Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь культуры и цивилизации
Понятия «культура» и «цивилизация» занимаю» важнейшее место в современном гуманитарном- знании! Они теснссвязаны как по своему происхождению, так
основным значениям. Часто цивилизация выступает естественной среды; оба они являются антонимами питий «дикость», «варварство», «невежество»; также цименяются они для обозначения определенных исто- • носких типов культуры и эпох. «Цивилизация» также Тем не менее между этими понятиями имеются сущес-?нигшые различия и по смыслу, по употреблению в тех И ни иных случаях, в различных контекстах. Различия пожду значениями понятий «культура» и «цивилизации», оттенки их смысла во многом связаны с их проис-кмждением. Поскольку понятие «культура» происходит («•••ли оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии («культ»), педагогики, философии и морали («пайдейя», внутреннее, развитие, об-ринование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям так называемой «'духовной культуры»: обра-шпанию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима и формируется как самостоятельная категория философами Просвещения, в'центре внимания которых находились проблемы общественной жизни. Поэтому слово «цивилизация» неразрывно связано с понятием «прогресс», с социальными отношениями, с явлениями «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, мсилища, транспорт и связь и т.д.). Наиболее известным примером противопоставления «культуры» и «цивилизации» является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культу
ры (или -цивилизаций) характеризуется упадком и деп дацией религии, философии, искусства иодновременв расцветом машинной, техники и технологии управле людьми, стремлением к комфорту скоплением огромн человеческих масс в городах-мегаполисах, истребитель ми войнами. Культура — это жизнь, вечное становлен" духовность. Цивилизация же — смерть культуры, «зак' тенёлое ставшее», застывшее, материальное. " Итак, с культурой мы связываем «духовную», цивилизацией — '■ «материальную» сферу человеческ: деятельности. И поэтому цивилизация более внешний отношению к культуре слой человеческого бытия. Кро; того, понятие «культура» по преимуществу обозначаЗ национальные культурные особенности, а понятие «щ вилизация» — особенности социально-культурной сист| мы^ряда стран, хотя такое словоупотребление не нос-' строгого характера. Например, говорят об «английск1 культуре», но о «европейской цивилизации». Главное в цивилизации — непрерывная смена тех логий для удовлетворения столь же непрерывно растущ потребностей и возможностей человечества при закон дательном обеспечении этого процесса. Date: 2015-09-03; view: 553; Нарушение авторских прав |