние египтяне называли его просто Западным городом, а находившихся здесь называли не мертвыми, а утомившимися. Город мертвых в итоге занял территорию, превышающую любой город живых, простираясь на 60 км.

В египетской культуре постоянно просматривается причудливое сочетание «первобытности» со сложным мировосприятием, отличающим «высокоразвитую цивилизацию». О. Шпенглер, исследуя прасимволы различных культур, считал таковым для египетской культуры дорогу.

Общий дух египетской культуры определяет ее мифологию, религию, искусство. Египетская душа наиболее естественно выражает себе языком камня, и не случайно базисом искусства выступает архитектура., лишенная каких бы то ни было декоративных, чисто «украшательских элементов. А египетская статуя представляет собой как бы отделившийся от стены рельеф и установлена всегда так, чтобы смотрелась всегда спереди. Столь же характерно дух египетской культуры выражен и в живописи. В отдельных рисунках, помещенных рядом друг с другом, одно и тоже явление растягивалось по плоскости. Было бы упрощением объяснить это лишь незнанием законов перспективы- здесь опять налицо прасимвол дороги. Гегель считал, что своеобразным символом египетского духа может считаться сфинкс.

В религиозном культе Египта центральное место занимало обожествление фараонов. Фараон- живое подобие Солнца с его «сияющим светом и ужасным блеском», и после смерти плавает по небосводу – на солнечной ладье днем и на лунной - ночью. Среди великого множества богов Древнего Египта (своих богов имели даже отдельные города) верховным был бог Солнца – Ра. Вторым по значению, как можно догадаться, был бог смерти – Усири (греч. Осирис), олицетворяющий умирающую и воскресающую природу.

Богам возводились храмы, создавали их статуи, которые участвовали в жертвоприношениях и ритуальных процессах, к ним обращались с просьбами и молитвами. Прорицанья статуй истолковывались жрецами. Они же единственные квалифицированно разбирались в иерархии составляющих человеческой души, числом не менее пяти. Ка – духовно-телесный двойник, олицетворение жизненной силы человека до и после смерти, которую и сохраняли мумифицированием усопших. Пребывающая в сердце Ба сообщает знания, дает советы. В Ах, сверкающий дух, находящийся вблизи звезд, человек превращается после смерти. Рен, или Имя, предопределяет судьбу. Наконец, Шуит,Тень, спутник и защитник своего хозяина до самой смерти. Боги и фараоны имели несколько Ка (у Ра-14), а Ба богов пребывает в священных животных.

Многобожие препятствовало централизации государства, и фараон Аменхотеп 4 (правил в 1368-1351 гг. до н.э.) попытался ввести культ единого бога, объявив таковым солнечный диск (под именем бога Атона, трактуемого как тело Ра). Столицей он объявил г. Ахетатон (совр.Эль-Амарна), а сам принял имя Эхнатон (угодный Атону). Культы других богов были отменены, их храмы закрыты, имущество конфисковано. Однако Эхнатон был отравлен, а его преемники вынуждены были, под натиском жрецов, вернуться к культу прежних богов.

Особенности древнеегипетской культуры отчетливо проявляются и в искусстве. Многие произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись) дошли до нас в такой же сохранности, как пирамиды. Перед храмами и дворцами возводились высокие обелиски, покрытые иероглифами - письмом в виде символов, которое само стало символов египетской культуры - в не меньшей степени, чем пирамиды. Заупокойные храмы охранялись сфинксами - каменными изваяниями с головой человека и телом льва. Самый большой из них, «Отец трепета», стоит и по сей день перед пирамидой Хефрена (3 в. до н.э.). Он высечен из цельной скалы, длина его тела равна 57 м, а голова в 30 раз больше человеческой. В 16 веке до н.э. между его передними лапами был построен храм.

Не менее привлекательны для туристов статуя для фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Восхищение вызывает рельеф, изображающий на крышке ларца умершего в 20-летнем возрасте фараона Тутанхамона с еще более юной женой. Жемчужиной музея Лувр в Париже является скульптурный портрет Нефертити, жены фараона Аменхотепа 4, предстающий для последующих поколений как символ женской красоты. Вандомскую площадь в Париже украшает изящная колонна с иероглифами, вывезенная Наполеоном.

Установленные в египетском искусстве каноны остались неизменными в течение трех тысячелетий: строгая линейность композиции, плоскостное изображение фигур, условности в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, ясность и четкость линий. Величайшим открытием не только для искусства, но и для науки стало золотое сечение, обеспечивающее максимальную прочность архитектурным и скульптурным сооружениям, задающее эстетические каноны живописи. Золотому сечению подчиняется «архитектура» скелета, оно лежит в основе глубочайших природных соотношений. Вообще искусству приписывалось магическое значение. Не менее примечательно и то, что искусство носило безымянный характер- художник не выпячивал свою индивидуальность, а передавал общие смыслы.

Одной из древнейших в мире является музыкальная культура Египта. Музыка сопровождала религиозные обряды и празднества, распространена была и в повседневной жизни. Музыка в Египте называлась «хи»- удовольствие. Ей приписывалась мистическая сила, и в этой связи инструменты подбирались не по тембру, а по назначению. На фресках 2 тыс. до н.э. можно встретить изображения лиры, арфы, барабанов.

До нас дошли также памятники художественной литературы, относящиеся ко 2 тыс. до н.э. Она представлена мифами, сказками, поучениями и наставлениями мудрецов и царей. Самое знаменитое и совершенное в художественном плане творение древнеегипетской литературы- «Беседа разочарованного со своей душой», или «Песнь арфиста». Другим замечательным памятником являются созданные в конце 2 тыс. до н.э. 2Прославления писцов». Существовала и любовная лирика.

Уважение к слову, письму было просто благоговейным, по сути дела, именно Египет дал человечеству письмо и традиции письменных записей, там же был создан папирус для письма. Составлялись своды законов, писались долговые записки. В Древнем Египте использовались металлические деньги. Там были созданы прообразы школ, первые сведения о которых датируются 3 тыс. до н.э. Существовала и своеобразная высшая школа, названная Домом жизни. Здесь обучали главным наукам древности- астрономии, математике, врачеванию. Не менее полезными знаниями считались волшебство и заклинания.

В Древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. Астрономам удавалось предсказывать затмения (чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие народ), была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце. Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина: была установлена роль мозга в организме, проводились операции, даже трепанация черепа. Были изобретены первые в мире часы- водяные и солнечные, ниломер - устройство для измерения уровня воды в Ниле, позволяющее предсказывать урожай.

Египтяне первыми освоили пчеловодство, догадались хранить зерно в амбарах, изобрели агротехнические приемы интенсивного возделывания почвы, плуг, гончарное колесо, развивали керамическое и ткацкое производство, металлургию. В эпоху Среднего царства египтяне приручили кошку, позже - верблюдов, они разводили антилоп и газелей, с дрессированными гиенами охотились.

 

Date: 2015-09-03; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию