Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Персоналии. Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий социолог и философ, представитель франкфуртской школы неомарксизма





 

Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий социолог и философ, представитель франкфуртской школы неомарксизма. Адорно считал, что история человечества – это движение к "неудавшейся цивилизации" с нарастающим противостоянием общества и природы. В своих трудах он разрабатывал проблемы социологии культуры, особенно музыки и литературы. Согласно Адорно, современное общество не может адекватно постигаться традиционным искусством, ставшим идеологическим искусством. Прежде всего, таким извращающим искусством является искусство, создаваемое в процессе индустриального производства культуры и ориентированное на массовое потребление. Сочинения: "Диалектика просвещения" (1948), написанная совместно с М. Хоркхаймером; "Философия новой музыки" (1949), "Авторитарная личность" (1950);"Опыт о Вагнере" (1952); "Призмы. Критика культуры и общества" (1955); "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956); "Введение в социологию музыки" (1962); "Негативная диалектика" (1966) и др.

Аристотель Стагирит (384/383 – 322/321 гг. до н.э.) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его последователем; воспитатель Александра Македонского. Является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Основу философской системы классификации научных дисциплин составляла логика и метафизика. Сочинения: "Органон", "Метафизика", "Физика", "О животных", "Никомахова этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика" и др.

Барт Ролан (1915 – 1980) французский литературовед и семиолог. Большое значение придавал структурализму, его методологию рассматривал как способ анализа произведений искусства данной культуры. Занимался методологией лингвистики, литературоведением и семиотикой культуры.

Сочинения: «S/Z» (1970), «Империя знаков» (1970), «Удовольствие от текста» (1973).

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) русский философ, публицист. После увлечения марксизмом пришел к пониманию невозможности соединения в целостном мировоззрении материалистического понимания истории и философии идеализма. С 1905 по 1906 г. совместно с С.Н. Булгаковым редактировал журнал «Вопросы жизни». Принимал деятельное участие в организации религиозно-философского общества памятиВл. Соловьева. Итогом его мировоззренческих поисков этого периода становится опубликованная в 1911 г. книга «Философия свободы». В 1918 г. Бердяев создал в Москве Вольную академию духовной культуры. Он читал курс по философии истории, в 1920 г. историко-философский факультет Московского университета избирал его профессором. В 1921 г. он подвергся аресту в связи с делом т.н. «Тактического центра». Летом 1922 г. последовал еще один арест, а осенью — высылка за пределы страны. С 1922 по 1924 гг. Бердяев жил и работал в Берлине, публиковал работы: «Философия неравенства» (1923), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923) и др. В эмиграции философ много и напряженно работал, получил признание не только как оригинальный мыслитель, но и как один из ведущих философов послевоенной Европы. С 1924 г. он живет в Париже. Там начала активную деятельность созданная им в Берлине Религиозно-философская академия. Бердяев осознавал кризис западноевропейской цивилизации и утверждал, что возникновение машинной техники – главное событие цивилизации. Рациональная по своему существу техника преображает всю жизнь общества, и человечество вынуждено приспосабливаться к этому новому космосу, теряя свое центральное положение в истории. Человек превращается в раба техники и государства – тех сил, которые сам же вызвал к жизни. Цивилизация означает гибель культуры, так как у них разные основания: цивилизация технична, а культура духовна. Бердяев был убежден, что русский духовный Ренессанс как замысел нового типа культуры возможен только на основе ценностей христианского гуманизма. Особое значение для осмысления русской культуры, ее истории и судьбы имели работы Бердяева «Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924) и «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» (Париж, 1946). В первой из них Бердяев, констатировав «конец новой истории», выявил мессианское предназначение уже советской России. Во второй представлено концептуальное осмысление истории русской философской мысли и культуры. В автобиографической работе «Самопознание», изданной посмертно в Париже (1949), Бердяев признавался: «Я не националист, но русский патриот».

 

Боас Франц (1858-1942) родился и получил образование в Германии. Сначала специализировался в области физики и математики, затем перешел к географии, а от нее – к этнологии и лингвистике. Результаты его работы в экспедиции 1883-1884 гг. на Баффинову землю были одной из первых работ по эскимосоведению. По возвращению из Арктики Боас занял пост ассистента в Берлинском музее народоведения и уделял основное внимание изучению коллекции этнографических материалов племени белла-кула, проживающего на северо-западном побережье северной Америки. С 1886 г. Боас навсегда остается в Америке, совершая ежегодные экспедиции на северо-западное побережье. Он работал в Музее естественной истории в Нью-Йорке, а с 1901 г. стал его директором. Через десять лет после приезда Боаса в США вся этнологическая деятельность в Америке идет под его руководством. В 1896 г. Боас начал преподавать физическую антропологию в Колумбийском университете, затем, получив звание профессора, читал лекции по этнографии, лингвистике, этнологии. Основная часть трудов Боаса посвящена эскимосам и индейцам северо-западного побережья Америки, главным образом индейцам квакиютль.

Богораз-Тан Владимир Германович (1865-1936) – этнограф, фольклорист, лингвист и писатель и участник революционного движения в Российской империи. Был арестован в Москве в декабре 1886 г. После трехлетнего заключения сослан на 10 лет в Колымск Якутской области. Богораз-Тан занимался изучением быта, языка, фольклора чукчей и других народов. Он является создателем письменности многих народов Севера. Богораз-Тан оказал большое влияние на развитие отечественной этнографии.

Сочинения: «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора» (1900), «Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора» (1899); «Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Н.Л. Гондатти» (1901); «Областной словарь Колымского русского наречия» (1901); «Новые задачи русской этнографии в полярных областях» (1921) и др.

Брейзиг Курт (1866-1940) – немецкий историк культуры, социолог, философ. Для Брейзига характерна тенденция к выявлению универсально-исторических законов развития культуры. Его историко-культурные идеи повлияли на становление концепции морфологии культуры Шпенглера. Создал историческую концепцию, в основе которой лежит восхождение от исследованных фактов к наблюдениям более широкого и общего характера. Рассматривал историю культуры как духовную историю, а становление человека в процессе образования культуры как развитие, ведущее от природных явлений к явлениям духовным. Основные работы: "История культуры нового времени" (1901), "Ступени и законы мировой истории" (1905).

Брунер Джером Сеймур (р.1915) – американский психолог и педагог; его труды, посвященные исследованию ощущений, обучения, памяти и других когнитивных аспектов у детей, оказали большое влияние на американскую систему образования. Брунер исследовал потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Культура, по его мнению, представляет собой систему приемов, формирующих и усиливающих интеллект и способности человека.

Сочинения: «Процесс обучения» (1960), «Исследования развития познавательной деятельности» (1966, совместно с Р.Р.Олвером и П.М.Гринфилдом); «Процессы развития познавательной деятельности: младенчество» (1968); Реальные умы, возможные миры (1986).

Вагнер Рихард (1813-1883) – нем. композитор, писатель, театральный деятель, мыслитель. Развивая наследие немецкого романтизма, стремился к органическому слиянию в опере музыки, слова и театрального действия. Присущие романтизму представления о жизненной значимости искусства, призванного существенно повлиять на жизнь людей и даже изменить мир, сочетаются у Вагнера с социально-утопическими и анархическими идеями эпохи революции 1848 г. Оперы Вагнера цикл "Кольцо нибелунга", "Тристан и Изольда" приобретают характер небывалой обобщенности. Соединяя музыку с языком мифа, Вагнер выступал как своеобразный исследователь мифологии. Реформаторская деятельность Вагнера оказала большое влияние на развитие оперного искусства. Основные работы: "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851), "Бетховен" (1870), "Революция и искусство" (1880).

Вебер Альфред (1868-1958) – немецкий философ, социолог, экономист, теоретик культуры; брат М. Вебера. Вебер находился под влиянием идей Шпенглера, разделял мировую историю на ряд всемирно-исторических культур, которые, несмотря на свою уникальность, сходны, поскольку каждая из них проходит молодость, зрелость и упадок. В отличие от Шпенглера, рассматривал культуру и цивилизацию как два относительно самостоятельных аспекта, не враждебных друг другу. Вебер считал, что основой крупной культуры является определенный тип социальной организации. История, по Веберу, протекает в виде трех связанных, но имеющих собственные законы процессов: социального – формирование социальных институтов; цивилизованного – развитие техники и естествознания; культурного – развитие искусства, религии, философии. Основные произведения: "О территориальном размещении промышленности" (1909), "Религия и культура" (1912), "Кризис современной европейской идеи государства" (1925), "Идеи по поводу социологии государства и культуры" (1927), "История культуры как социология культуры" (1935), "Трагическое в истории" (1943), "Прощание с прежней историей" (1946), "Принципы социологии и истории культуры" (1951).

Вебер Макс (1864-1920) – немецкий экономист, философ, социолог. Общесоциологическая концепция Вебера названа им "понимающей социологией". Оценивая, она понимает социальные действия, и тем самым стремится объяснить их причину. Основные её категории: поведение, действие, социальное действие. Специфика социологии Вебера определяется не только концепцией понимания, но и учением об идеальном типе, а также положением свободы от ценностных суждений. Наличие "ценностных идей" – предпосылка наук о культуре; она состоит в том, что мы, изучая мир, оцениваем его и наделяем смыслом. Какая из ценностей является определяющей в познании – результат духа времени и духа культуры. Идеи, интересы, цели исследования меняются во времени, что отражается в формулируемых науками о культуре понятиях, т. е. идеальных типах. Это определяет бесконечное развитие наук о культуре. Одна из ведущих тем работ М. Вебера – мировые религии в их взаимодействии с экономикой, политикой и культурой. Вебер стал создателем новой науки – социологии религии. Вебер определяющую роль в мировой истории отдавал не экономическим, а духовно-религиозным факторам. С культурологической точки зрения наиболее значимы сочинения: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "Хозяйственная этика мировых религий" (1915).

Вико Джамбаттиста (1668-1744) итальянский философ. Основатель философии истории и психологии народов. Ввел в историческую науку компаративный метод. Считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную, героическую и человеческую стадии развития. Главное сочинение: "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).

Витгенштейн Людвиг (1889-1951) – австрийский философ, преподавал в Кембриджском университете. Первоначальная позиция Витгенштейна была сформулирована в "Дневниках 1914-1916 гг." В них философ выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логического синтаксиса. Философия, по его мнению, должна описывать практику использования логических знаков. Главная работа "раннего" Витгенштейна "Логико-философский трактат", в которой он стремился выявить границы выражения мыслей в логике языка. А границы языка совпадают с границами бытия. Правильная логическая символика должна, по мнению Витгенштейна, сама показать структуру языка и способы применения знаков. Ранний Витгенштейн занимал достаточно жесткую позицию, предложения могут быть либо истинными, либо ложными. В отличии от осмысленных предложений естествознания, все этико-эстетические, религиозные, метафизические предложения он объявлял бессмысленными., ибо они не могут быть правильно выражены в языке. В конце 20-х гг. Витгенштейн осуществил пересмотр своей позиции. Философия рассматривается как активность, направленная на прояснение языковых выражений. Он подверг критике концепцию значения как "обозначения"; значение не есть объект, обозначаемый словом или словосочетанием; только использование знаков в определенном контексте и в соответствии с инстинктивно принятыми правилами игры придает им значение. В главном труде позднего периода "Философских исследованиях" исследуется понятие "языковая игра". Философия не должна описывать сущностные характеристики языка, а просто разграничивать "языковые игры", для которых возможно выявление "семейного сходства". В "Заметках по основаниям математики" Витгенштейн разработал правила "лингвистического поведения" математиков. Математическую деятельность он рассматривал как совокупность дискретных "языковых игр".

Ганди Мохандас Карамчанд (1869-1948) – один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. Возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди непосредственно руководил борьбой за независимость страны. После завоевания Индией независимости 1947 г. и раздела её на два государства – Индийский Союз и Пакистан, Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) выдающийся немецкий философ. Гегелевскую философскую систему можно считать завершением философии Нового времени. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют – Бог – есть во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. Система Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие абсолюта до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение абсолюта в материальном мире; философии духа, изображающей возвращение абсолюта из своего творения к самому себе в человеческом духе. Развитие, по своей природе чисто идеальное, совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы, в результате создается противоречие. Принцип диалектического развития – это движение, являющееся результатом противоречия. Сочинения: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821), "Лекции по эстетике" изданные посмертно и др.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 483 до н.э.) – древнегреческий философ, политический деятель в Эфесе, за глубокомыслие своего учения прозван "темным", за свою трагическую серьезность – "плачущим" философом. Гераклит учил: мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был и есть и будет вечно живым огнем.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) – немецкий философ, просветитель, педагог, ведущий теоретик движения "Буря и натиск". Его идея становления и развития мира как органического целого, а также созданная им философия культуры оказали влияние на развитие немецкой философии, способствовали формированию культурологических идей. Сочинения: "Дневник путешествия" (1769),"Исследование о происхождении языка" (1772), "И еще философия истории" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1792), "Письма к поощрению гуманности" (1793-1797) и др.

Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) – немецкий ученый, лингвист, теоретик искусства, поэт, государственный деятель, видный представитель немецкого классического гуманизма. Вершиной научной деятельности Гумбольдта считаются его работы о языке, в которых начало сравнительного языкознания неотделимо от философии культуры.

Гумилёв Лев Николаевич (1912-1992) русский этнолог, историк, географ. Родился в семье поэтов «серебряного века» А. Ахматовой и Н. Гумилева. Гумилев является автором глубоко новаторских исследований по истории и культуре кочевников Средней и Центральной Азии (за период с III в. до н. э. по XV в. н. э.), исторической географии, создателем теории этногенеза и др. Начало формирования теории этногенеза относится к довоенному периоду творчества Гумилева и связано с идеей пассионарности (понимаемой как феномен энергоизбыточности). На основании методологии биологии и географии Гумилев создал теорию гексафазного этногенеза: фаза подъема (стабильный рост пассионарного напряжения после пассионарного толчка); акматическая фаза (максимальное пассионарное напряжение этноса); фаза надлома (раскол этнического поля); фаза инерции (плавное уменьшение пассионарности); фаза обскурации (снижение пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического); мемориальная фаза (переход к этническому гомеостазу). Основу пассионарного толчка Гумилев видел в процессах космического происхождения. В полном объеме свою теорию Гумилев применил к объяснению этнических ритмов Евразии (Гумилев был последователем историософии евразийцев) и к исторической интерпретации русского суперэтноса и его культуры. В одном из последних своих интервью Гумилев утверждал, что Россия, легко воспринимая достижения мировой цивилизации, «будет спасена только через евразийство».

Сочинения: «Этногенез и биосфера Земли» (1989), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «Чтобы свеча не погасла» (в соавторстве в А. М. Панченко) (1990), «От Руси к России» (1992), «Конец и вновь начало» (1992), «Из истории Евразии» (1993) и др.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) – русский социолог, этнограф, идеолог панславизма. Создатель первой в истории социологии антиэволюционной модели общественного прогресса. В книге "Россия и Европа" (1869) изложил теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих определенные стадии возмужания, дряхления, гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Исторически перспективным считается молодой "славянский тип", вступающий в стадию расцвета и наиболее полно выраженный в русском народе и противостоящий культурам Запада. Значение учения Данилевского о культурно-исторических типах состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое.

Деррида Жак (1930-2004). – французский философ, один из наиболее ярких представителей постструктурализма, основоположник грамматологии, изучающей роль письма в культуре. Выступает с критикой метафизики как основы европейской культуры с помощью такого метода как деконструкция. В тексте выявляются опорные понятия и слой метафор, указывающих на несамотождественность текста, на ассоциации с другими текстами. Поскольку опорой всех категориальных расчленений является понятие бытия как присутствия, исследования Деррида сосредоточены, прежде всего, на этом понятии. Деррида внес заметный вклад в проблему природы символического, чем оказал большое воздействие как на современное литературоведение, так и на философию.

Делез Жиль (1925-1995) – французский философ, историк философии. Стремился к логической разработке опыта интенсивного философствования. Основная посылка философствования Делеза: заглянуть за предел, вывернуть наизнанку уже вошедшие в обиход концепции, выявить "бессознательное культуры". При этом он опирался на маргинальную философскую традицию (стоицизм, спинозизм) и на традицию художественного и литературного авангарда.

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский философ и социолог. Дюркгейм исходил из факта связи человека и общества, которая по отношению к индивиду является принудительной. Отдельная личность поглощается личностью коллективной. Основные произведения: "Метод социологии" (1895), "О разделении общественного труда" (1893), "Элементарные формы религиозной жизни..." (1912).

Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Основные философские труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Анализировал нравственные аспекты культуры. Человек по Канту – высшая культурная ценность, и любые попытки принижения и порабощения личности по соображениям экономической, идеологической и прочей целесообразности бесчеловечны и антикультурны. Сочинения: "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (1790).

Кассирер Эрнст (1874-1945) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Полагал, что вместо кантовских сфер теоретического и практического разума существует единый "мир культуры". Трансцендентальный метод Канта направил не на действительность, а на научные формы ее познания. Был убежден, что предмет впервые конструируется формой сознания. Разнообразные сферы культуры, называемые Кассирером "символическими формами", – язык, миф, искусство, наука, история – рассматриваются как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Согласно концепции Кассирера, человека человеком делает способность создавать символические образы. Искусство как высшая ступень символизма приводит человека к совершенству. Центральное понятие Кассирера – символ – формальный синтез чувственного многообразия. Вопрос о том, существует ли реальность помимо символа, характеризуется Кассирером как философски неуместный. Идеи Кассирера оказали влияние на развитие символизма, эстетики, культурологии. Прижизненную славу классика философии Кассиреру принесла трехтомная "Философия символических форм" (1923-1929). Кассирер является автором работ по проблемам философии лингвистики, мифологического мышления, искусства, философии истории, политики, истории культуры.

Конт Огюст (1798-1858) – французский философ, главный представитель позитивизма. Конт отрицал всякую метафизику. Согласно его учению, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Для первой стадии характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение сверхъестественных сущностей. На второй стадии при господстве философов и юристов явления природы объясняются абстрактными причинами. На третьей стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту, выявляются связи явлений и на их основе формулируются законы.Конт ввел термин "социология". Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества. Основные сочинения: "Курс позитивной философии", 6 тт. (1830-1842).

Крёбер Альфред Луис (1876-1960) американский антрополог и культуролог, представитель «исторической школы» в американской этнологии. Крёбер внес большой вклад в становление академической антропологии и в развитие антропологического образования в США. Он был организатором факультета антропологии в Калифорнийском университете и антропологического музея в Беркли. Культуру Крёбер рассматривал как социальное явление, подчиняющееся своим собственным закономерностям. В каждом культурном явлении он видел нечто уникальное и неповторимое, но вместе с тем признавал наличие общих черт, моделей, образцов (паттернов), культурных форм в разных культурах. Общие паттерны, как полагал Крёбер, присущи общим направлениям исторического развития культур. Эти паттерны Крёбер определял как конфигурации культурного роста. Крёбер — автор более 500 работ. Им сделан значительный вклад во все области антропологических исследований — этнографию, археологию, теоретическую антропологию, лингвистику. Основные работы: "Конфигурации развития культуры" (1944), "Антропология: Раса, язык, культура, психология, предыстория" (1948), "Природа культуры" (1952), "Стиль и цивилизации" (1957).

Леви-Строс Клод (1908-2009) – французский этнограф, антрополог и социолог, один из главных представителей французского структурализма, основатель структурной антропологии. Изучая соотношение биологического и социального в поведении человека, Леви-Строс признал главным наличие формальных институтов во взаимоотношениях между людьми. Леви-Строс изучал явления культуры в историческом развитии, исследовал бесписьменные культуры, занимался межкультурными связями, создал теории первобытного мышления, подвергнув критике концепцию Леви-Брюля о "дологическом мышлении". Мифологическое мышление рассматривал как коллективное бессознательное. Пафос исследований Леви-Строса был в первую очередь направлен на доказательство потенциального равенства логической мощи мифологического мышления и мышления человека современного индустриального общества. Интерес представляет его типология культур: "горячие", которые изучает история, "холодные" исследует антропология. "Холодные" культуры тяготеют к замене истории мифом, "горячие" – к замене мифа реальной историей.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ, физик, математик, историк и дипломат; один из наиболее ярких ученых XVII века. Взгляды его не раз менялись на протяжении жизни. Основные мысли Лейбница: 1. разумная соразмерность и божественная связанность Вселенной; 2. значительность индивидуального, личного во Вселенной; 3. гармоничность Вселенной в целом и индивидуальном; 4. количественно и качественно бесконечное многообразие Вселенной; 5. динамичность основного состояния вселенной. Получило известность учение Лейбница о монадах. Монады – простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. Учение о монадах, по Лейбницу, имеет значение для всех существ телесного, душевного и духовного склада. Основные философские сочинения: "Рассуждение о метафизике" (1685), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разуме" (1704), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714).

Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) – русский филолог, семиотик. Научные труды Лотмана посвящены истории русской литературы XVIII - сер. XIX в. Лотман являлся крупнейшим специалистом в области семиотики. Он разработал структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений. Начав с доклада "О построении типологии культуры" (1968), он до конца жизни занимался культурологией. Лотман классифицировал культуры как закрытые и открытые, парадигматические и синтагматические, пространственные и временные, семантические и синтаксические, ориентирующиеся на обычай или закон, на "свое" или "чужое".В исследованиях Лотмана огромную роль сыграло введение понятия "текст" как понятия семиотики. В 1980-е гг. Лотман прихшёл к идее семиосферы, которая представляет собой некий континуум, заполненный разнотипными семиотическими образованиями. В своей последней работе "Культура и взрыв" (1992) Лотман пришёл к выводу, что культура, будучи устройством, вырабатывающим информацию, представляет собой антиэнтропийный механизм. Список научных трудов Лотмана насчитывает около тысячи наименований.

Мак-Люэн Херберт Маршалл (1911-1980) – канадский философ, социолог, теоретик коммуникационных технологий. Мак-Люэн увидел в технологии коммуникаций причину и формообразующую силу всякой культуры. Мак-Люэн известен своей философией истории, согласно которой смена эпох определяется развитием средств коммуникации, таких как язык, деньги, дороги, печать, наука, компьютеры, телевидение и т.д. Средство коммуникации формирует человеческое сознание. Новые средства информации и связи, являясь технологическим продолжением человеческих органов чувств, радикально меняют жизненные ценности и общественную организацию людей. Эпоха "племенного человека" характеризуется преобладающим влиянием устной речи, восприятие осуществляется посредством слуха и тактильных ощущений, это обеспечивает нерасчлененное единство человека и общества, мифологическую цельность мышления. Изобретение печатного станка в XV в. выразилось в торжестве визуального восприятия, национальных языков и государств, рационализма и формализма. Это была эпоха " типографского и индустриального человека". В современную эпоху "нового племенного человека" электричество с помощью телефона, компьютеров и др. продолжило центральную нервную систему человека до образования "глобального объятия", упразднило пространство и время на нашей планете. Оно вовлекает человека во все происходящее целостно и возвращает человеку мифологическую образность в современной "глобальной деревне". На смену "глобальной деревне" должен придти "раскрепощенный и беззаботный мир", в котором творческий процесс будет коллективно и корпоративно распространен на все человечество. Мак-Люэн отмечал, что бурное развитие современных информационных технологий ведет к тому, что содержание коммуникации отступает на второй план, тогда как средства её осуществления приобретают угрожающие размеру по своему манипулятивному воздействию на индивидов. Основные сочинения: "Галактика Гутенберга" (1962), "Понимающие средства" (1963), "Город как классная комната" (1977).

Малиновский Бронислав Каспер (1884-1942) – британский этнограф и социолог польского происхождения, основатель функциональной школы в этнографии. Культура, по Малиновскому, это своеобразный продукт удовлетворения человечеством своих потребностей, что приводит к появлению совокупности взаимосвязанных институтов. Потребностями Малиновский объясняет различие между культурами, исходя из того, что потребности постоянны и независимы от людей. Малиновский разработал понятие "институт", с помощью которого пытался выявить сущность и характер социальных явлений, в том числе и культуры. Изменения и заимствования в культурах происходят, по его мнению, на уровне институтов и только их и затрагивают. Малиновский отказывался от исторического рассмотрения культур, исключал примитивные культуры из общего прогресса человечества. Основные сочинения: "Миф в примитивной психологии" (1926), "Научная теория культуры и другие работы" (1944), "Аргонавты западной Атлантики" (1961).

Мид Маргарет (1901-1978) – американский этнограф, культуролог, президент ряда научных обществ (Американская антропологическая ассоциация, Всемирная федерация психического здоровья, Общество по исследованию общих систем, Американская ассоциация содействия прогрессу науки и др.). Она опубликовала более двадцати пяти монографий, была редактором нескольких коллективных трудов и автором сотен научных и публицистических статей. Научные исследования Мид затрагивают три основные темы: 1) этнография детства - закономерности развития и воспитания детей и подростков в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни различных народов; 2) проблемы пола - закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, стереотипов мужественности и женственности и связанных с ними психологических и поведенческих черт, в том числе сексуальное поведение мужчин и женщин; 3) проблемы этнопсихологии, закономерности формирования и проявления национального характера и этнического самосознания, этнокультурные особенности психических процессов у разных народов. Мид предложила различать культуры, в которых дети обучаются в основном практически, на собственном опыте, но под руководством старших (learning cultures), и культуры, где существуют специализированные институты обучения детей (teaching cultures). Мид разделяла культуры на постфигуративные, кофигуративные и префигуративные ("Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями." 1970). Концепция отношений между поколениями, получившая выражение в определении данных типов культур, связывала зависимость этих отношений от темпов научно-технического и социального развития. Поскольку элементы культуры (материальной, духовной, социальной) имеют различные временные ритмы преемственности, то и степень различий между поколениями в этих сферах культуры будет разной. В связи с этим Мид подчеркивает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и встречный – от младших поколений к старшим. Это выражается в том, что молодежная интерпретация современной социальной ситуации и культурного наследия оказывает определенное влияние на старшее поколение. Однако при этом роль культурных традиций и опыта прошлых поколений отнюдь не умаляется. Главный вопрос, лежавший в основе научных поисков Мид, - "как мы можем понять себя?" - можно рассматривать как условие самопознания культуры путем познания других культур и народов.

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский ученый, этнограф, антрополог, биолог, изучавший культуру и быт народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Большой интерес имеют описания, сделанные Миклухо-Маклаем и посвященные материальной культуре этих народов. По его мнению, отставание народов Океании в культурном отношении произошло в силу ряда причин, однако в интеллектуальном отношении и по моральным качествам они не уступают европейцам и другим народам. Миклухо-Маклай выступал против расизма и отстаивал права исследованных им народов.

Морган Льюис Генри (1818-1881) американский этнограф и историк, основоположник научной теории первобытного общества. В своих исследованиях отстаивал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Основная работа: "Древнее общество" (1877).

Нибур Рейнхольд (1892-1971) – американский протестантский теолог, представитель диалектической теологии. Доказывал аморальность человеческого общества и его культуры. Описал "иронию истории", которая состоит в том, что история непознаваема и неподвластна человеку, который, пытаясь подчинить её себе, вынужден довольствоваться обратными результатами. Основные работы: "Нравственный человек и безнравственное общество (1932), "Природа и судьба человека" (1941-1943), "Вера и история" (1949), "Природа человека и его сообщества" (1963), "Ирония американской истории" (1952).

Нибур Рихард (1894-1962) – американский протестантский теолог, историк теологии культуры. Брат Рейнхольда Нибура. Получил известность за свою критику протестантизма. Он склонялся к преодолению его крайностей в отношениях между религией и культурой. Как он считал, необходимо рассматривать противопоставление культуры не религии, а Христу. Он выделил следующие типы их взаимоотношений: "Христос против культуры", "Христос в культуре", "Христос над культурой", "Парадокс между Христом и культурой", "Христос - преобразователь культуры". Нибур также разрабатывал понятийный аппарат диалектической теологии. Основные работы: "Христос и культура" (1951), "Радикальный монотеизм и западная культура" (1960), "Сознание ответственности" (1963).

Ницше Фридрих Вильгельм (1844-1900) – немецкий философ и поэт. В начале своей творческой деятельности занимался филологией, затем стал заниматься философией. Большое влияние на его творчество оказали идеи философа Шопенгауэра, а также немецкого композитора Вагнера. Развивая идеи типологии культуры Шиллера и Шеллинга, выделил "особый дух" европейской культуры - аполлонически-дионисийский. Культурологические идеи Ницше оказали существенное влияние на О. Шпенглера, а также на становление современной культурологии. Основные работы: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872), "Несвоевременные размышления" (1873), "Человеческое, слишком человеческое" (1878), "Утренняя заря" (1881), "Веселая наука" (1882). "По ту сторону добра и зла" (1886), "Так говорил Заратустра"(1883-1884), "Антихристианин" (1888).

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955) — испанский философ, издатель, политик. С 1908 г. начинается преподавательская деятельность Ортеги в основанной им Высшей магистерской школе, а с 1910 — в Мадридском университете на кафедре метафизики, на которой он проработал почти четверть века. Ортега выдвигается в круг лидеров испанской либеральной интеллигенции, становится политиком, рос его авторитет как философа. В 1914 г. выходит в свет книга Ортеги «Размышления о "Дон Кихоте"», заключавшая первое представление его идей «рациовитализма», в том числе центральный тезис его философии: «Я есть я и мое обстоятельство, и если я не спасаю его, то не спасаю и самого себя». В годы Первой мировой войны Ортега учреждает еженедельник «Эспанья», с 1917 г издавал газету «Эль Соль». С 1920 г. он руководил издательством, где публикковались переводы трудов Эйнштейна, Шпенглера, Бергсона, Риккерта, Гуссерля, Шелера и др. мыслителей («Библиотека идейХХ века»). Это издание он продолжил в основанном в 1923 г. собственном издательстве «Ревиста де Оксиденте» и в одноименном журнале. В философских и социологических трудах («Тема нашего времени» 1923, «Дегуманизация искусства» и «Мысли о романе» 1925, «Восстание масс» и «Миссия университета» 1930) Ортега исследовал тему «кризиса европейского духа» и намечал пути выхода из него. В «Теме», а затем в работе «Что такое философия?» разрабатывается широкий круг вопросов философии и теории культуры, тема кризиса культуры. Эти труды принесли ему европейскую известность. Продолжается и политическая работа Ортеги. С победой Республики в 1931 г. он создал вместе с Г. Мараньоном и Фр. Пересом де Аялой объединение на широкой центристской основе, в 1931-1933 гг. являлся депутатом Кортесов от Леона и лидером группы, парламентарием от «Объединения». Однако в результате обострившегося классового противоборства в стране, а также неудовлетворенности республиканской конституцией и существующими институтами власти Ортега ухошёл от политики. Его занял теоретический анализ внутрииспанской ситуации в общем контексте европейского кризиса. Итогом становится серия эссе, известная под названием «История как система». С марта 1942 г. Ортега находится в Лиссабоне, а в 1945 г. ему разрешают поселиться в Мадриде без права заниматься государственной службой и публичной деятельностью. В Мадриде написаны важные, хотя и незавершенные труды Ортеги — «Идея и принципа у Лейбница и история дедуктивной теории», «Записки о Веласкесе и Гойе». Ортега неоднократно выезжал за рубеж для чтения лекций. В год своего 70-летия Ортега завершает преподавательскую, а затем, из-за болезни, и научную деятельность.

Пирс Чарлз Сандерс (1839-1914) – американский философ, логик, математик. В 1878 г. он ввел в философию понятие "прагматизм". Пирса считают родоначальником научной философии США. В теорию познания ввел "принцип Пирса": понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Значение термина – это совокупность условий практической проверки всех высказываний, в которых этот термин является логическим подлежащим. Поскольку большинство таких высказываний оказывается бесконечным, то значение может быть определено только частично, а наше знание об объекте всегда является незавершенным. Пирсу принадлежат некоторые основополагающие положения математической логики, логической семиотики, семантики. Основные сочинения: Избранные произведения: В 8 тт. (1931-1958).

Платон Афинский, настоящее имя Аристокл (427-347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Наибольшее влияние на философию оказали его теория идей и философия государства. Основные идеи Платона: чувственное восприятие дает не знания, а мнения. Только понятия, в том случае, если они правильно образованы, являются неизменными, и только они дают действительное знание. Понятие должно иметь объект, к которому оно относится. Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия, он должен быть сверхчувственным – идеей. В наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира. Понятия являются отражением идей. Во множестве понятий отражается множество идей. Причастность духа к миру идей при помощи понятий одновременно доказывает бессмертие души. Образование понятий является актом воспоминания самих идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Наивысшая идея – идея блага, часто отождествляемая с Богом, который будучи творцом мира, сначала творит мировую душу как нетелесную силу. Материя сама по себе не существует; она становится действительностью, побуждаемая присутствующей в ней идеей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос. Добродетель представляет собой гармонию и порядок души. Платон различает четыре основные добродетели: мудрость, мужество, благоразумие и главную – справедливость, компенсирующую и сочетающую другие добродетели. По Платону, государство – это человек в более крупном масштабе. Его высшая задача – самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели. В идеальном государстве вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия, обладающие соответствующими добродетелями: 1) крестьяне, ремесленники – низшее сословие, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества, их добродетели – самообладание и покорность; 2) воины и чиновники, которые должны беспрекословно выполнять свой долг, охранять устои государства, их добродетель – мужество; 3) правители, добродетелью которых является мудрость, определяют законодательство, управляют государством. Попытка Платона осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (Сицилия) потерпела неудачу. Все произведения Платона, кроме писем написаны в форме диалога. Основные сочинения: "Апология" (Защита Сократа), "Критон" (об уважении к законам), "Лахет" (о мужестве), "Хармид" (о благоразумии), "Эвтифрон" (о благочестии), "Гиппий Меньший" (о лжи и несправедливости), "Протагор" (о единстве и поучительности добродетелей), "Горгий" (о противоположности эгоистической софической морали и нравственно-политической позицией Сократа, о сущности риторики), "Менон" (о сущности риторики, образовании понятий как воспоминании), "Кратил" (о языке), "Пир" (об эросе), "Федон" (о справедливости), "Государство" (о справедливости), "Федр" (теория идей), "Теэтед" (о знании), "Тимей" (космология), "Законы" и др.

Ранер Карл (1904-1984) – немецкий богослов и философ, один из выдающихся католических мыслителей XX в. Учение Ранера является важнейшим элементом в идейной системе трансцендентального неотомизма – одного из главных направлений современного неотомизма. Он стремился показать, что догматическая теология должна стать теологической антропологией. Согласно Ранеру, вопрос о человеке и ответ на него должны пронизывать всю догматическую теологию. Важное место в учении Ранера занимала концепция "анонимного христианства", которая заключается в том, что человек, благодаря милости божьей, может очиститься и получить вечное блаженство даже в том случае, если он не принадлежит к церкви, не крещен и вообще считает себя атеистом. Для верующих концепция "анонимного христианства" явилась основой для диалога между двумя мировоззрениями – христианским и атеистическим. К. Ранер написал около 2 тысяч работ. Основные сочинения: "Слово в безмолвии" (1938), "Опасности в сегодняшнем католицизме" (1950), "Труды по теологии" в 14 томах (1954-1980), "Нравственные проблемы и гуманитарные науки" (1970).

Риккерт Генрих (1863-1936) – немецкий философ, представитель Баденской школы неокантианства. Развил учение В. Виндельбанда о классификации наук на основе различения их не по предмету, а по методу исследования. Тем самым было положено начало различению двух типов мышления — номотетического (законополагающего), присущего естествознанию, и идиографического (описывающего особенное), свойственного для исторического знания. Риккерт более обстоятельно и систематически изложил новый взгляд на историческое знание, которое включает и знание о культуре. Согласно Риккерту, естествознание конструирует определенную реальность, которая познается нами как природа; науки о культуре формируют культуру; философия вырабатывает понятие космоса. Естествознание создает генерализирующий метод, а науки о культуре - ииндивидуализирующий метод. Отношения между естествознанием и природой, с одной стороны, и наукой о культуре и самой культурой, с другой, представляются следующим образом: ни природа, ни история не могут быть сведены к тому, что дают естествознание и науки о культуре, рациональное содержание которых совершенно отлично от того, что представляют собой природа и общество. Так Риккерт проводит различие между познанием и действительностью. Отсюда он делает вывод: «Чем большее совершенство мы придаем нашим естественно-научным теориям, тем более мы удаляемся от действительности». Риккерт полагал, что науки о культуре гораздо ближе к действительности, в которой не существует ничего общего, но всегда присутствует индивидуальное, непосредственно переживаемое. Более того, превосходство наук о культуре над естествознанием обусловлено еще и тем, что они соотносят рассматриваемые явления не с законами, а с ценностями, совокупность которых образует идеальный, независимый от человека вечный мир. Ценности (этические, эстетические, религиозные) представляют собой критерии для отбора фактов в истории человечества. Риккерт вычленял шесть сфер науки о культуре (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличная святость, нравственность, счастье, личная святость).

Редклифф-Браун Альфред Реджинальд (1881-1955) – английский этнограф и социолог. Один из крупных теоретиков функциональной школы в этнографии, в английской этнографии создатель "социальной антропологии" как теоретической дисциплины, изучающей "примитивные" человеческие общества в их целостности. Использовал системный подход в антропологии. Рэдклифф-Браун внес вклад в разработку понятия "социальный институт". Основные сочинения: "Методы этнологии и социальной антропологии" (1940), "Структура и функции в примитивном обществе" (1952).

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – американский социолог и культуролог русского происхождения. Творчество Сорокина многогранно. Ему принадлежит заслуга в развитии своеобразной концепции культуры. По мнению Сорокина, культура – это совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в сверхсистему. При этом культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. По мнению Сорокина, основой и фундаментом всякой культуры служит именно ценность. В соответствии с характером доминирующей ценности Сорокин делил все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относил прежде всего средневековую европейскую культуру. К этому же типу, по его мнению, следует отнести культуру брахманской Индии, буддийскую и лаоистскую культуры, греческую культуру с VII по конец VI века до н. э. Идеалистическую систему культуры Сорокин рассматривал как промежуточную между идеациональной и чувственной именно потому, что доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. К этому типу культуры он относит западноевропейскую культуру XIII - XIV столетий, а также древнегреческую культуру V - IV вв. до н. э.

Современный тип культуры Сорокин называл чувственной культурой, она основывается и объединяется вокруг преобладающего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. Он утверждал, что формирование чувственной культуры началось в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Для этого типа культуры характерно стремление к освобождению от религии, морали и других идеальных ценностей культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном мире. Ее герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Сорокин считал, что нынешняя «чувственная» культура обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Он доказывал, что культура не погибнет, пока живёт человек.

Спенсер Герберт (1820-1903) – один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма. для социологических обобщений широко обращался к истории первобытной культуры, внес в её изучение значительный вклад. Разработал теорию происхождения религиозных верований; древнейшей формой религии считал культ умерших и культ предков.

Тайлор Эдуард Бернетт (1832-1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры, основоположник эволюционизма. Основные работы: "Примитивная культура"(1871), "Введение в изучение человека и цивилизации: антропология" (1881), "О методе изучения развития общественных институтов" (1889).

Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955) – французский философ, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог, католический теолог. Основным пороком ортодоксальной томистской теологии Тейяр де Шарден считал статичность, которую стремился преодолеть на основе эволюционной теории. Согласно Тейяр де Шардену, вслед за биосферой (живой природой) и ноосферой (сферой разума) появляется теосфера – заключительное звено космогенеза. Основное сочинение: Феномен человека. М.,1987.

Тиллих Пауль (1886-1965) – немецко-американский философ, крупнейший теолог XX в. В своих работах подчеркивал религиозную ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеческой активности в религии. Тиллих предлагал создать теологию культуры, которая придает религиозное освещение всей деятельности человека, а также преодолевает существующую противоположность между религией и культурой. Тиллих оказал влияние не только на теологию, но и на религиозные направления гуманитарного знания.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) английский историк, социолог. Известность Тойнби принесло «Постижение истории» в двенадцати томах (1934- 1961), в котором он под влиянием О. Шпенглера стремился переосмыслить историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Согласно Тойнби, всемирная история представляет собой совокупность отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего наступает гибель. Движущей силой развития цивилизации является «творческое меньшинство», которое, отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее ценностей и т. д. Оказавшись неспособным решить очередную социально-историческую задачу, «творческое меньшинство» отчуждается от «инертного большинства», которое самостоятельно или совместно с варварской периферией разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военных поражений либо от естественных катастроф.Выход для человечества Тойнби усматривал в духовном совершенствовании и достижении единой синкретической религии будущего.

Трёльч Эрнст (1865-1923) – немецкий историк религии, социолог, теолог, философ. Основной книгой является "Историзм и его проблемы", в которой была сделана попытка исследовать дух современности, отыскать ориентиры для возрождения европейской культуры, пережившей первую мировую войну. В своих работах автор выделял априорную основу социальных и культурных процессов, заданную условиями коллективной жизни людей. Всемирная история для Э. Трёльча – это история европоцентризма.

Уайт Лесли Элвин (1900-1975) — американский антрополог и культуролог. Уайт являелся создателем культурно-эволюционного направления, которое возродило непопулярную до серединыXX в. эволюционную теорию в концепции культурологии. Его работы стали получать признание лишь в 1960-х гг В системе социогуманитарного знания Уайт выделил культурологию как самостоятельную науку, определил ее предмет и методы исследования. Он развил понятие культуры, охарактеризовав ее как специфический класс явлений, имеющих символическое значение и присущих лишь человеческому обществу. Для интерпретации культуры он считал необходимым объединять исторический, эволюционный и структурно-функциональный подходы, что соответствует культурным процессам различного типа: временному, формальному и формально-временному. Уайт первым применил в культурологии системный подход, позволяющий интерпретировать культуру как самоорганизующуюся динамическую систему, которая функционирует по естественным законам. Развитию современной культуры Уайт посвятил последнюю свою работу «Концепция культурных систем».

Фейблман Джеймс Керн (1904) — американский философ, специалист в области философии истории и теории культуры, профессор Тулейнского университета. Круг научных интересов Фейблмана – анализ культурологических концепций и научных школ, изучение культурной динамики, систематизация и организация знаний о различных сферах человеческой культуры. Фейблман разработал оригинальную концепцию культурных типов: каждый из семи основных типов культуры (допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный) представляет собой идеальную модель, которая может присутствовать в реальной культуре автономно, либо одновременно с несколькими другими идеальными моделями.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) – религиозный мыслитель, ученый, инженер. Культурологические воззрения П.А. Флоренского состоят в отрицании культуры как единого во времени и пространстве процесса. Отсюда следует отрицание эволюции и прогресса культуры. Высшей ценностью философ считал религиозный культ как единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовного и телесного. Для определения высшей ценности необходимо выйти за пределы культуры. Культура, по Флоренскому, не является самодовлеющей ценностью. Основные сочинения: "Столп и утверждение истины" (1914), "Культ, религия, культура" (1917), "Иконостас" (1922), "Христианство и культура" (1924).

Фреге Готлоб (1848-1925) – немецкий философ, логик, математик. Вместе с Д. Булем создал основы логистики. Основоположник современной формальной логики. Исследовал логическую структуру арифметики. Заложил основы логической семантики, исследовав отношение равенства и связь обозначающего и обозначаемого, ввёл обобщенное представление об имени в логике, о его значении и смысле; обобщил понятие функции, допустив в качестве её аргументов любые предметы; изучил отношения между предметом, понятием и объемом понятия, который трактовал в качестве предмета; подверг логическому анализу естественный язык, неэкстенсиональные контексты. Фреге явился предшественником Б. Рассела, попытавшегося реализовать программу сведения всей математики к логике. Работы Фреге с середины XX в. оказывают возрастающее влияние на логику, методологию науки, семиотику, философию математики. Главное сочинение: "Основные законы арифметики" (1893-1903)

Фрейд Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939) — австрийский врач-невропатолог и психопатолог, психолог и психиатр, мыслитель, основатель психоанализа. Фрейд получает известность в Европе после выхода книги «Психопатология обыденной жизни» (1901). На ее основе Фрейд по-новому трактует психику человека, разрабатывает ее динамическую модель как образования, включающего три взаимодействующие системы: бессознательное, предсознательное и сознательное, из которых наиболее содержательной и обширной сферой считается бессознательное. Их регулятивными принципами определены «удовольствие» (для бессознательного) и «реальность» (для предсознательного и сознательного). В созданной к началу 20-х гг. теории личности Фрейд выделял элементы структуры личности («оно», «я», «сверх-я»). Их содержание и динамика взаимодействия отражаются в существенных чертах личности. С этого же времени Фрейд обращаелся к проблемам подсознательного в истории культуры и тяготеет к философскому осмыслению психоанализа, к темам социальной психологии и социологии, искусства и религии. Наиболее философичной работой последних двух десятилетий Фрейда является очерк «Беспокойство в культуре» (1929). В 1939 г. вышла в свет его книга «Человек Моисей и монотеистическая религия», развивавшая идеи «беспокойства в культуре». Психоанализ возник одновременно как психотерапевтическая практика и как концепция личности. По Фрейду, формирование человеческой личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет желания, в первую очередь, сексуальные, как нежелательные, недопустимые в обществе. Таким образом психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах — в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений, особенностей художественного творчества и т.д. — дают о себе знать в течение всей человеческой жизни. Именно из этого постулата Фрейда этнологами делался вывод о том, что различия в практике детского воспитания приводят к формированию у разных народов своеобразных черт характера. Важным вкладом Фрейда в науку было создание им учения о структуре человеческой психики. Это учение предстает в трудах Фрейда в двух вариантах. В одном случае выделялись “бессознательное” (содержание которого принципиально недоступно осознанию в более-менее адекватной форме), “предсознание” (содержание которого в обыденной жизни человеком не осознается, но может осознаваться в определенных ситуациях) и “сознание”. В более поздних работах Фрейд выделяет “оно” (“id”) — хранилище вытесненных из человеческого сознания импульсов и желаний как недопустимых в обществе людей, “я” (“ego”) и “сверх-я” (“super-ego”) — система запретов, усвоенных человеком в раннем детстве и не вполне осознаваемая им. Между “оно” и “я” стоит “защитный барьер”, который имеет функцию психологической “цензуры”. Последняя не дает возможности бессознательным импульсам вырываться наружу. Сознание не синонимично “я”, поскольку психоаналитики рассматривали целый ряд бессознательных функций “я”, в частности функцию психологической защиты. Учение о защитных механизмах дало значительный толчок в исследовании культур и обществ в психологическом аспекте, а также исследований адаптивных функций и свойств культуры.

Фрезер Джеймс Джордж (1854-1941) – английский историк религии. Исследуя культуру первобытных народов, Фрезер составил классификацию магических представлений, подразделив магию на подражательную (гомеопатическую) и заразительную (контагиозную). Фрезер противопоставлял магию религии. Он выявил связь между первобытными мифами и культурами и религиями древних обществ (иудаизмом, христианством, буддизмом).

Фробениус Лео (1873-1938) – немецкий этнолог, представитель философии культуры, исследователь народов Африки, с 1925 профессор, основатель исследовательского Института морфологии культуры. Фробениус ввел в научный оборот понятие "культурного круга", согласно которому культурные формы характерны для определенных жизненных пространств и ими ограничены, и каждая культура, с её силой воздействия, является определенным организмом, проходящим те же ступени развития, что и растения, животные, человек. Согласно Фробениусу, каждая культура создается в определенных географических условиях под влиянием тех или иных видов хозяйственной деятельности, независимо от человека, который не является создателем культуры, а может быть только носителем. Фробениус делил человечество на две первичные культуры – матриархальную, диалогичную, "эфиопскую" (немцы, русские, африканцы) и патриархальную, монологическую, "хамитскую" (романские народы, англосаксы, арабо-берберы). Анализируя обе культуры, он приходит к выводу, что лидерство переходит от одной к другой, но не закрепляется. Основные работы: "Problem der Kultur" (1900), "Erlebte Erdteile" 7 Bde., (1925-1929), "Atlantis" 12 Bde., (1921-1928).

Фромм Эрих (1900-1980) – немецко-американский философ, социолог, психолог, представитель психоаналитического направления, основоположник неофрейдизма; соединял психоанализ Фрейда с марксистской концепцией отчуждения человека. По мнению Фромма, личность благодаря включенности в культуру приобретает соответствующие черты, и это обеспечивает ей эффективное приспособление к требованиям общества, формирует чувство безопасности и защищенности.

Хабермас Юрген (р. 1929) – немецкий философ и социолог. Выступал как преемник Хоркхаймера и Адорно, ведущий представитель "второго поколения" теоретиков Франкфуртской школы, идеолог "новых левых". Источник кризиса современного капитализма - противоречие между институциональными структурами общества и социокультурным "жизненным миром". Разрабатывал теорию коммуникативного поведения, призванную описать альтернативные структуры, не имеющие институционального оформления в ходе становления современной цивилизации, и одновременно описывал строение современного общества ("система" – "жизненный мир"), в котором реализуется непосредственная коммуникация. Хабермас выделил два типа поведения: коммуникативное и стратегическое – и показал, как стратегически ориентированное поведение, цель которого состоит в преследовании "интереса", ведет либо к сознательному, либо бессознательному обману партнера. В первом случае складывается система манипулирования, во втором – систематически извращаемая коммуникация. В обоих случаях последствия оказываются роковыми. В сфере общества господствуют аномия, отчуждение, утрачивается коллективная идентификация. В сфере культуры – утрата смысла, потеря ориентации. В сфере личности – потеря

Date: 2015-09-03; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию