Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Приводится по учебнику: Малинина, Н.Л





Приводится по учебнику: Малинина, Н.Л. Культурология/ Н.Л. Малинина, Т.А. Арташкина, С.М. Дударёнок, М.Б. Сердюк. Ч.1. Уч. пособие. [Электронный ресурс] – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004-2011. (Доступен в НБ ДВФУ и на кафедре культурологии и искусствоведения ШИКС ДВФУ)

 

Адаптация (лат.) – процесс активного приспособления индивида, социальной группы, социальной системы к окружению путем изменения собственных внутренних характеристик.

Аккультурация (лат., греч.) – процесс и результат взаимовлияния культур, в результате которого носители одной культуры полностью или частично воспринимают нормы традиции и ценности другой культуры.

Аккумуляция культурная (лат.) – накопление, прибавление новых элементов к существующей культуре.

Аксиология (греч.) – философское учение о ценностях, обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его интереса.

Анимизм (лат.) – вера в существование душ и духов, как причину явлений природы у примитивных народов; в одушевленность природы. Является основой естественной религии. Согласно анимизму душа возводится в принцип жизни.

Аномия (греч.) – понятие, введенное Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды "нарушений" в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют отсутствие норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость; а также противоречивость норм, определяющих цели деятельности, и норм, позволяющих достигать эти цели. В результате аномии безграничные человеческие желания начинают слабо регулироваться. Отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивида несчастным, ведет к появлению девиантного (отклоняющегося) поведения. Наиболее ярко аномия проявляется в переходных состояниях общества – революции, реформы и т.д.

Антиномия (греч.) – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и логически доказуемым.

Антропогенез (греч.) – происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза.

Аполлон – в греческой мифологии сын Зевса и Лето, бог солнечного света, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком и кифарой. Аполлон символизирует цивилизацию и закон. Уже в древности образ Аполлона широко воплощался в искусстве, прежде всего, в скульптуре. Наиболее известной является скульптура "Аполлон Бельведерский", известна также статуя Аполлона Савроктона работы Праксителя. В новое время скульптуры Аполлона создали Торвальдсен и Роден. В живописи Аполлона чаще всего изображали в окружении муз (Пуссен), вместе с Дафной (Тьеполо), со своей сестрой Артемидой – богиней охоты (Л. Кранах Старший), сражающимся с Пифоном – мифическим драконом (Делакруа), "Аполлон у Адмета" (Лоррен). Образ Аполлона воплощен и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт).

Аполлоновско-дионисийский – понятие, введенное Шеллингом, для выражения противоречивой природы культуры, через противопоставление сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Понятие использовали Гегель, Ницше, Р. Вагнер. В работе "Рождение трагедии из духа музыки" (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.

Артефакт (лат.) - искусственно созданный объект; как вещь, так и любой феномен духовной культуры. Основные параметры артефакта: материальность – форма объективации искусственного объекта; функциональность – изменения при его использовании; семантика – значения, смыслы, ценности в контекстах социокультурной коммуникации.

Архетип (греч.) – прообраз, первичная форма, образец. У К. Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, на которых вырастает индивидуальная психика. Бессознательное К.Юнга - это память всего человеческого рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству, биологически, а не посредством культурной традиции. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства.

Асимметрия – функциональная асимметрия полушарий головного мозга была открыта еще в XIX в. Правое полушарие воспринимает внешний мир в красках и звуках. Левое полушарие управляет правой рукой, за исключением левшей. Левое полушарие отвечает за грамматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит. Вероятно, асимметрия лежит в основе принципа дополнительности, о котором писали Н. Бор, Ю.М. Лотман. Благодаря асимметрии мы с легкостью пользуемся бинарными оппозициями для создания картины мира.


Атрибут (лат.) - признак, примета, существенное свойство.

Аффект (лат.) – эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и отличающееся от душевной страсти меньшей длительностью. Аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина.

Биосфера (греч.). – в науку термин ввел Э. Зюс. В.И. Вернадский предложил свою трактовку. Биосфера – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность.

Бинарная оппозиция – противопоставление двух элементов; универсальное средство познания мира, которое особенно активно использовалось в XX в. В структурных гуманитарных исследованиях было установлено, что в описании любой картины мира лежат бинарные оппозиции, которые носят универсальный характер: жизнь – смерть; правый – левый; прошлое – будущее.

Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (623 – 544 гг. до н.э.). Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. Буддизм основан на "учении о четырех благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет идеи Бога как творца и безусловно высшего существа.

Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие. Необходимо проводить различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие лишено временного, действительного характера. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, понятия. От бытия во всеобщем смысле отличают определенное бытие. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным. Бытием называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, наиболее широким по своему объему, но беднейшим по своему содержанию, поскольку оно не обладает никакими признаками кроме существования; 2) или оно распространяется только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом – материя. Согласно современной онтологии, бытие – есть сущее как таковое, до расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида бытия – возможность, действительность, необходимость.

Весовые соотношения – частота встречаемости явлений, объектов в статистике.

Витальный (лат.) – жизненный, полный жизни.

Внеинституциональные культурные взаимодействия – нерегулируемое специально культурное взаимодействие частных лиц.


Генезис – (греч.) – происхождение, возникновение, развитие. Например, биогенезис – возникновение или развитие жизни.

Генеративная лингвистика (порождающая лингвистика) – направление в структурной лингвистике, возникшее в 1950-е гг. XX в., основателем которого является американский лингвист Н. Хомский. В основе генеративной лингвистики лежит представление о порождающей модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных породить все правильные предложения языка. Генеративная лингвистика представляет процесс моделирования языка. Генеративные модели строились в 50-е – 70-е гг. В качестве господствующей лингвистической теории генеративная лингвистика осталась только в США, в Европе ее вытеснили теории, ориентированные на живую человеческую коммуникацию (теория речевых актов, логическая семантика).

Герменевтика – (греч.) – искусство перевода, искусство объяснения. В древнегреческой мифологии Гермес был посредником между богами и людьми. Герменевтика появилась как особый метод классической науки о языке, позволяющий толковать памятники древней литературы. В XIX в., начиная со Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе. Герменевтика – это учение о понимании, научном постижении наук о духе.







Date: 2015-09-03; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию