Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сатира в журналистике. Памфлет и фельетон





Сатира - срывание масок. Сатирики способны увидеть смешное там, где этого не заметно. Теоретики сатиры говорят о близком родстве публицистики и сатиры. В сатире что-то утверждается, что-то отрицается, как и в публицистике в целом. Так вот если идет отрицание, то это и есть памфлет. В переводе с древнегреческого «все воспламеняю» или «испепеляю», т.е. имеет мифологическую основу - Зевс в гневе. Историю памфлета отсчитывают от раннего Возрождения: Лютер, Роттердамский, Дефо, Вольтер, Чаадаев «Философское письмо», Белинский «Письмо к Гоголю». Время отстаивания прав и свобод... 20-ЗО-е годы советской России, время войны и т.д.

В литературе памфлет - это публицистическое произведение, небольшое по объему, с резко выраженной обличительной направленностью. Но вместе с тем форма предельно обобщенная. Часто имеет полемический характер. Цель - полное низвержение противника (явления или личности).

Памфлет часто сравнивают с фельетоном. Фельетон - легкий жанр, - легкие штрихи, остроумие, мелочи. Название этого жанра происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие. В советской журналистике фельетон занимал исключительно важное место. Но с началом реформ в нашей стране этот жанр почти исчез со страниц газет и журналов. И это произошло не случайно. В большой мере данное «падение» жанра объясняется его особенностями. В чем они состоят?

Прежде всего в том, что фельетон – это средство осмеяния какого-то зла. Именно в этом качестве оно использовалось соответствующими учредителями СМИ (в лице Агитпропа) на протяжении многих десятков лет. Когда у СМИ появились новые учредители в лице «денежных мешков», всевозможных «администраций», «олигархов», «финансово-промышленных групп» и т.п., то было бы странно ожидать от них осмеяния тех дел, которые творились в основном по их воле (или неразумению) и большей части населения России представлялись как зло. Кроме того, на фоне всевозможных «расследований», «сливов», бесконечного потока компромата, с помощью которых разные политические силы в течение десятилетия дрались за власть, фельетон просто не мог выглядеть «ударным» жанром. Наступление определенной стабилизации в стране, наметившаяся тенденция возрождения моральных ориентиров в жизни общества, несомненно, будут способствовать укреплению позиций фельетона.

Удары памфлета отличны, они сильнее. Это огонь на поражение с полным уничтожением. Выражение презрения. Рисуется портрет врага. Действия объекта порой доводятся до абсурда.

Фельетон не претендует на позицию, памфлет всегда претендует, он очень тенденциозен, негативно тенденциозен. Признаки фельетона:

- фактологическая основа;

- монтажно-ассоциативная композиция;

- сатирически заостренные темы или лирико-юмористический колорит;

- главная фигура - авто;

- если памфлетист яростно обличает, бьет в одну точку, то фельетонист увлеченно обсуждают, часто импровизируя.

Памфлет тяготеет к большим социальным объектам, злободневен.

Удары по цели: в отличие от фельетона, где автор порхает от одной темы к другой, памфлет бьет в одну точку. Этот огонь поддерживается тем, что в топку идет все: сравнения, история, факты, аналогии... Т.о. этот текст риторически выстроенный.

По тертычному. В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю»[9]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков. В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие. Сатирические средства, которыми пользуются памфлетисты: аллегория, гипербола, ирония (ядовитая, переходящая в сарказм), пародия, оксюморон, гротеск. Гнев - часто встречающийся элемент. Гипербола. Используется для подчеркивания того, что приуменьшить здесь нельзя. Литота - приуменьшение, в тех же целях. Т.е сатирик старается лишить явление своего объема: приуменьшить или преувеличить. Гротеск. Это - главное сатирическое средство. Особый тип художественной образности, который создается на фантастике на контрасте прекрасного и безобразного. Это – искусственное совмещение несовместимого. В основе гротеска лежит логическое противоречие, которое надо вскрыть. Комический эффект. Абсурдность, нелепость, непредсказуемость. Часто среди памфлетистов называют не журналистов, а писателей.

Date: 2015-08-24; view: 767; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию