Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 3 page





Как пишет М.С.Каган[14], становление и развитие культурологичес­кого знания, и в первую очередь философии культуры, прошло три этапа. Первый – от античности до XVIII века – характеризуется попытками рассматривать культуру «в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем». Второй связан со стремлением увидеть в культуре, при всей ее разнородности, предмет самостоятельного философского рассмотрения. При этом в поня­тие «культура» включалась и экономическая, и политическая жизнь, т. е. все, что не относилось к природе и Богу.

Развитие в XX веке наряду с философией культуры конкретно научных культурологических дисциплин и художественно-образного постижения культуры средствами литературы, изобразительного, музыкального, театрального и других искусств предопределило становление третьего этапа истории культурологической мысли, позволившей «подняться от интуитивного ощущения целостности куль­туры к ее теоретическому осмыслению как системы, отличающейся наивысшей сте­пенью сложности по своему устройству и полифункциональности, системы истори­ческой, саморазвивающейся и саморегулирующейся, органически связанной со своим творцом и творением – человеком – и находящейся в постоянном взаимодействии со своей природной и социальной средой».

На третьем этапе развития культурологической мысли удалось преодолеть эмпирическую заземленность и фактологическую ограниченность частных культуроведческих дисциплин, подняться до широкого философского обобщения сущ­ности, природы и механизмов функционирования культуры, раскрыть в ней единство гносеологического, аскиологического и проективного.

Во введении к «Философии культуры» М.С.Каган[15] подчерки­вает, что «этнограф и социолог, психолог и технолог, искусст­вовед и педагог смотрят на культуру разными глазами и видят в ней разное». Можно рассматривать разные аспекты культуры, видеть ее различные компоненты, но любое явление, любой процесс, любая область жизнедеятельности только тогда могут стать объек­том и предметом науки, если все, кто хочет их исследовать, смо­гут исходить из единых позиций, единых понятий, единых категорий. Появление культурологии как единой науки о культуре, во всем ее единстве и многообразии, по сути, снимает сложившееся противоречие, позволяет поднять осмысление культуры от ее интуитивного, субъективно-рефлекторного восприятия до уровня системного анализа, опирающегося на сложившуюся началу третьего тысячелетия методологию познания процессов и результатов культуротворческой деятельности человека.

Как научная дисциплина культурология пока четко не определила свои границы; сегодня это комплекс ряда общественных и гуманитарных дисциплин, отражающих различные аспекты культуры. Однако процесс их интеграции идет достаточно быстро.

Любая современная наука, будь то социология, политология, психология, педагогика, берет свое начало от философии. Философия культуры, и в первую очередь немецкая и русская культурфилософия, предопределили методологию культурологии. При этом значимость философии культуры обусловлена и спецификой сегодняшней России, которая ищет свои идеалы, свою национальную идею. Именно философия культуры призвана выявить культурную и национальную идентичность российского общества на рубеже XXIвека, определить ценностные ориентации на грядущее тысячелетие, сформировать культурное самосознание каждой конкретной личности.

В сложном и противоречивом процессе утверждения культурологии как единой науки о становлении, функционировании и развитии культуры проявляется и стремление определить ее как науку наук, детерминирующую всеобщую методологию гуманитарного знания. Как подчеркивает С.Н.Иконникова[16], такое превращение неоднократно происходило во многих науках гуманитарного цикла: эстетика отрывалась от искусства, этика от морали, этнография от жизни этносов, литературоведение от литературного процесса, право от криминалистики, религиоведение от конфессий, история от событий. Для того, чтобы культурология не попала в этот ряд, не оторвалась от исторической и современной реальности, принципиально важно развивать ее прикладное направление как область научного знания и социальной практики, органично связанную с культурной средой, социально-культурными процессами, а главное – с человеком как творцом культуры и ее производным.

Принципиальная особенность культурологии как метанауки о единой культуре во всей ее многослойности и многообразии проявляется в том, что она раскрывает не только шедевры классики, но и самые разнообразные, в том числе и весьма противоречивые, процессы повседневной культуры, захватывающие сферы труда, образования, общественной жизни, делового и неформального общения, быта, досуга.


Культурология позволяет раскрыть сущность и природу такого противоречивого явления духовной жизни второй половины XX века, как молодежная субкультура и контркультура, тяготеющие к музыкальному самовыражению, ритуальности, к стремлению возродить естественные истоки жизни средствами рок-музыки, символикой внешнего вида, специфическими формами общения, неприятием общепринятых культурных традиций при одновременной попытке опереться на фольклор и иные виды этнокультурной деятельности. Культурология объясняет это потребностью компенсировать противоречия сложившегося ныне процесса социализации молодежи, стремлением преодолеть трудности самоутверждения, утолить голод инициативы и самодеятельности, желанием выйти за пределы убивающего воображение и фантазию рационализированного и упорядоченного мира.

Появление культурологии как науки об органично цельном процессе становления, развития и функционирования культуры явилось результатом преодоления фрагментарности представле­ний об этом явлении духовной жизни, отдельные аспекты которого использовались с позиций разных наук. Культурология признала интегративную целостность того, что может и должно восприниматься, исходя из единой методологии. Однако процесс определения сути и предмета культуроло­гии встретил сегодня активные попытки ограничить это направление гуманитарного знания.

В интересной и безусловно конструктивной статье А.П.Маркова[17], к примеру, подчеркивается, что культурология не должна рассматривать в качестве своего объекта эмпиричес­кий состав культуры – на этом пути она будет вынуждена неэффективно дублировать методологию, принципы, цели и задачи культуроориентированных наук, обрекая себя тем самым на хро­нический дилетантизм. Она также должна отказаться от анали­за культуры в наиболее обобщенном, абстрактном определении данного феномена как сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания, совокупности способов преобра­зования его природных задатков и возможностей, условия развития творческих способностей личности и гуманизации общества. Такое определение культуры, фиксирующее прежде всего внеприродную сущность этого явления, процессуальные и результативные составляющие внеприродного бытия человека, является, преимущественно, объектом философии культуры.

Объект культурологии – «сверхэмпирический» состав куль­туры, т. е. культура, отраженная и застывшая в «тексте» (в слове, знаке, символе, образе). Это та составляющая культуры, которая выступает специфическим способом ее самопознания и одновременно формой концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества. Данный пласт человеческой культуры представляет собой максимальное выражение "проектных", иде­альных способов и результатов освоения и преобразования при­роды, общества, самого человека. Безусловно, «проектность» является одной из основополагающих характеристик культуры в целом и прослеживается на различных уровнях и «в срезах» ее функционирования (процессуальном, результативном, идеальном, институциональном), но в наиболее концентрированном виде это свойство содержится в рефлектированном срезе человеческого опыта и бытия – в гуманитарной культуре, которую и следует рассматривать в качестве основного объекта культурологии. В этой связи культурология должна обнаружить глубинные связи онтологического уровня бытия культуры и форм ее самопознания и самосознания, рассматривая культуру как текст и текст как модель культуры и одновременно сущностный модус ее бытия.


«Тексты культуры», являющиеся продуктом специализированных сфер духовного производства (науки, искусства, религии и т.д.), выступают формой самосознания и самопознания культуры каждой конкретной исторической эпохи, высшим проявлением духовной, идеальной деятельности человека, мерой освоения и реализации человеком своей родовой сущности. Они обеспечивают непрерывность бытия социокультурной системы в историческом времени (ее континуальность), сохраняют язык нации, фиксируют «генотип духовности» (образ человека и мира), характерный для конкретного народа, выполняют функцию национального самосознания и культурной самоидентификации. В «текстах культуры» обнаруживаются и актуализируются универсальные модусы бытия культуры в целом – мифологический, символический, архитипический и др. В этой связи следует отметить очень существенное обстоятельство: в контексте культурологической проблематики «текст культуры» обретает предметную, онтологическую интенциональность – он начинает указывать на некую культурную реальность, которая за ним стоит, в нем и через него выражается и актуализируется.

