Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 4 page





Прикладная культурология строится на обоснованной фундаменталь­ной культурологией классификации функций культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Э.В.Соколов) и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности: на идее многообразия и обеспе­чения диалога и взаимовлияния культур (С.Н.Артановский, С.Н.Иконни­кова, Э.А.Орлова), на концепции эволюционизма (Э.Тайлор, Л.Морган), диффузионизма (Ф.Ратцель, Т.Хейердал и др.), на прин­ципах социодинамики культуры (М.Вебер, П.Сорокин), на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, В.Шубарт) как методологической базе диффе­ренциации и интеграции современных технологий вовлечения разных групп населения в мир культуры.

Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просве­тительной деятельности и методика стимулирования социально-куль­турного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н.Я.Чаадаев, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, П.Н.Милюков. Н.А.Бердяев, Д.С.Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социаль­но-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С.Л.Франк, В.В.Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Л.Уайт, Ю.М.Лотман).

Дифференциальная культурология, ее требования учета специфики формирования культуры различных социальных общностей (половозрастных групп, профессий, классов, сословий, других слоев населения), равно как культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) стали основой дифференцированного подхода к отбору методики приобщения разных групп населения к достижениям мировой и отечественной культуры.

Принципиальное значение для прикладной культурологии приобрели концепция реализации нравственно-эстетического потенциала культуры в философии И. Канта; методология использования художественной культуры как средства духовного развития личности (А.Я.Зиев, М.С.Каган, Ю.В.Петров, К.Б.Соколов, Ю.У.Фохт-Бабушкин); традиции народной культуры, разработанные Институтом художественного образо­вания Российской Академии образования, методики эстетического воспи­тания средствами искусства (фольклор, театр, кино, изобразительное искусство и т. п.).

Существенную роль в научном осмыслении социально-культурной деятельности сыграл закон приоритетности культуры в общественном развитии (С.С.Аверинцев, А.И.Арнольдов, В.С.Библер, М.Вебер, Э.В.Ильенков, Э.С.Маркарян, Х.Ортега-и-Гасет, А.Швейцер, К.Ясперс), который способствовал разработке эффективного механизма обеспечения культуры труда, поз­нания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения.

Для проективной культурологии и определения ориентиров куль­турной политики существенное значение приобрели прогностические концепции культуры конца второго – начала третьего тысячелетия (О.Тоффнер, Ж.Дюмазедье, Ф.Фукуяма, И.В.Бестужев-Лада и др.).

Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества, вступающего в третье тысячелетие, обеспечить:

- научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности;

- осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере;

- эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов;

- разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций;

- передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта;

- обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики.

Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется:

- в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы;


- в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение;

- в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций;

- в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.

Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки. Это:

- витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности;

- социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере;

- политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина;

- моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести;

- эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;

- научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;

- религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.

Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных; могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям. Механизм их усвоения, естественно, учитывает специфику определенных ценностей, но во всех случаях он должен строиться на технологии, органично соединившей в себе методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение) и методы вовлечения в социально-культурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения.

Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя иде­алы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности, и в первую очередь совокупность знаний о мире, обществе, макро- и микросреде, основах наук, цен­ностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология приз­вана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры. В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии какобласти научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия.

Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее:


- в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее – самого человека;

- в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства;

- во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI века, познать себя, реализовать свои творческие потенции.

Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретает гуманистическая философия Альберта Швейцера[22], который видел в культуре «совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов». Несущая конструкция, стержень культуры по А.Швейцеру – в ее нравственном содержании. Прогресс культуры находится в прямой зависимости от возрождения и постоянного совершенство­вания ее нравственного характера и в непреложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которое включало бы в себя нравственно-эстетические, экологические и космические императивы.

Следует заметить, что А. Швейцер говорил об экологии и кос­мическом мышлении задолго до прорыва в космос Ю.Гагарина и чернобыльской катастрофы, подобно В.И.Вернадскому, обогнав мышление современников по крайней мере на столетие.

Столь же прогрессивна и швейцеровская методология вовлечения человека в мир культуры, исходящая из того, что «способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действо­вать во имя ее, зависит от того, в какой мере он является одно­временно мыслящим и свободным существом».

Эта позиция в значительной мере перекликается с концепцией П.Тейяра де Шардена[23], которая, опираясь на веру в творческие и познавательные (рациональные) способности человека, определяет культуру как явление, возлагающее на человека ответственность (любовь) за отношения с окружающей природой и людьми (дух Земли), за развитие духовности.

Значимость прикладной культурологии как средства научного обес­печения процесса вовлечения человека в мир культуры проявляется уже на стадии определения самого понятия культуры. Э.С.Маркарян[24], к примеру, подчеркивает, что культура – это «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Выработать эти механизмы и обосновать их эффективность и призвана прикладная культурология.


Механизм постижения ценностей культуры взаимосвязан со специ­фикой сложившейся культурной среды, с уровнем развития средств трансляции этих ценностей, с особенностями восприятия тех или иных явлений и процессов культуры.

Непреложным условием усвоения определенных ценностей или спо­собов культурной деятельности должно быть, как минимум, их наличие в окружающей микросреде. Не будь в детстве общения с пианино, скрип­кой или виолончелью, не было бы в истории отечественной и мировой музыкальной культуры феномена С.Рихтера, Д.Ойстраха или М.Ростропо­вича. Чтобы оценить и полюбить музыкальное искусство, нужно не раз ощутить магию оперного или балетного спектакля, погрузиться в волшебный мир симфонического оркестра, почувствовать восприятие прекрасного теми, кто сидит рядом с тобой в оперном театре или зале филармонии. И в этой связи нельзя не отметить, что ущербность нашей системы эстетического воспитания во многом связана с тем, что миллионы и миллионы россиян за всю свою жизнь ни разу не общались с подлинными образцами высокого искусства, не познали его сами и не могли передать эстафету художественной культуры своим детям.

Постигая ценности культуры, человек в первую очередь усваивает наиболее простое, доступное, вызывающее ассоциации. На экране теле­визора, по радио, в магазине, в рекламе, из окон домов люди постоянно видят и слышат далеко не лучшие образцы зарубежной поп-музыки, одежды, прически, поведения. В то же время с шедеврами музыки, с оперными певцами, с русскими народными ансамблями песни и пляски мы встречаем­ся на телеэкране не так часто. И надо ли в этой ситуации удивлять­ся тому, что современная молодежь не воспринимает многие традицион­ные формы национальной культуры, не в состоянии по достоинству оценить ее подлинные шедевры?

На процессе усвоения культуры явно отрицательно сказывается и так называемая «кнопочная» методика проведения домашнего досуга, когда человек, оперируя телевизором, компьютером, приемником, музы­кальным центром или иными атрибутами современных средств информации, лишает себя творческого процесса чтения, обмена письмами, а главное, проявления социально-культурной активности.

Одна из узловых и наиболее сложных задач прикладной культурологии связана с формированием у разных групп населения, и в первую очередь молодежи, системы ценностных ориентаций.

Специфика общечеловеческих, национальных, региональных или иных ценностей культуры проявляется в том, что они интегрируют в себе не только необходимое, но и желаемое, не только нормы, но и идеалы, которыми живет данное общество. Ценности культуры нельзя навязать силой. Добро, любовь или дружеские отношения могут быть результатом только свободного, активного, интериоризированного, личностно осмысленного выбора. Эти ценности нельзя заставить принять или отвергнуть, они должны быть восприняты сердцем, а это предопре­деляет необходимость сделать стержнем вовлечения человека в мир ценностей культуры методику воздействия на его эмоциональную сферу.

Сверхзадача прикладной культурологии – превратить цен­ности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать созидающий потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку. Средствами решения этой задачи выступают система непрерывного образования; просветительная деятельность теле­видения, радио, периодической печати, учреждений культуры; различные формы любительского творчества и т. д. и т. п.

В последние десятилетия все более существенную роль в обеспече­нии общедоступности ценностей культуры и вовлечении людей в про­цесс их освоения играет туризм. В США ныне функционирует около 160 тысяч федеральных туристических центров, с помощью которых свыше 280 млн. человек (значительно больше общей численности населения, способного осуществлять туристические поездки) ежегодно знакомятся с национальными парками, музеями, архитектурными ансамблями, с иными достопримечательностями страны. Подобная система освоения достижений национальной и мировой культуры средствами туризма сло­жилась в Германии, Японии, Великобритании, Франции, других эконо­мически высокоразвитых странах.

Еще большую роль в посредничестве между индивидом и культурой сегодня играют технические средства информации, способные донести шедевры человеческого гения персонально до конкретного человека, превратить его повседневный досуг в фактор оптимального сочетания рекреации и духовного обогащения личности. Степень освоения куль-туросозидающего потенциала досуга на рубеже третьего тысячелетия превращается в один из ведущих показателей цивилизованности стра­ны, ее соответствия требованиям формирующегося информационного об­щества.

Одна из ведущих сфер прикладной культурологии связана с экологией отечественной культуры, с сохранением и дальнейшим развитием культурной среды, несущей в себе неповторимые чер­ты духовности, созидания, толерантности и милосердия.

Средствами экологического просвещения и вовлечения людей в социально-культурную деятельность прикладная культурология призвана:

- помочь россиянам осознать значимость их историко-культурного наследия, непреходящих ценностей памятников истории и культуры, музеев, заповедников, мемориальных зон, связанных со знамена­тельными событиями отечественной истории, с памятью о выдающихся деятелях науки и культуры, с достижениями архитектуры, строи­тельства, садово-паркового творчества; разносторонне раскрыть огромный вклад российской литературы и искусства в мировую цивилизацию;

- формировать у всех групп населения эстетическое восприя­тие природной среды, осознанную потребность обеспечить ее со­хранность и гражданскую ответственность за передачу ее новым поколениям;

- на примере Палеха, Гжели, Хохломы, Мстёры, уральских самоцветов, каслинского чугунного литья, вологодских кружев, сибирской резьбы по дереву и иных шедевров прикладного искус­ства проиллюстрировать богатство и разнообразие традицион­ного народного творчества, вызвать интерес к нему у подрастаю­щего поколения, которое должно усвоить, сохранить и придать современный колорит этой форме социально-культурной деятельности;

- способствовать широкой пропаганде национально-культур­ного наследия, привлекать разные группы населения, и в первую очередь молодежь, к изучению и постижению фольклорного искусства и празднично-обрядовой культуры народов России, к актив­ному участию в их дальнейшем развитии;

- донести до сознания подлинное богатство русского языка как языка межнационального общения народов России и носителя их луч­ших духовных традиций;

- реализовать систему последовательного формирования языковой культуры средствами массовой информа­ции, непрерывного образования, искусства, культурно-досуговой деятельности, рекламы, семейного воспитания;

- показать особую роль православной, мусульманской и иных церквей в создании, сохранении и распространении ценностей культуры, в утверждении атмосферы веротерпимости и уважения духовной свободы каждого россиянина, в объединении усилий различных религиозных конфессий в решении стоящих перед общест­вом социально-культурных задач;

- помочь в полной мере осознать необходимость сохранить исторически сложившиеся завоевания российского общества в соз­дании разветвленной сети культурно-просветительных учреждений, в осуществлении эстетического всеобуча детей и молодежи, в обес­печении общедоступности ценностей культуры, в вовлечении разных слоев населения в социально-культурную деятельность, в возни­кновении и развитии движения благотворительности в сфере куль­туры, в социальном признании специалистов и общественных орга­низаторов культурного творчества.

Становление прикладной культурологии как научной дисциплины находится на начальном этапе. Потребуется немало лет, чтобы с достаточной достоверностью и четкостью сформулировать ее методологические основы, отработать исходный категориально-понятийный аппарат, уточнить структуру, добиться принятия в научных кругах и признания в общественном сознании. Однако анализ совокупного опыта вовлечения различных групп населения в мир культуры и обобщение данных осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования позволяют уже сегодня раскрыть ее сущность, выявить ее роль и место в системе гуманитарных наук, определить ее объект, предмет, цели, задачи, обосновать области научного знания и ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала.

Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики находится на стыке фундаментальной культурологии с другими областями социально-гумани-тарных наук, и в первую очередь педагогики, что позволяет, используя методики этих дисциплин в единстве с оригинальными культуросозидающими технологиями, вырабатывать теоретические концепции и практические рекомендации, направленные на совершенствование условий формирования и развития субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества, человечества), на оптимизацию процессов хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности.

Прикладная культурология – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.

Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.

Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

- приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;

- формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного твор­чества, стимулирование развития творческих потенций личности;

- создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;

- усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламенти­рованного общения;

- удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

- регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повсед­невной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обес­печить:

1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе ус­ловий и способов оптимизации этих процессов;

2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в це­лом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-куль­турных процессов на соответствующих уровнях;

3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышле­ния, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, вос­питании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности;

4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государствен­ной культурной политики на общенациональном, региональном и отрас­левом уровне;

5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;

6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.

Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направле­ния, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурное наследие, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.

В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества.

Области научного знания, составляющие прикладную культурологию, это, в первую очередь:

1) общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы;

2) аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культурные механизмы формирования ценностных ориентаций и приоритетов социального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры;

3) теория, методика и организация институциональных форм социально-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций);

4) теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирования неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокультурной жизни;

5) методика формирования обыденной (повседневной) культуры; особенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; формирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, образовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности;

6) проективная культурология: социокультурное проектирование; принципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культурных процессов;

7) социокультурная адаптация; формирование благоприятной культурной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, приведение ее в сответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокультурных контактов;

8) культура общения; формирование коммуникативной культуры информационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия;

9) культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности;

10) функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики.

Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии:

- профессионально-трудовая деятельность;

- системы непрерывного образования;

- область семейно-бытовых отношений;

- сфера социально-культурной жизни.

Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии:

- выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации;







Date: 2015-09-03; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию