Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 24





Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

1. Часть первая статьи 24 развивает принцип статьи 12 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г., о невмешательстве в его личную и семейную жизнь и в основном воспроизводит часть третью статьи 9 российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Настоящая статья имеет прямое действие. Тем не менее, содержащиеся в части первой положения об отдельных видах действий, связанных с информацией о человеке, предполагают необходимость регулирования условий и порядка осуществления этих действий в актах текущего законодательства. До настоящего времени нормативные акты по этому вопросу отсутствуют. При подготовке такого акта следует учитывать мировой опыт в данной области.

В условиях широкомасштабного использования ЭВМ для сбора и обработки информации о населении международная практика связывает право лица на неприкосновенность частной жизни с охраной его персональных данных, т.е. любой информации, относящейся к конкретному человеку, или информации, которая может быть отождествлена с конкретным человеком. С учетом этого международная Конвенция об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных, принятая Советом Европы в 1981 году, а также специальные Рекомендации Комитета министров государств - членов Совета Европы 1986 и 1987 годов, касающиеся использования и защиты персональных данных, устанавливают основные принципы сбора, хранения, использования и передачи информации персонального характера. Их рекомендуется включать в качестве основы национального законодательства в области защиты персональных данных.

Так, сбор персональных данных должен осуществляться честным и законным образом. Это означает, что, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, персональные данные должны быть получены от лиц, к которым эти данные относятся, или из других источников с согласия субъектов данных. Сбор персональных данных особого характера (особых категорий), т.е. относящихся к расовому происхождению, политическим убеждениям, религиозным либо иным верованиям, сексуальной жизни, в принципе не должен разрешаться. Сбор данных, касающихся указанных обстоятельств, может осуществляться в исключительных случаях, если это вызывается особой необходимостью, в частности, для оказания помощи субъектам данных, либо для целей специального исследования. В законодательстве должны быть предусмотрены гарантии обеспечения конфиденциальности этих данных.

Сбор персональных данных без согласия лица, к которому эти данные относятся, допустим, когда такой Сбор представляет собой необходимую в демократическом обществе меру, направленную на обеспечение интересов безопасности государства, безопасности населения, финансовых интересов государства, охраны прав субъектов информации или прав и свобод других лиц, для пресечения преступлений.

В связи с этим соответствующая информация о частной жизни лица может собираться в процессе оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а также в соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции». Собираемые данные о частной жизни лица должны иметь прямое отношение к цели их сбора, не превышать по объему тех потребностей, для которых они собираются, быть точными и там, где это необходимо, поддерживаться на уровне современных требований.

Хранение информации персонального характера (особенно в случае ее автоматизированной обработки) должно обеспечивать установленный режим охраны этой информации, чтобы исключить возможность использования данных о частной жизни лица каким-либо образом, не совместимым с целями сбора указанных данных. Данные должны храниться в форме, которая позволяет идентифицировать субъекта информации в течение времени, не превышающего потребностей, для которых собирается информация. Персональные данные обычно не должны храниться дольше, чем это оправдано выполнением задач, для которых они собирались, или чем это требуется в интересах лиц, о которых собраны данные. Если, однако, в интересах научных исследований или статистики необходимо сохранить персональные данные, которые больше не используются в целях, для которых они собирались, эти данные могут сохраняться преимущественно в форме анонимных сведений.


Использование информации персонального характера должно основываться на том же исходном принципе целевого назначения персональных данных, который характерен для всех видов работы с этими данными. Иначе говоря, информация о частной жизни лица, отраженная в его персональных данных, как правило, должна использоваться в соответствии с теми целями, для которых она собиралась.

Порядок распространения информации о частной жизни лица требует наиболее подробной регламентации, поскольку при этом особенно легко могут быть нарушены интересы субъекта информации. В то же время распространение информации персонального характера на основе ее передачи бывает необходимо в деловых целях, для предотвращения возможных серьезных правонарушений и в некоторых других случаях. При передаче персональных данных возникают вопросы, связанные с определением оснований такой передачи, условий ее осуществления, категорий передаваемых персональных данных, видов субъектов, которые передают данные и которым данные передаются (государственные органы, частные организации), организационными и территориальными пределами передачи данных (в рамках одной отрасли или сферы деятельности, внутри государства или за его границами), и ряд других вопросов.

Общее правило передачи информации персонального характера сводится к тому, что сторона, передающая данные, не должна с единственной целью сохранения конфиденциальности запрещать или оговаривать какими-либо односторонними условиями передачу персональных данных другой стороне. Разрешается передача персональных данных в пределах одной отрасли, сферы деятельности для выполнения однородных задач, если существуют обоснованная необходимость (деловой интерес) и законные основания для такой передачи.

Передача персональных данных органам и организациям другой сферы деятельности для использования этих данных за пределами целей их сбора, в принципе, не должна осуществляться. Она может допускаться в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Специально регулируется и международная передача персональных данных.

В связи с широко распространенной практикой сбора данных о различных аспектах жизнедеятельности граждан, компьютеризацией всех сфер общественной жизни в развитых зарубежных странах в последние годы особое значение приобрела проблема правового регулирования сбора и использования информации о гражданах, особенно личного характера, собираемой и хранимой различными государственными учреждениями, страховыми компаниями, муниципалитетами, полицией. Принятые в целом ряде стран законы предусматривают гарантии для защиты личной жизни и ограждения ее от вмешательства политических, коммерческих, промышленных и иных интересов. Такими гарантиями являются необходимость получения согласия индивида на хранение, обработку и выдачу касающейся его информации, автоматическое стирание после определенного периода времени сведений о судимости, болезнях и т. п., а также право гражданина на судебное обжалование в случае отказа в выдаче собранной о нем информации или в случае содержащихся в ней фальсифицированных сведений. Актуальность проблемы защиты информации объясняется целым рядом факторов: сведения о личной жизни, трудовой и общественной деятельности граждан в централизованном порядке, без согласия и ведома гражданина передаются из одного ведомства в другое и могут использоваться во вред его интересам; зачастую такие данные отягощены субъективными оценками, особенно это касается информации о политических и религиозных взглядах, интимных сторонах жизни. Сами способы сбора информации о гражданах тоже сопряжены с нарушением многих личных свобод, нередко осуществляются методами слежки, провокаций и т. п.


В США в 1976 году вступил в силу закон о свободе информации, дающий гражданам право знакомиться с информацией о себе, хранящейся в различных ведомствах и организациях; в случае отказа гражданин может обратиться с иском в суд.

Аналогичный закон о защите информации принят в 1984 году в Великобритании. На его основании граждане могут обращаться с просьбой об ознакомлении с данными, собранными на них в компьютерах банков, страховых компаний, местных органов власти. В случае отказа их выдать или внести исправления при обнаружении неточностей гражданину предоставляется право обратиться с жалобой в суд. Закон не распространяется на материалы, находящиеся в распоряжении органов национальной безопасности, полиции или здравоохранения. Более того, в заключительных статьях закона содержатся общие ограничительные положения, наделяющие министра внутренних дел правом запрета на раскрытие содержания личного досье, находящегося в распоряжении любого государственного учреждения, если содержание досье, по мнению министра, следует считать конфиденциальным. Очевидно, что эти заключительные положения существенно ограничивают действенность и практическую ценность ряда положений закона.

Во французском законе 1978 года (статья 1) говорится, что электронная обработка данных должна осуществляться в интересах граждан, ее использование не должно нарушать основных личных и гражданских прав. В законе содержатся принципы сбора и использования некоторых видов информации - согласие заинтересованного лица относительно упоминания о его расовом происхождении, политических и религиозных взглядах либо принадлежности к профсоюзам, если только это не диктуется государственными интересами (статья 31). За нарушение данных положений устанавливается уголовная ответственность в виде штрафа или тюремного заключения сроком от одного года до пяти лет. Закон предусматривает ответственность за сбор информации персонального характера обманным или иным недозволенным путем (прослушивание телефонных переговоров), ибо это сопряжено с нарушением личных свобод граждан, в частности, тайны корреспонденции. Право гражданина на ознакомление с собираемой и хранимой информацией и доступ к ней гарантируется правом обжаловать в судебном порядке отказ в возможности ознакомиться с такой информацией.


Законы ФРГ тоже регулируют использование ЭВМ для сбора, хранения и передачи персональных данных. Закон о защите от злоупотреблений данными личного характера 1976 года наделяет заинтересованное лицо основным правом на получение информации о данных в отношении его личности, на ее уточнение, блокирование таких данных и на их уничтожение. Федеральный закон дополняется во всех землях законами о защите данных, распространяющимися на земельные органы. В законах предусматривается система судебных санкций и штрафов в случае незаконной передачи данных личного характера или других отступлений от предписаний закона.

2. Часть вторая статьи 24 Конституции устанавливает право доступа лиц к документированной информации о них, которую соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, располагающие этой информацией, обязаны предоставлять этим лицам.

Порядок реализации данного права и соответствующей ему обязанности связан с определением в актах текущего законодательства способов ознакомления лиц с относящейся к ним информацией и условий ограничения этого права.

Международная практика, получившая отражение в законодательстве ведущих западных стран, использует две основные возможности осуществления права доступа граждан к информации о них:

через общедоступные регистры, в которых фиксируются и публикуются сведения об организациях, собирающих и обрабатывающих персональные данные, о характере этих данных, целях и способах их использования и передачи;

на основе законодательно закрепленного права лиц запрашивать соответствующие органы и организации о том, содержится ли у них какая-либо относящаяся к данному лицу информация, каково ее содержание а также получать эту информацию, как правило, с оплатой услуг за ее предоставление.

Ограничения права на доступ лиц к касающейся их информации обычно связываются с целями сбора и накопления информации и с ее характером. В частности, лицу может быть отказано в ознакомлении с персональной информацией, собранной в целях обеспечения национальной безопасности, если это помешает предотвращению раскрытия преступления или уголовному преследованию преступников или лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также в ознакомлении с персональной информацией медицинского характера без разрешения врача.

Предусматривается возможность обжалования неправомерных действий держателей информации персонального характера в установленном законом порядке.







Date: 2015-09-03; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию