Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по написанию курсовой работы





Цели и задачи курсовой работы:

Курсовая работа по дисциплине «История материальной культуры» представляет собой вид учебной и научно-исследовательской работы, проводимой студентами самостоятельно под руководством научного руководителя, подтверждающей уровень теоретической и практической подготовленности студента, степень развития его общекультурных и профессиональных компетенций. Курсовая работа завершает процесс изучения дисциплины и имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение прикладного раздела дисциплины «История материальной культуры», связанного с осмыслением истории развития отдельных технологий (обработка металла, керамика, стеклоделие, ткачество, столярное дело и др.) и форм материальной культуры (жилище и его убранство, утварь, костюм), представленных в памятниках материальной культуры из музейных собраний. Курсовая ориентирована на углубление и систематизацию знаний, полученных в процессе освоения дисциплины.

 

Порядок выбора темы работы:

Студент выбирает одну из тем, обозначенных в списке тем курсовых работ.

Примерная тематика работ разрабатывается преподавателем дисциплины и утверждается на заседании кафедры, входит в учебно-методический комплекс данной дисциплины. В помощь студентам составляется опорный список литературы, рекомендуемый к выполнению курсовой работы.

Выбор темы производится с учетом области интересов студента и возможности развития данной темы в его выпускной квалификационной работе. Выбор одной и той же темы двумя и более студентами не допускается.

Студент имеет право высказать свои пожелания относительно изменения предложенной формулировки темы курсовой работы, обосновывая целесообразность изучения такого аспекта.

 

Тематика курсовых работ:

1. Повседневная жизнь Древней Греции и ее отражение в античной расписной керамике.

2. Повседневная жизнь Древнего Рима периодов республики и империи: источники, памятники и артефакты.

3. Античное стекло: развитие технологии, основные центры и типы выпускаемой продукции.

4. Венецианское стекло и его роль в развитии европейской материальной культуры.

5. Фаянс и керамика Древнего Египта, Месопотамии, Эгейской цивилизации: технология, особенности бытования.

6. «Сельские глины» Бернара Палисси: технологические достижения, образное решение, историко-культурный контекст.

7. Итальянская майолика и ее роль в культуре Ренессанса.

8. Произведения фабрики «Этрурия» Дж. Веджвуда и их античные прообразы.

9. Камнерезное искусство в Древнем мире: традиции ремесла.

10. Косторезное искусство Древнего мира, Византии и Западной Европы в Средние века.

11. Техника художественной эмали и ее развитие в Византии и Западной Европе в Средние века.

12. Ювелирные украшения Древнего Египта, Древней Месопотамии и Древней Греции.

13. Ювелирные украшения в культуре Возрождения и раннего Нового времени.

14. Медь, бронза и железо: развитие технологий обработки металла в государствах Древнего мира.

15. Олово и предметы из олова в материальной культуре Западной Европы

16. Бронзолитейные техники Средневековья: основные этапы развития, ведущие центры, типология произведений, крупнейшие памятники.

17. Немецкое серебряное дело XV-XVII в.: основные центры, формы бытования изделий в культуре.

18. Литургические предметы Средневековья (Византия, Западная Европа, Русь): формы, материалы, технологии, декор.

19. Мебель эпохи Ренессанса: типология, декор, место в интерьере.

20. Кабинет как особая форма мебели: конструктивная и образная структура, место в интерьере и роль в хранении и экспонировании коллекций.

21. Зеркало в западноевропейской культуре XVI-XVIII в.: технология производства, место в интерьере, семантика.

22. Зеркало в культуре Древнего мира: типология, технология производства, связь с костюмом и интерьером, семантика.

23. Древнеегипетский костюм.

24. Костюм народов Месопотамии в III-II тыс. до н.э.

25. Ассирийский и персидский костюм: сравнительный анализ.

26. Древнегреческий и древнеримский костюм: сравнительный анализ.

27. Западноевропейский костюм эпохи Средневековья.

28. Костюм эпохи Ренессанса.

29. Древнерусский костюм.

30. Западноевропейский костюм XVII-XVIII в. в музейных собраниях.

31. Ткачество в древнем мире.

32. Западноевропейские шпалеры XI-XV в.: основные центры производства, технология, стилистика, место в замковом и церковном интерьере.

33. Западноевропейские шпалеры XVI-XVIII в.: основные центры производства, технология, стилистика, место в дворцовом интерьере.

34. Материальная культура детства: детская мебель, одежда и игрушки XVII-XIX в.

35. Музыкальные инструменты Древнего мира.

36. Ремесло и усадьбы ремесленников в русском средневековом городе.

37. Ремесленная культура западноевропейского города в Средние века.

38. Культура феодального замка в Западной Европе: этапы формирования, тенденции развития.

39. И. Забелин и его работы «Домашний быт русского народа в XVI-XVII столетиях».

40. Э. Виолле-ле-Дюк «Толковый словарь французской утвари от эпохи Каролингов до Возрождения» (1858-1875): исследование в контексте эпохи историзма.

41. Исследования Ф. Готтенрота «История внешней культуры» и Г.Вейса «История культуры народов мира»: принципы и методы изучения материальной культуры, стилистика иллюстративного материала.

42. Повседневная жизнь Западноевропейского Средневековья в трудах школы анналов.

43. Китайский фарфор и его роль в развитии мировой культуры.

44. Шелкоткачество в Китае: история возникновения, технология, стилистика декорирования тканей.

45. Великий шелковый путь и его роль в развитии межкультурного обмена.

46. Поиски и открытие европейского фарфора.

47. Развитие фарфорового производства в России.

48. Фарфор в европейском и русском интерьере XVIII-XIX в.

49. Великие географические открытия и материальная культура Европы раннего Нового времени.

50. Вышивка и кружево в Западной Европе в эпоху Возрождения и раннего Нового Времени.

51. Вышивка и ее место в культуре Средневековья в Западной Европе и России.

52. Дельфтский фаянс: история производства и особенности бытования (утварь, изразцы).

53. Керамические облицовки печей в России: традиции, заимствования, творческие инновации.

54. Немецкое и богемское стекло XV-XVIII в.: основные технологии, формы, декор, особенности бытования.

 

 

Литература к курсовой работе:

1. Арапова Т.В. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1977. 135 с.

2. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево XVI – XIX вв. Л.: Искусство, 1959.

3. Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство Италии в собрании Эрмитажа: кат.выст. Л.: Искусство, 1985.160 с.

4. Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство Франции XVII-XVIII веков. Развитие и стиль. СПб.: «Знание», 2002. 240 с.

5. Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца XV – ХХ века в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1974. 100 с.

6. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. М.: Эксмо, 1995. – 462 с.

7. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. Л., 1953.

8. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей / Введ. К.-Г. Клингенбурга. – Прага: «Артия», 1980. – 496 с.

9. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.: Искусство, 1977. 463 с.

10. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

11. Верховская А.С. Западноевропейская вышивка XII-XIX в. в собрании Эрмитажа. Л.: Искусство, 1961.

12. Виолле-ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб.: «Евразия», 1997. (эл.адрес: http://enoth.narod.ru/Leduc/Leduc.htm)

13. Готтенрот Ф. Всеобщая история стиля и моды с древнейших времен. М.: Эксмо, 2009.

2. 671 с.

14. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. Либроком, 2010. 192 с.

15. Даркевич В.П. Художественное ремесло средневекового Запада (X-XIV). 2010. 112 c.

16. Де Моран Анри. История декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во В.Шевчук, 2011. 672 с.

17. Дорошенко С.П., Магницкий О.Н., Могилевский В.Ю. и др. История художественного литья: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2006. 312 с.

18. Дюби Ж. Дворец. 1280-1420 / Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир, 2002. 413 с.

19. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Книга, 1990. 312 с.

20. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1992. 241 с.

21. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 267 с.

22. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт 18-19 вв. М.: Слово, 2003. Колчин Б.А., Янин В.Л., Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М.: Искусство, 1986.

23. Колчин Б.А., Хорошев А.С., Янин В.Л. Усадьба новгородского художника XII в. М.: Наука, 1981. 168 с.

24. Кубе А.Н. Венецианское стекло. П., 1923.

25. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII вв. из собрания Государственного Эрмитажа. М.: Искусство, 1976.

26. Кубе А.Н. История фаянса. Берлин, 1923.

27. Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003.

28. Кунина Н.З. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб.: Эрмитаж, «Арс», 1997.

29. Колчин Б.А., Янин В.Л. Ямщиков С.В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М.: Искусство, 1985. 166 с.

30. Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М: Искусство, 1990. 298 с.

31. Крыжановская М.Я. Западноевропейская резная кость IX-XIX веков в собрании Эрмитажа: кат.выст. Л.: Аврора, 1973. 96 с.

32. Лопато М.Н. Немецкое художественное серебро в Эрмитаже. Кат.выставки «Библия в серебре. Четыре века немецкого серебряного дела». СПб.: Славия, 2002.

33. Мерцалова М.Н. Очерки истории костюма. М., 2000, 195 с.

34. Разгон А.М. Изучение и научное описание памятников материальной культуры. М.: Минкульт РСФСР. М.:НИИ культуры, 1972. 324 с.

35. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная посуда. М., 1981.

36. Савицкая В.И. Превращения шпалеры. М.: Галарт, 1995. 105 с.

37. Соколова Т.М. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX веков. М.: Сварог, 2000. 165 с.

38. Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средние века. Учеб.пособие. М.: Изд-во В.Шевчук, 2007. 384 с.

39. Шелковый путь: 5000 лет искусства шелка: кат.выст. /Авт.ст. Чжао Фэн и др. – СПб.: Славия, 2007. 199 с.

40. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха, быт, костюм. М.:Искусство, 1978. 169 с.

 

 

Требования к выполнению работы (структуре, содержанию, объему):

Текст курсовой работы должен быть четко структурирован. Его формальные части должны соответствовать требованиям, предъявляемым к учебным работам, и состоять из введения (с обязательным раскрытием актуальности, цели, задач исследования, анализом историографии вопроса), двух глав и заключения. В соответствии со спецификой общего музеологического профиля подготовки бакалавров важнейшим содержательным требованием является написание работы на базе музейных коллекций (одной или нескольких) и составление в качестве приложения к работе каталога музейных предметов, соответствующих разрабатываемой теме. Каталожное описание предметов должно строиться по научному принципу, составляться на базе систематических каталогов музейных собраний. Возможно также составление альбома иллюстраций, в который следует включать не только рассматриваемые музейные предметы, но и сравнительный изобразительный материал, позволяющий шире раскрыть культурный контекст избранной темы. Иллюстрации должны иметь подписи, соответствующие требованиям научного описания изобразительных источников. Приветствуется также составление кратких терминологических указателей, указателей имен мастеров, мастерских и мануфактур.

Текст работы должен быть написан самостоятельно, иметь аналитический характер, сопровождаться научным аппаратом (сноски, список использованной литературы). Работы компилятивного характера будут возвращаться на исправление, прямые заимствования существующих текстов не допускаются.

Рекомендуемый объем работы – 40 страниц, напечатанных на стандартном листе бумаги формата А4. Количество страниц указано без учета альбома иллюстраций, который размещается в Приложении.

 

Требования к срокам выполнения работы:

Тема работы должна быть выбрана не позднее чем через одну неделю после предоставления преподавателем списка тем, далее в течение двух недель студент работает над составлением списка необходимой литературы (опираясь на список рекомендованной литературы, составленный преподавателем) и определением музейной коллекции, которая станет предметной базой его исследования. В итоге разрабатывается структура исследования и начинается работа над его содержательным наполнением. Промежуточные итоги представляются для контроля преподавателю. Работа должна быть завершена и сдана на итоговую проверку не позднее, чем за две недели до завершения учебного семестра. Ее оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным учебным работам (параметры страниц, оформление титульного листа, оформление сносок и библиографическое описание). Курсовая работа сдается на бумажном носителе, а также в электронном виде на CD-ROM. После чего студент приступает к подготовке своего выступления на защите: составлению текста выступления и созданию электронной презентации.

 

Научное руководство выполнением работы:

Научное руководство выполнением работы осуществляет преподаватель в рамках общего количества часов, выделенных на профильную дисциплину, а также в рамках дополнительных консультативных часов. Студент имеет право на консультацию преподавателя по поводу всех затруднений, возникших в работе над темой, по поводу корректировки или расширения составленного им списка литературы и привлекаемых к исследованию музейных коллекций и их памятников. Углубленная работа над курсовым проектом походит в рамках подготовки и проведения семинарских занятий, тематика которых обусловлена тематикой курсовых работ.

 

Порядок прохождения процедуры промежуточной аттестации по итогам выполнения работы:

На семинарах студент поэтапно представляет промежуточные результаты своей работы, что позволяет преподавателю осуществлять промежуточный контроль и оценку промежуточных результатов. Преподаватель фиксирует итоги промежуточного контроля и рекомендации, данные студенту по ходу выполнения работы, в специально разработанной форме. Промежуточная аттестация осуществляется по результатам этих проверок. Итоговая аттестация опирается на результаты работы студента с учетом изменений, внесенных им в текст после замечаний преподавателя, а также на результаты защиты студентом итогового проекта.

 

Критерии оценки работы:

Курсовая работа студента должна отражать наличие научных знаний по избранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных навыков работы с информационными источниками, умение анализировать и систематизировать их, делать соответствующие выводы.

Содержание работы и уровень её исполнения должны удовлетворять современным требованиям по специальности «музеология и охрана объектов природного и культурного наследия», демонстрировать овладение следующими профессиональными компетенциями:

ПК-1 быть способным применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия;

ПК-2 быть способным понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований.

Работа должна демонстрировать умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов, навыки владения научным стилем языка.

Работа также должна продемонстрировать прикладные навыки по составлению необходимого справочного аппарата, подбору и аннотированию достаточного иллюстративного материала на базе музейных коллекций.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 440; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию