Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии оптимизации комплекса средств обучения
В практике учебных заведений еще нередки случаи, когда мерилом полноценности урока является использование большого количества пособий. Такое мнение обусловлено, с одной стороны, неправильным пониманием наглядности как важнейшего дидактического принципа, а с другой стороны, стремлением преподавателя вызвать у присутствующих благоприятное впечатление, одобрение. Вопрос о том, какое оборудование и как использовано на уроке, часто считают второстепенным и причисляют к методическим тонкостям, к «вкусовым» особенностям педагога. При отборе средств обучения на урок преподавателю надо ориентироваться не только на систему средств обучения по вопросу программы, но и на конкретную систему отношений «ученик-учитель». Состав первичной системы средств обучения как на уровне проектирования, так и в учебно-воспитательном процессе определяется совокупностью средств обучения, необходимых и достаточных для овладения учебным материалом, способами деятельности в соответствии с логикой учебно-познавательной работы на всех ее уровнях: – ознакомления с новым материалом; – применения нового знания по образцу или по аналогии; – творческого применения нового знания в процессе решения новых учебно-познавательных задач. Между тем отбор средств обучения в комплекс, определение места каждого пособия на уроке, управление любым этапом учебного процесса с помощью включенных в комплекс средств представляется важной и довольно трудоемкой задачей. При этом необходимо подчеркнуть, что комплексы средств обучения являются непрерывно развивающимися и изменяющимися компонентами в соответствии с приемами, методами, формами, новыми пособиями, используемыми в обучении. При изучении одного и того же раздела программы могут возникнуть равноценные варианты комплексов, которые обусловлены различными факторами: арсеналом средств обучения, которыми располагает кабинет, уровнем его организации, личностными особенностями учителя и учащихся данного класса (отношением к предмету, состоянием активности их на уроке, общей подготовкой, имеющимся опытом учащихся и т.д.). Подготовка любого комплекса средств обучения к вопросу, теме, разделу программы, отдельному курсу предполагает единый подход, однако его использование приобретает специфику в зависимости от того, кто «строит комплекс» – исследователь-методист или учитель и какую цель преследует каждый из них. Доминирующей функцией исследователя-методиста является проектно-конструкторская деятельность, в результате которой нередко создаются новые компоненты комплекса и формируется система. Главная функция преподавателя – отбор средств обучения из имеющейся целостной системы учебного оборудования и построение комплекса средств обучения (для урока, темы, раздела), адекватного целям, задачам, избранным методикам, формам обучения, своим личностным качествам. Эту работу, очевидно, должен и может успешно выполнять преподаватель, который планирует урок (или систему уроков), режиссирует его и соответственно решает, какие из рекомендуемых для данной темы средства обучения и в какой последовательности он будет использовать на конкретном уроке. Разумеется, и методист-исследователь также при формировании комплексов учебного оборудования обращается к уроку – основной форме организации занятий, учитывая при этом все разнообразие возможных его видов и предлагая преподавателям научнообоснованную методику комплексного использования. 3.10. Учебно-материальная база общеобразовательного Современная УМБ должна составить основу для учебного заведения будущего, обладать динамичностью и гибкостью, позволяющей перестраивать учебный процесс согласно веяниям времени. Существенное влияние на развитие материальной среды обучения в целом и ее отдельных компонентов оказывают реформы образования, которые требует, в частности, переноса акцента с классно-урочной формы занятий на систему индивидуального и группового (в малых группах) обучения. Площадь, зонирование и организация пространства учебных кабинетов обусловливаются назначением кабинета, особенностями организационных форм проведения занятий, составом мебели и санитарно-гигиеническими нормами. В зависимости от организационных форм и методов обучения, специфики изучаемых предметов, а также применения новых технических средств планировка помещений варьируется. Для аудитории-лектория характерна планировка в виде амфитеатра, для лабораторий-практикумов по естественнонаучным предметам предпочтительно размещение рабочих мест с центровой единой подводкой коммуникаций, а также с расположением столов – специализированных рабочих мест по зонам или по периметру класса-лаборатории. Для литературной гостиной, например, удобно размещение рабочих мест в виде «круглого стола», для языковой лаборатории – в виде двух полусфер (одна за другой) и т.д. Важным условием формирования УМБ школы является комплектование предметных кабинетов и подразделений учебным оборудованием. Приобретая учебное оборудование, нужно руководствоваться «Перечнями», содержащими необходимые рекомендации. Педагогическая целесообразность (обеспечение действующих программ, возможности составления вариативных комплексов, создание условий для инновационных процессов и др.) приобретения учебного оборудования определит оправданность экономических затрат на него. В целом можно указать на следующие специфические стороны модернизируемых и вновь создаваемых систем средств обучения: – сокращение номенклатуры пособий (принципы комплектности, необходимости и достаточности); – расширение их функциональных возможностей (принцип полфункциональности); – создание условий для комплектования средств обучения и разработки комплексов учебного оборудования (принцип комплиментарности и комплектности); – разработка комплектов для самостоятельных занятий учащихся, в том числе исследовательских и практических работ для разных уровней обучения (принцип вариативной дифференциации); – создание модульных (в том числе и компьютерных) комплектов специального назначения для специализированных и интегрированных практикумов, обеспечивающих внедрение новых технологий обучения (принцип модульности и интерактивности). Date: 2015-09-03; view: 546; Нарушение авторских прав |