Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура первобытного общества
Жилища и погребения. Неизбежным спутником окультуривания жизни стали первобытные жилища и погребения. Поселения были как неукрепленные (стоянки, жилища), так и укрепленные (городища). Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам, селища и городища характерны для бронзового и железного веков. Особое место в древних поселениях занимал очаг – место обогрева жилища, ритуальных плясок и жертвоприношений, предмет поклонения. Погребения делятся на два вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые (без таких сооружений). Наиболее сложными являются мегалитические (от грег. мегас – большой, литос – камень) – погребения в гробницах, сооруженных из больших камней – дольменов, менгиров. Дольмены (от брет. tol – камень и men – камень) обнаружены в Западной Европе и на юге России – в Краснодарском и Ставропольском краях. Менгиры (от men – камень и hir – длинный) представляют сбой каменные столбы, длиной до 21 м и весом свыше 300 т. Самые знаменитые из них – менгиры в Карнаке (Франция), составляющий аллею из 2683 столбов. Иногда камни расположены в виде круга – это кромлехи (от брет. crom – круглый и lech – камень), культовые сооружения. Духовная культура первобытной эпохи. Древний человек, еще не способный к систематическим рассуждениям, жил в безотчетном ощущении того, что он врос в природу – без такого ощущения, без согласования своей жизни с природными ритмами он попросту не смог бы выжить. В природе прослеживаются истоки и мифов, и искусства, и обрядов, и ритуалов. Замечено, что в любых культурах мифы антропоморфны (от греч. – антропос – человек и морфос – форма): герои мифов, их характеры, поступки и отношения несет на себе естественный отпечаток создавших их людей – их характеров, образа жизни, отношений в соответствующих культурах. Боги могут быть коварны, сварливы, злопамятны, мстительны, коварны – совсем как люди. Антропоморфность древнейших представлений о силах природы делала естественным стремление умилостивить, а может, даже запугать их. Неразрывной непосредственной связью древнего человека с природой порождены такие архетипические явления первобытной культуры, как анимизм, тотемизм, магия, фетишизм. Анимизм (от лат. anima – душа) выражается в одушевлении, приписывании души не только животным и растениям, но и даже предметам, которые мы привычно называем неодушевленными – камням, скалам, рекам и озерам. В частности, этим объясняется наиболее распространенный мотив древней наскальной живописи – там преобладают изображения животных – не только потому, что охота, а затем скотоводство занимали важнейшее место в первобытном укладе жизни. Изображения животных, умерщвленных людьми, было выражением своеобразного «комплекса вины» перед ними: отняв у них физическое тело, люди пытались изображением сохранить их душу. Первобытные люди часто называли себя именем животного, считая его своим «братом». Этим объясняется и запрет на умерщвление и употребление в пищу определенных животных в тех или иных культурах. Такое животное называлось тотемным (в языке индейцев оджибве слово «о тотеман» - означает его род). Роль тотема могли играть не только природные объекты, но и созданные человеком; им поклонялись, их задабривали, принося им в жертву животных и даже людей. В жертву приносились молодые, сильные животные, здоровые юноши и девушки. Только так можно было предотвратить одряхление и упадок племени, оскудение мест его охоты, сбора плодов и злаков. Такое отношение к окружающим предметам и явлениям могло порождать фетишизацию (франц. fetiche – идол, амулет). Фетишизация могла распространяться и на создаваемые людьми вещи (например, поклонение «золотому тельцу» живуче и по сей день). К первобытному фетишизму относится и вера в амулеты (от араб. hamala – носить), также весьма живучая. Неразрывностью с природой порождена и первобытная магия – определенными мистическими действиями специально обученные ей люди пытались нанести урон, увечье, смерть или, наоборот, вылечить от хвори (так, втыкая иглу в сердце изображения своего врага или врага племени, древний шаман посылал на него смерть). Магия, «привороты» и «отвороты» достаточно распространены и в наш век компьютеров и космических ракет и вовсе не идут на убыль, а, скорее, наоборот – распространяются все шире. Наблюдения над природой порождали также табу – запреты. Важно заметить, что любые предписания и запреты складывались естественным образом, проходя через многовековую проверку и поэтому максимально соответствуя требованиям, которые способствовали сохранению и приумножению человеческого рода. Именно поэтому к запретам на убийство себе подобных, на воровство добавлялись и табу на кровосмесительные связи – заметив, что в их результате рождаются дети с физическими и психическими отклонениями, наши древние предки пришли к выводу, что такие связи неугодны богам. Неверие в магию, табу и тотемы могло привести к болезням, увечью и даже гибели. Важнейшее значение в древних обществах играл культ предков. Предписания старших – по возрасту и социальной роли – должны были неукоснительно соблюдаться. Стабильность общественной жизни обеспечивалась неизменностью сложившихся в ней порядков. Важную и многоплановую функцию выполняло и первобытное искусство. Уже то, что древний человек, находившийся в непрерывной борьбе за существование, все же испытывал потребность в искусстве, которое не выполняло напрямую никаких практических функций (представляясь и сегодня многим лишь как некое излишество, наполнение досуга) говорит об очень многом. Судя по всему, досуга в современном понимании у первобытных людей не было, а потребность в искусстве была. Древнейшие памятники искусства датируются тем же возрастом, что и первые поселения. Это говорит о том, что эстетическое восприятие жизни всегда является одним из важнейших культурообразующих факторов, делающих человека человеком. Помимо ритуального значения, наполняющего любое действие древнего человека, искусство было для него важным, совершенно особенным средством самовыражения. Оно выполняло также функции познания, общения и даже защиты. Первые дошедшие до нас произведения изобразительного искусства связаны с культом матери-прародительницы. Это «первобытные Венеры» - статуэтки из глины и камня с гипертрофированными формами тела лишь угадываемыми головами. Их возраст 20-35 тыс. лет. Они были обнаружены на обширнейшей территории от Италии и Австрии до Чехии и России. Красочные изображения палеолитической эпохи обнаружены в пещере Альтамира в Испании. Целые «картинные галереи» с более чем 199 изображениями животных найдены во Франции, в пещерах Ле-Комбатель. Секрет стойкости охры и других красок, использованных первобытным человеком, не открыт до сих пор. Именно в первобытную эпоху родились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись, скульптура, архитектура. Отметим, что буквально все предметы домашнего обихода древнего человека – примитивная одежда, посуда, орудия – богато украшены изящным орнаментом. Исследования показали, однако, что основу такого орнамента каждый раз составляли линии и узоры, нанесенные природой, например, на рога и шкуры животных, оперение птиц, листьев деревьев, льдинки и снежинки. Имитация природы – в интонациях и мотивах – составляла основу музыкальных инструментов, также сопровождавших жизнь наших древнейших предков. Простейшие флейты – свистульки из полых костей с отверстиями для пальцев (от трех до семи)_ обнаружены во Франции, Восточной Европе, в России. Конечно, первобытный оркестр был богато оснащен трещотками и барабанами, позже появились струнные инструменты, также рождены наблюдениями над природой. В эпоху неолита и бронзы появились изображения, передающие уже достаточно сложные и отвлеченные понятия, в том числе мифологические. Впервые использовался материал, созданный человеком – огнеупорная глина, изготовлялась керамика, производилась обработка металлов. Древние художники, за тысячелетия до открытия законов перспективы, научились передавать объем градацией живописных тонов. В поздний период первобытного общества появляются и художественные ремесла, продуктами которых были искусно орнаментированы изделия из бронзы, серебра, золота, различных сплавов. Наблюдения над природой легли в основу архитектуры, металлургии, земледелия, скотоводства. Первобытные люди обладали медицинскими познаниями, позволяющими, например, лечит зубы, переломы костей и даже проводить своеобразные хирургические операции (в том числе на черепе). Возникали зачатки научных представлений, порожденных как практическими, так и мировоззренческим запросами, извечно присущим человеку стремлением к познанию мира. Такое сочетание отчетливо проявлялось в математике – геометрии (греч. - букв. землемерие), арифметике, астрономии. Играя важнейшую практическую роль (в вычислениях периодов разливов рек, засух, в мореплавании), астрономия занимала особое место еще и потому, что она как бы соединяла земной и небесный миры, постижимое и таинственное. Уже в древнейшие эпохи строились своеобразные астрономические обсерватории, одной из которых, судя по всему, является знаменитый Стоунхендж, возведенных из каменных глыб на территории нынешней Великобритании в период с 3000 по 1500 г. до н.э. Формы организации общественной жизни. Нельзя не заметить, что многие социальные предписания и запреты по содержанию сходны с теми, которые сформировались в форме заповедей в мировых религиях, как нельзя не заметить и сходства между заповедями в религиях иудаизма, христианства, ислама. Это обусловлено не только тем, что указанные религии возникли, хотя и в разное время, однако в географически близких регионах, но и тем, что сами социальные регулятивы формировались естественно-историческим образом (это одно из ключевых понятий К.Маркса), затем уже получая религиозное закрепление. Естественным образом происходили повсюду и другие важнейшие шаги в социокультурной истории. Так, общими в различные эпохи (и здесь вспомним О.Шпенглера – «одинаковые эпохи в различные времена») оказались объективные предпосылки общественного разделения труда. Пока малочисленным еще древнейшим племенам хватало того, что им давала земля, охота и рыболовство, необходимости в новых формах труда не было, к тому же совместный образ жизни в тех условиях наиболее надежным образом обеспечивал защиту. По мере истощения земли и оскудения источников пищи, приходилось менять формы организации общественной жизни – возникли земледелие и скотоводство, началось разделение труда. Одновременно с развитием агрокультуры и ремесел происходило совершенствование орудий труда и охоты, создание крупных поселений. Возникла членораздельная речь, необходимая в новых условиях общественной жизни, позже развились зачатки абстрактного мышления, появились простейшие счет и письменность. С разделением труда стал происходить переход от матриархата к патриархату; беспорядочные половые отношения, естественные в стадном образе жизни, сменились неким прообразом семьи, в чем огромную роль сыграли экономические факторы. С появлением частной собственности, неизбежного следствия разделения труда, семья приобрела значение экономической ячейки общества, сохраняющееся и по сей день. Если на ранних стадиях первобытного общества общественное управление могло находиться в руках старейшин, то теперь появлялась потребность в структурах, предвосхищавших государство. Разделение труда тем самым происходило и в общественном управлении, а это означало дополнение морали как общественного регулятива и правовыми установлениями, закрепляемыми в письменной форме. Ф.Энгельс ставил в один ряд «Происхождение семьи, частной собственности и государства» - так называется один из его наиболее значительных трудов. Новые формы общественной жизни потребовали закрепления трудовых и социальных навыков в воспитании и образовании. Поскольку мир первобытного человека сосредоточен в настоящем, у него почти нет сознания прошлого и будущего, его воспитание есть лишь непрогрессирующее приспособление к среде – воспитание в первобытную эпоху сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. Ребенок не готовился к жизни, как это стало значительно позже, а прямо включался в нее. По существу, в первобытном воспитании уже содержалось повседневное знание: это и производственные навыки, приобретаемые с самого раннего детства, и социальные установки, усваиваемые в форме предписаний и запретов. С развитием общественных отношений накопление и передача знаний, выходя далеко за пределы простого приспособления к среде, приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Это уже явилось началом образования, которое отстоит от нас на несколько тысячелетий. Появляются организованные формы образования и воспитания, определенные дидактические приемы, появляются и «учителя» - члены общины, выполняющие вполне конкретные функции в разделении труда, обладающие соответствующими этим функциям правами и обязанностями. Важную роль в первобытном воспитании и образовании играла семья. Единое для общины воспитание все более приобретало сословно-имущественный характер: по-разному обучались дети вождей, воинов, ремесленников, поскольку, как правило, дети наследовали образ деятельности («профессию») отца. В силу различных исторических, географических и прочих обстоятельств в различных регионах нашей планеты сохранились места, где достаточно отчетливо проглядывают черты и традиции первобытно-общинного, родоплеменного общества. Такие островки первобытной культуры есть и сейчас, например, в джунглях Амазонки – там все еще обнаруживают племена, ни разу не видевшие белых людей и, как правило, относящиеся к ним очень агрессивно, как к чужакам. В значительной степени черты первобытных родовых отношений и древней культуры (включая шаманство, различные ритуалы)сохранились у коренных жителей Аляски, эскимосов, чукчей, эвенков. Черты первобытной культуры сохранились (хотя бы в достаточной для изучения степени) в Австралии и на островах Океании, в государствах Черной Африки. Почти нетронутый общинный строй уцелел у аборигенов, оттесненных в пустыне районы Австралии. Для них решающее значение продолжает играть система родства, тщательно запоминается (до десяти колен) родовое дерево, соблюдается сложная классификация степени родства, которая исключает кровосмесительные браки. То, что племена имеют тотемами животных или носят их названия, является характерным архетипом самых различных первобытных культур. Происхождение и в современных первобытных племенах считается по матери. Среди австралийских аборигенов, как и тысячелетия назад, строго регламентированы добыча и распределение пищи, обучение детей, подготовка к браку. У коренных жителей Австралии и Океании в классическом виде сохранились тотемизм, магия, шаманство. Важным условием жизни является неизменность того, что установилось испокон веков. Власть у аборигенов слабо организована и имеет неофициальный характер, также установившийся в течение столетий. Разрешение конфликтов производится старейшиной или советом племени, часто на основе таких церемоний, как «суд испытанием» или «урегулирование единоборством». Весьма интересны первобытные культуры «Черной Африки» (территория континента южнее Сахары), сохранившиеся у народностей йоруба, догонов, бамбара, масаи, ашанти, бушменов, проживающих на территории Мали, Танзании, Руанды, Бурунди, Бенина, Судана, Уганды, Кот-дИвуар, Буркина-Фасо, Нигерии, ЮАР и др. государств. Основным стержнем, упорядочивающим знания и отношения в таких культурах, является миф, который в «бесписьменных, культурах выполняет ту же роль, что догмат в религиях письменных культур». Различные традиционные религии «Черной Африки» - анимистические, полидемонические, политеистические – обладают рядом сходных архетипических особенностей. Здесь важнейшую роль играют табу, тотемы, фетиши; племена носят имена животных; также верят в магию и используют ее; особая сила, способности и функции приписываются различного рода колдунам; особое значение имеют культ предков, обряды инициации, культ Бигу – «ушедших и вернувшихся». В последние годы интерес к мифам африканских этносов особенно возрос в связи с сенсационными исследованиями, в которых доказывается, что догоны, например, обладают астрономическими знаниями, которые немыслимы при том первобытном состоянии, в котором они находятся. Делаются даже выводы, что это можно объяснить только посещением этих районов Африки космическим пришельцами тысячелетия назад. Страсти подогревают и обнаруженные во многих регионах Центральной Африки зон с радиацией, значительно превышающей обычные ее значения. Мало того, что это не отражается на здоровье проживающих там людей, но еще и представляется как подтверждение довольно популярной в научных кругах гипотезы том, что возникновение человечества было обеспечено умеренными мутациями в результате как раз таких доз радиации. Date: 2015-09-03; view: 683; Нарушение авторских прав |