Таким образом, отмечает А.П.Марков, в качестве объекта культурологии следует рассматривать явления и формы культуры «второго порядка», которые или уже содержат в себе непосредственное знание о различных феноменах культуры (т.е. знания, накопленные в русле таких «культуроориентированных» наук, как этнология, этнография, социальная антропология, искусствоведение, лингвистика и др.), или представляют собой форму неосознанного опосредованного (образно-символического), но в то же время целостного отражения всего многообразия культурного мира (это преимущественно «тексты» художественной и религиозной культуры, отражающие ее идеальный, ценностно-ориентационный смысловой пласт).

П.С.Гуревич подчеркивает, что культурология несет конкретное знание о культуре; философия культуры – метафизическое, абст­рактное[18]. Такая позиция, достаточно широко распространенная, поддерживается многими известными теоретиками культуры, но она сужает понятие «культурология», которое призвано отражать вос­приятие культуры как единого целого, включающего и философию культуры, и аксиологию культуры, и социологию культуры, и семиотику культуры, и сравнительную культурологию, равно как историю мировой и отечественной культуры, дифференциальную куль­турологию.


Феномен культурологии интегрирует понятия «художественная культура, нравственная, экономическая, политическая, правовая, экологическая, физическая, религиозная культура; культура на­учной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой деятельности».

Наряду с этими сферами научного знания о культуре следу­ет учитывать и такую область культурологии, как прикладная культурология, которая, в свою очередь, включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры.

А.Я.Флиер[19] видит предметом культурологического познания не всю культуру, что, по его мнению, по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук, а комплекс ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности человека. Ведущая функция культурологии в рамках этой позиции проявляется в исследовании системы социальных норм человеческой жизненной практики.

Подобное понимание сути и природы культурологии перекликается с концепцией И.М.Быховской[20], которая в объект культурологии включает любые виды и формы человеческой жизнедеятельности, а в предмет – ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всю социальную практику, и в первую очередь взаимодействие и взаимопонимание между людьми.

И И.М.Быховская, и А.Я.Флиер многократно подчеркивают, что, подобно истории и социологии, культурология может рассматриваться как наука, изучающая все о человеке и обществе, но в конкретном ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал человеческой жизнедеятельности.

В любой области познания (исторического, экономического, политического, правового и т.п.) видов и форм человеческой жизнедеятельности А.Я.Флиер вычленяет:

- философско-теоретический уровень обобщений, касающийся вопросов сущности и базовых закономерностей, определяющих тот или иной вид деятельности;

- предметно-эмпирический уровень обобщений, связанный с вопросами непосредственных технологий, организации и обеспечения деятельности;

- специфический социальный уровень обобщений, относящийся к зоне «теорий среднего уровня», который исследует историю данного вида деятельности (ее генетический аспект), ее психологию (мотивационный аспект), социологию (социально-функциональную организацию ее субъектов) и культуру изучаемого вида деятельности (ценностно-нормативный и семантико-коммуникативный аспекты).

Это свидетельствует о том, что в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям и механизмам изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования различных профессиональных культур, к специфической символике, к языку того или иного вида деятельности.

Оценивая перспективы развития культурологии в XXI веке, отдельные специалисты указывают на невозможность ее дальнейшей опоры на деятельное понимание культуры, т.к. позитивная роль этой концепции практически исчерпала себя. Вступление человечества в информационное сообщество активно связывается с информационно-семиотическим подходом к культуре, реализу­ющим, в частности, философские концепции Ю.М.Лотмана и его научной школы. Однако, вряд ли следует противопоставлять эти направления философской и культурологической мысли. Гораздо конструктивнее видеть их взаимодополняю­щее воздействие, ибо при самом активном развитии информационной техники и информационных технологий они, в конечном итоге, будут обеспечивать еще более эффективную, чем в XX столетии, деятельность человека по созданию ценностей культуры и культурные процессы, которые еще более возвысят человека как их творца.

Культурология стала одной из стержневых дисциплин современ­ной высшей школы, ее основы преподают также в других звеньях си­стемы непрерывного образования. По количеству изданных в 90-е годы ХХ века учебных пособий культурология заняла положение аб­солютного лидера, значительно опередив философию, политологию, экономику, право, психологию и другие вызывающие общественный интерес дисциплины. Все это – несомненное свидетельство безус­ловно оправданной гуманизации образования, признания необходи­мости усиления в нем многих аспектов, коренящихся в мировой и отечественной культуре. Однако, противоречивость и парадоксальность ситуации связана с тем, что все эти позитивные, но относительно односторонние процессы, в основе своей носящие характер обобщения известных фактов теории и истории и культуры, существенно опережают развитие культурологии как науки, фундаментальную разработку ее методологических основ, ее категориально-понятийного аппарата, определение ее роли и места в системе человекознания и гуманитар­ных науках.

Утверждение культурологии как области научного знания связано с продолжающимся и ныне сложным и противоречивым процессом становления ее структуры, в рамках которой большинство исследователей выделяют фундаментальную (теоретическую) культурологию, интегрирующую в себе философию, социологию, экономику, аксиологию, семиотику культуры, культурную антропологию, культурное наследие; историю художественной, религиозной, философской, политической, экономической, нравственной, правовой, экологической, физической и других направлений культуры, и прикладную культурологию, раскрывающую принципы использования фундаментальных знаний о культуре и механизм хоминизации, социализации и инкультурации в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов; разработки и реализации технологий формирования благоприятной культурной среды; удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей человека, развития его творческих потенций. Однако граница между фундаментальной и прикладной культурологией весьма подвижна. Более того, процесс определения тех или иных явлений как составных частей конкретного компонента структуры культурологического знания сегодня далеко не завершен, и различные авторы толкуют эту структуру весьма своеобразно. К примеру, один из ведущих специалистов в области культурологии А.Я.Флиер[21] в глубокой и конструктивной работе, посвященной объекту, предмету и структуре современной культурологии, вводит в структуру фундаментальной культурологии психологическую культурологию, а в ее рамках – общую социокультурную теорию личности (что, безусловно, соответствует фундаментальной культурологии) и культурологию социальной интеграции, которая включает в себя механизмы социализации, инкультурации и социокультурной самоидентификации личности, что, по сути, составляет основное ядро прикладной культурологии.

Это же относится и к процессам формирования комплексов устойчивых социокультурных стереотипов (культурного менталитета) и способности человека к инновационной деятельности, к творческому преобразованию мира (культурология инновационной деятельности). А.Я.Флиер относит их к фундаментальной культурологии. Однако в дальнейшем он же доказывает, что психологическую антропологию можно представить как науку, исследующую не только общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности, но и механизмы систематического «обучения» индивида культуре и его самоидентификации в ней, механизмы «использования» индивидом обретенных культурных знаний и навыков в режиме их простого воспроизводства, наконец, механизмы «преодоления» индивидом традиционных культурных ограничений и выхода на поисковую, инновационную, творческую парадигму сознания и деятельности. А это, естественно, составляет предмет прикладной культурологии.

Научное осмысление сути, природы и специфики культурологии далеко не завершено. Это направление гуманитарного знания в XXI веке ждут новые исследования и дальнейшие поиски истины. Суммирование сложившихся взглядов уже сегодня позволяет гипотетически вычленить объект и предмет фундаментальной и прикладной культурологии, определить их сущность и специфику.

Объектом и предметом фундаментальной (теоретической) культурологии выступает интегративное знание о становлении, функционировании и развитии культуры как целостного феномена и специфически человеческого способа жизни; исторически развивающаяся система сотворенных человеком материальных и духовных ценностей; структура и продукты культурной деятельности – от конкретных произведений искусства и иных творений человеческого гения до созданных людьми языков, обычаев, нравов, этикета, символики, способов сакрализации, психологического склада нации или иной социальной общности; культура как ведущая функция и модальность человеческого бытия.

Объектом и предметом прикладной культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты, которые обеспечивают сохранение и дальнейшее обогащение ценностей культуры, способствуют процессу социализации и инкультурации личности, ее вовлечению в духовное общение и различные сферы социально-культурной деятельности.

 


1.3. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности

 

Всепроникающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию, которую интегри­рует понятие «социально-культурная деятельность». Субъектами ее могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.

Первое направление этой активности связано с созданием ценностей культуры, осуществляемое как профессиональными специалистами (учеными, конструкторами, писателями, художниками, композиторами, актерами, музыкантами, архитекторами, дизайнерами, модельерами, ювелирами и т. п.), так и любителями социального, художественного и научно-технического твор­чества.

Второе направление, отражающее многогранный процесс освоения ценностей культуры, практически объединяет все население планеты, каждый представитель которого становится субъектом последовательного овладения различными компонентами культуры – от санитарно-гигиенической, коммуникативной, семейно-бытовой до художественной, нравст­венной, правовой, экономической, политической, экологической, физической и т. д.

Кто-то усваивает лишь самые элементарные основы культуры, кто-то достигает энциклопедических знаний и подлинных высот интеллектуально-эстетического творчества, но специфика цивилизованного общества проявляется в том, что каждый рожденный на земле индивид в большей или меньшей мере становится субъектом социально-культурной деятельности.

Третье направление, обеспечивающее связь эпох, преемственность культуры и передачу ее достижений из поколения в поколение, выразилось в деятельности музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры, исторической памяти, национально-культурного наследия.

Четвертое, ориентированное на распространение ценностей культуры, относится к деятельности лекторов, экскурсоводов, работников средств массовой информации и различных форм культурно–просветительной деятельности. В первую очередь оно объединило людей, получивших право носить высокое звание Учитель и посвятивших себя решению сложнейшей задачи руководства процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений мировой и отечественной культуры:

- педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации;

- социальных педагогов, осуществляющих регулирование многоаспектных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде.

Пятое направление, концентрирующееся на дальнейшем развитии культуры, обогащении ее содержания, расширении форм ее проявления и представленное, в первую очередь, менеджерами социально–культурной сферы, приняло на себя организационно–посреднические, административно–управленческие и психолого–педагогические функции стимулирования познавательно–образовательной, художественно–творческой, развлекательно–игровой, спортивно–оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Любое из приведенных направлений социально-культурной деятельности органически взаимосвязано с остальными, составляя единый культурный процесс. Однако у каждого из них своя специфика, свой предмет, своя методика, своя история развития. Одни направления, такие, как создание ценностей культуры или функционирование образовательных учреждений, обеспечивающих их освоение, появились вместе с цивилизацией и утвердили себя как непреложные компоненты жизни любого общества. Другие – такие, как организация социально-культурной деятельности, – относительно молоды и лишь сегодня отрабатывают свои категориально–понятийный аппарат, принципы, механизмы и технологии.

Перечисленные выше аспекты социально–культурной деятельности далеко не исчерпывают все ее многообразие, и совершенно естественно, что эта форма духовной жизни вызывает интерес философии, социологии, социальной психологии, педагогики, этнологии, семиотики, экономики, теории управления и ряда других наук. Однако интегральное решение проблемы роли и места социально-культурной деятельности в жизни человека и общества оказалось возможным осуществить лишь в настоящее время благодаря завершению многовекового процесса становления единой науки о культуре – культурологии, которая призвана обеспечить комплексное осмысление закономерностей происхождения, развития и функционирования современной культуры, раскрытие структуры и специфики духовного производства и воспроизводства, разносторонний анализ созданных и создаваемых национальных и общечеловеческих ценностей.

В рамках этой научной дисциплины, сегодня развивается фундаментальная, теоретическая культурология, которая концентрируется на обосновании общих закономерностей возникновения, становления и функционирования культуры, и прикладная культурология, призванная раскрыть социальные технологии создания благоприятной культурной среды, приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры. Прикладная культурология исходит из необходимости раскрытия механизма формирования в каждом человеке повседневной, практической культуры, которая обеспечивает самоконтроль социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, семейных отношений, делового и неформального общения.

Развитие прикладной культурологии в условиях современной России предопределено, в частности, и кризисной социально-культурной ситуацией, которую переживает наше общество. Сфера культуры оказалась еще менее подготовленной к переходу на новое качество духовной жизни, чем экономика или социология, и это породило ряд негативных процессов, нанесших существенный урон обществу и государству. Мы провозгласили лозунг возрождения российской культуры, но, не конкретизировав ни содержание, ни методику решения этой задачи, практически в течение ряда лет не добились никакого прогресса. Мы попытались широко открыть двери зарубежным образцам культуры, но в условиях полной незащищенности национально-культурного достояния России в них мутным потоком хлынули не шедевры искусства Запада и Востока, а отвергнутые в Америке, Западной Европе и Юго-Восточной Азии образцы псевдокультуры. Отказавшись от диктата атеизма, мы ударились в противоположную крайность, стремясь возложить на церковь социально-культурные функции, которые она в силу своей природы и ряда субъективных факторов не в состоянии реализовать. Наконец, справедливо отвергая тоталитарные принципы руководства культурой в годы советской власти, мы попытались перечеркнуть и несомненно прогрессивное, что было связано с ликвидацией неграмотности и малограмотности, развитием художественной самодеятельности, широкой общедоступностью духовных ценностей для всех граждан страны.

Практика, тем не менее, убедительно показала, что самого факта предоставления широких свобод во всех формах духовной жизни для подлинного развития социально-культурной деятельности явно недостаточно. В дополнение к свободе и демократии государство и общество должны выработать и реализовать систему организации духовной жизни, которая:

- обеспечила бы создание, функционирование и последовательное обновление культурной среды и инфраструктуры социально-культурной сферы, отвечающей требованиям информационного общества XXI века;

- опиралась на профессионально подготовленных специалистов, владеющих методикой вовлечения разных групп населения в мир культуры и обладающих способностью возглавить процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры:

- всесторонне стимулировала формирование высоких духовных интересов и потребностей людей и способов их удовлетворения, развитие социально-культурной активности, проявление культуры труда, познания, общения, быта и досуга.

Социально-ориентированная культурная политика, утверждения культуры во всех сферах жизнедеятельности, подготовка специалистов социально-культурной сферы, создание благоприятной культурной среды, нравственно-эстетическое воспитание и формирование умений и навыков культурной деятельности у подрастающих поколений опираются на философию, социологию, психологию, педагогику, теоретическую культурологию, другие направления гуманитарного знания, но ведущей дисциплиной, обеспечивающей научное осмысление этих процессов, выступает прикладная культурология. Это направление науки и социальной практики приняло на себя разработку методологии, методики и организации социально-культурной деятельности, раскрытие механизма изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, обоснование технологии вовлечения человека в процесс освоения и воссоздания ценностей культуры, в социально-культурное творчество.

Целевая установка прикладной культурологии – вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляет социально-культурная деятельность, а методика осуществления постав­ленной цели строится на принципах социальной педагогики, на техноло­гии педагогики сотворчества.

Как наука о культурных процессах, закономерностях их протекания и механизмах регулирования, прикладная культурология обращена к практической, повседневной культуре, обеспечивая устойчи­вую регуляцию социально-культурного бытия в сфере труда, познания, общения, семейных отношений, социального, технического, художественного творчества, досуга, иных областей жизнедеятельности. Она призвана придать нравственно–эстетический смысл изучаемым на разных этапах обучения наукам, а в условиях профес­сиональной деятельности – раскрыть ее социально–культурные аспекты. Она может и должна способствовать выявлению приоритетов национально-культурного развития, стимулировать решение многих других задач совершенствования социально-культурной практики. Однако реализация культуросозидающего потенциала прикладной культурологии находится в прямой зависимости от ее способности ориентироваться на эталоны и идеалы самых высоких достижений общечеловеческой и отечественной культуры, в повседневной жизни реализовывать ведущие концепции фундаментальной (теоретической) культурологии, которая, в свою очередь, интегрирует достижения философии, этнографии, антропологии, филологии, семиотики, социологии; истории художественной, религиоз­ной, экономической, политической, нравственной, правовой, экологи­ческой, физической культуры и других наук, изучающих кардинальные проблемы культуры на современном этапе развития цивилизации, пости­гающие непреходящие ценности человечества.







Date: 2015-09-03; view: 326; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию