Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-стилистическая характеристика рода имени существительного





Наибольшими выразительными возможностями обладает категория рода.

Существительные среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Например, слова с продуктивными суффиксами -ние, -ство указывают на состояния, действие, собирательность. Абстрактно-собирательное значение свойственно и существительным среднего рода, образованным путём субстантивации имён прилагательных: вероятное, удивительное.

Существительные мужского рода также тяготеют к книжным стилям, прежде всего в тех случаях, когда многозначные слова, имеющие неустойчивую форму рода, закрепляются в научном стиле в мужском роде: проток, спазм. Этому способствует экспрессивная нейтральность.

Существительные женского рода отличаются богатством и разнообразием грамматических средств выражения родовой принадлежности. Аффиксы — делают род сильным, подчёркнутым. В некоторых случаях колебания рода слова женского закрепляются в профессиональной лексике, мужского — остаются общеупотребительными: гарнитура — гарнитур. Особое стилистическое своеобразие — у существительных со значением лица, образующих пары мужского и женского рода: студент — студентка.

Существительные мужского рода указывают на общее значение, в принципе о человеке, и чаще употребляются в официально-деловой обстановке. Принятое в документах обозначение профессий существительными мужского рода создаёт неудобства, если из контекста неясно, о мужчине или о женщине идёт речь.

В современном русском языке восприятие многих существительных женского рода со значением лица изменилось. До революции они воспринимались преимущественно как обозначение замужней женщины по должности мужа: губернаторша, дворничиха. Теперь на первый план выступило значение профессии. Ряд существительных этого типа архаизовались, некоторые утратили прежнее значение (замужней женщины). Только отдельные слова сохраняют прежнее значение: генеральша.

Особая экспрессия — у существительных общего рода, выражающих эмоциональную, чаще отрицательную оценку: гуляка, тихоня, умница, ябеда. Семантически близки к этой группе существительные женского рода, употреблённые в образном значении: шляпа, лиса, змея; они требуют строгого грамматического согласования. Своеобразный стилистический приём — изменение формы рода существительных, называющих людей: усатый нянь.

Важная проблема практической стилистики — правильное употребление в речи существительных, у которых форма рода неустойчива. Их делят на 3 группы.

· Существительные, у которых формы рода сосуществуют, не различаясь стилистически: жираф — жирафа.

· Существительные, у которых одна из параллельных форм архаизовалась: санаторий — санатория, фильм — фильма.

· Существительные, у которых родовые варианты отличаются стилистической окраской: рельс — рельса (прост.), туфля — туфель (прост.).

Одушевлённые несклоняемые существительные относятся к мужскому роду, по контексту могут относиться к женскому: кенгуру несла в сумке детёныша; неодушевлённые относятся к среднему (кашпо, кино). Но все заимствованные слова — исключения из этого правила.


 

Date: 2015-09-03; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию