Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис культуры





В современной науке генезис культуры трактуется по-разному: существует орудийно-трудовая концепция — культура возникла благодаря способности человека к труду.и его умению создавать технические приспособления, эволюционная, которая исходит из поступательного развития живой материи, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т.д. На некоторых из них остановимся подробнее.

Орудийно-трудовая концепция (Ф.Энгельс): человек, согласно этой теории, отличается от животных способностью трудиться. Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность II общественную, культурную. Предполагается, что трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. Истолковывая трудовую теорию, С. Чернышев писал о том, что человек выступает как общественное животное, т.е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, всоциальной форме общения. Сущность человека — не вего генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся.

Согласно трудовой концепции антропо- и культурогенеза, создав искусственные орудия труда человекоподобные обезьяны стали трудиться сообща. В ходе этого процесса появляются речь, язык, сознание, мышление и, наконец, культура.

Игровая теория (X. Г.Гадамер, Э. Финк, Й. Хейзинга): источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра, согласно этой теории, гораздо «старше» культуры. Она присуща и животным, но у человека это содержательная функция, со многими гранями смысла. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни. Игра — это, прежде всего, свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Прежде чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Символическая гипотеза (Э. Кассирер): так как человек биологически слабее животного, то он неосознанно подражал ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. Символы, прежде всего, обладают функциональной ценностью и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

Психоаналитическая теория (3. Фрейд): раскрытие культурогенеза через феномен первобытной культуры, т.е. большое значение в данной концепции придается системе запретов - табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру. Это свойство возникает неожиданно, случайно, однако возможность его появления заложена в человеке. Речь идет о совести, именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. По теории Фрейда феномен совести восходит к первородному греху — убийству первобытного «отца». Это привело к раскаянию, рождению из.животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Совершив коллективное преступление, пралюдиобрели способность к социальной жизни. Человеческая культура — все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями и чем она отличается j от жизни животных. Культура имеет, две стороны: во-первых, она охватывает все приобретенное знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей; во-вторых, в нее входят все институты, необходимые для, упорядочения взаимоотношений между людьми. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез, обусловлен наложением запретов, а главная, задача, культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Э. Фромм, последователь данной теории, делает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в. человеке разрушительные способности.

4. Исторические корни понятия «культура»

Термин «культура» латинского происхождения и означает «возделывание, обрабатывание, уход». Таким образом, первоначально культура понимается как обработка земли, разведение растений и животных.. Однако уже в Античности этот термин приобретает другое, переносное значение: в трудах знаменитого римского оратора и общественного деятеля Цицерона (I в. до н.э.) встречается выражение «cultura animi» — «обработка и совершенствование, души».

Древние, греки и.римляне понимали культуру как очеловечивание, все, что: сделано человеком (вторая природа, созданная человеком). При этом культура не отделяет человека от природы, а, наоборот, соединяет, позволяет жить в гармонии с ней, и с собственными потребностями. Здесь формируется представление о культуре как о воспитании, совершенствовании человека, его переход из варварского состояния в гражданское. Близкое по значению понятию «культура» — греческая «пайдейя» (от греч.pаis — ребенок) — образованность, воспитанность, просвещение; культура. Таким образом, культура в античную эпоху понималась как «воспитание» человеческого духа, и тела, как закон и гражданская свобода.


В Средние века человек оказался перед лицом «нового мира», в котором действуют законы и нормы, неподвластные ему, — Божественный закон, Высший разум, Высшая справедливость, Античная рациональность здесь теряет смысл, но обретают вес вера, любовь, надежда. Культура понимается как духовное приобщение к Богу, возделывание способностей, данных Богом, которые должны быть дополнены верой. Теперь культура – это уже не воспитание меры, гармонии, порядка, а преодоление своей ограниченности, греховности.

В эпоху Возрождения культура понимается с позиций гуманизма: это средство духовного раскрепощения человека, создание условий для его развития, самораскрытия, ощущения своей ценности.

Новое время— эпоха разума и науки — впервые возводит «культуру» в особый предмет изучения. Теперь она рассматривается как нечто, созданное общественным человеком, существующее благодаря ему и.противополагаемое.природе, т. е. как переход от животного (природного, дикого, варварского), состояния к общественному.

В эпоху Просвещения культура видится как развитие человеческого разума, свобода, справедливость обществ и государства, к ней относят также достижения науки и искусства. Цель культуры эпоха видит в том, чтобы сделать человека счастливым, и главным средством достижения этого становится человеческий Разум.

Девятнадцатый век глубоко и многосторонне рассматривает культуру, порождая сотни пониманий и определений. Так, например, в рамках марксизма культура понимается как создание материальных условий для всестороннего и целостного развития человека. А 3. Фрейд) видит культуру как ограничитель человеческой природы и свойственной ей свободы. Культура, по его мнению позволяет человеку овладеть силами природы и взять y нее блага для удовлетворения своих потребностей.

Понимание культуры в XX веке складывалось как осознание кризиса, невозможности гармонии человека и природы. Так например, для Ф. Ницше культура становится специфическим способом адаптации человека, связанный с тем, что он не способен самостоятельно выжить. Таким образом, культура для философа — это иллюзорное бытие, своеобразная стена, защищающая и отгораживающая человека от подлинной реальности — жизни..

На сегодняшний день наиболее-распространенным пониманием культуры является следующее: культура — это ' все то, что создано руками и умом человека, совокупность материальных и духовных ценностей* выражающая определенный уровень исторического развития того или иного общества, а также отдельной личности.







Date: 2015-09-03; view: 1457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию