Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оптимизации комплекса средств обучения





В практике учебных заведений еще нередки случаи, когда мерилом полноценности урока является использование большого количества пособий. Такое мнение обусловлено, с одной стороны, неправильным пониманием наглядности как важнейшего дидактического принципа, а с другой стороны, стремлением преподавателя вызвать у присутствующих благоприятное впечатление, одобрение.

Вопрос о том, какое оборудование и как использовано на уроке, часто считают второстепенным и причисляют к методическим тонкостям, к «вкусовым» особенностям педагога.

При отборе средств обучения на урок преподавателю надо ориентироваться не только на систему средств обучения по вопросу программы, но и на конкретную систему отношений «ученик-учитель». Состав первичной системы средств обучения как на уровне проектирования, так и в учебно-воспитательном процессе определяется совокупностью средств обучения, необходимых и достаточных для овладения учебным материалом, способами деятельности в соответствии с логикой учебно-познавательной работы на всех ее уровнях:

– ознакомления с новым материалом;

– применения нового знания по образцу или по аналогии;

– творческого применения нового знания в процессе решения новых учебно-познавательных задач.

Между тем отбор средств обучения в комплекс, определение места каждого пособия на уроке, управление любым этапом учебного процесса с помощью включенных в комплекс средств представляется важной и довольно трудоемкой задачей.

При этом необходимо подчеркнуть, что комплексы средств обучения являются непрерывно развивающимися и изменяющимися компонентами в соответствии с приемами, методами, формами, новыми пособиями, используемыми в обучении.

При изучении одного и того же раздела программы могут возникнуть равноценные варианты комплексов, которые обусловлены различными факторами: арсеналом средств обучения, которыми располагает кабинет, уровнем его организации, личностными особенностями учителя и учащихся данного класса (отношением к предмету, состоянием активности их на уроке, общей подготовкой, имеющимся опытом учащихся и т.д.).

Подготовка любого комплекса средств обучения к вопросу, теме, разделу программы, отдельному курсу предполагает единый подход, однако его использование приобретает специфику в зависимости от того, кто «строит комплекс» – исследователь-методист или учитель и какую цель преследует каждый из них. Доминирующей функцией исследователя-методиста является проектно-конструкторская деятельность, в результате которой нередко создаются новые компоненты комплекса и формируется система. Главная функция преподавателя – отбор средств обучения из имеющейся целостной системы учебного оборудования и построение комплекса средств обучения (для урока, темы, раздела), адекватного целям, задачам, избранным методикам, формам обучения, своим личностным качествам.

Эту работу, очевидно, должен и может успешно выполнять преподаватель, который планирует урок (или систему уроков), режиссирует его и соответственно решает, какие из рекомендуемых для данной темы средства обучения и в какой последовательности он будет использовать на конкретном уроке.

Разумеется, и методист-исследователь также при формировании комплексов учебного оборудования обращается к уроку – основной форме организации занятий, учитывая при этом все разнообразие возможных его видов и предлагая преподавателям научнообоснованную методику комплексного использования.

3.10. Учебно-материальная база общеобразовательного
учреждения

Современная УМБ должна составить основу для учебного заведения будущего, обладать динамичностью и гибкостью, позволяющей перестраивать учебный процесс согласно веяниям времени.

Существенное влияние на развитие материальной среды обучения в целом и ее отдельных компонентов оказывают реформы образования, которые требует, в частности, переноса акцента с классно-урочной формы занятий на систему индивидуального и группового (в малых группах) обучения.

Площадь, зонирование и организация пространства учебных кабинетов обусловливаются назначением кабинета, особенностями организационных форм проведения занятий, составом мебели и санитарно-гигиеническими нормами. В зависимости от организационных форм и методов обучения, специфики изучаемых предметов, а также применения новых технических средств планировка помещений варьируется. Для аудитории-лектория характерна планировка в виде амфитеатра, для лабораторий-практикумов по естественнонаучным предметам предпочтительно размещение рабочих мест с центровой единой подводкой коммуникаций, а также с расположением столов – специализированных рабочих мест по зонам или по периметру класса-лаборатории. Для литературной гостиной, например, удобно размещение рабочих мест в виде «круглого стола», для языковой лаборатории – в виде двух полусфер (одна за другой) и т.д.


Важным условием формирования УМБ школы является комплектование предметных кабинетов и подразделений учебным оборудованием. Приобретая учебное оборудование, нужно руководствоваться «Перечнями», содержащими необходимые рекомендации. Педагогическая целесообразность (обеспечение действующих программ, возможности составления вариативных комплексов, создание условий для инновационных процессов и др.) приобретения учебного оборудования определит оправданность экономических затрат на него.

В целом можно указать на следующие специфические стороны модернизируемых и вновь создаваемых систем средств обучения:

– сокращение номенклатуры пособий (принципы комплектности, необходимости и достаточности);

– расширение их функциональных возможностей (принцип полфункциональности);

– создание условий для комплектования средств обучения и разработки комплексов учебного оборудования (принцип комплиментарности и комплектности);

– разработка комплектов для самостоятельных занятий учащихся, в том числе исследовательских и практических работ для разных уровней обучения (принцип вариативной дифференциации);

– создание модульных (в том числе и компьютерных) комплектов специального назначения для специализированных и интегрированных практикумов, обеспечивающих внедрение новых технологий обучения (принцип модульности и интерактивности).







Date: 2015-09-03; view: 546; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию