Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линейная типология культур К.Ясперса





 

Во второй половине XX в. широкую популярность приобрела концепция типологии культур известного немецкого философа К.Ясперса, основанная на идее «осевого времени». Согласившись с критикой европоцентризма и основными идеями теории локальных цивилизаций, Ясперс вместе с тем настаивает на единстве мирового исторического процесса. По сути дела, он возвращается от циклического толкования истории к христианской идее линеарной истории, имеющей начало и конец, смысл и цель. Исследуя историческое развитие культуры, он вводит понятие «осевого времени», которое фиксирует особый критический момент в мировой истории, пришедшийся на VI в. до н.э. В это время произошел некий эпохальный сдвиг в жизни народов Средиземноморья и сопредельных с ними народов. Было положено начало прогрессирующей во времени, чрезвычайно динамичной и относительно непрерывной европейской истории. «Осевое время» культуры, по Ясперсу, - это своего рода «центр» истории. До этого развитие человека, общества и культуры шло в основном локальным образом. С появлением «осевого времени» многие страны и регионы оказались вовлеченными в поток осевого времени истории. Они задали направление поступательного, прогрессивного развития, которое до настоящего времени служит стержневым началом мирового исторического процесса. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации.

«Осевое время» основывается на вере, объединяющей все человечество. Ни одна из мировых религий такой верой быть не может, так как все религии чаще разъединяли людей, чем соединяли. Он убежден, что общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни в исторической традиции, она более древняя, чем христианство или ислам. Время рождения философской веры – это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время». Это примерно между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные достижения, сформировавшие то тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» - это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», - это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур.

«Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.

Ясперс делит всю историю человечества на три последовательно сменяющих друг друга периоды: доисторический, исторический и период мировой истории. Каждый из них имеет свою специфику, обусловленную особенностями отношений человека к окружающей его природе, к другим людям и к себе, то есть соответствующим особым типом культуры.

В доисторическую эпоху господствующим типом культуры был доосевой, в котором человек почти не выделял себя из природы животного мира, он только становился человеком, осваивал систему языка. Слитность с природой породила мифологические миросозерцание и мышление. В этот период люди были вынуждены объединяться и общаться в целях обеспечения своего биологического существования, что определяло их отношение к окружающему миру и другим людям, обусловливало специфику их коммуникативных связей. Доисторический период завершился приблизительно в конце IV тысячелетия до н.э., когда стали формироваться великие культуры древности: шумерская, египетская, эгейская и др.

Следующая фаза в культурной истории человечества – исторический период – создала другой тип культуры – осевую культуру. Внутри этого типа начинает развиваться тип человека, близкого к современному. Самым главным итогом этого периода стал культурный переворот, положивший начало «осевому времени» и «оси мировой истории». В это время были заложены основы научных и философских знаний, искусства, мировых религий, произошел переход от мифологического мышления к мышлению рациональному, к науке. В «осевую» эпоху также совершился переход от непосредственного отношения человека к самому себе и миру к качественно новому уровня осознания самого себя. Произошло постижение человеком себя как личности.

Третья историческая фаза – мировая история – формирует глобальное единство человечества и единую мировую культуру. Этот исторический период был подготовлен великими географическими открытиями, ставшими основой единения различных культур. Развивающаяся в настоящее время третья фаза в истории человечества и есть его будущая история. Однако аналогию этому типу культуры следует искать не в «осевой» эпохе, а в эпохе, когда человек изобрел орудия труда и научился пользоваться огнем. Это положило начало технической линии развития человечества, которая не составила основу «мировой истории». В будущей истории человечества должно наступить новое «осевое время», контуры и результаты которого пока нельзя представить.

 







Date: 2015-09-03; view: 834; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию