Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гетерогенный (греч.) – разнородный, принадлежащий другому роду, неоднородный, составленный из неоднородных элементов. Противоположность – гомогенный





Гносеология (греч.) – учение о познании.

Деградация (фр.) – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Деконструкция – особая стратегия по отношению к тексту. Термин деконструкция предложил французский философ Ж. Деррида. Всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположености исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной. Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом. Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система.

Деструкция (лат.) – разрушение норм, структуры чего-либо.

Детерминация (лат.) – определение, определенность.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление объекта и субъекта. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, поэтому деятельность носит осознанный характер. Если основанием для деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели находится вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. В результате человеческой деятельности происходит развитие человека, общества и культуры.

Дионис (греч.) – в древнегреческой мифологии – бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия, иначе Бахус, Вакх. Древние греки изображали Диониса бородатым мужчиной в длинной одежде или обнаженным юношей, обычно в окружении менад, сатиров и силенов. Образ Диониса нашел отражение в картинах Тициана, Рубенса, Веласкеса; в драме Ж. Кокто, в симфонической поэме М. Регера, в операх К. Дебюсси, Ж. Массне.

Дискурс (лат.) – понятие, выдвинутое структуралистами, для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Термином обозначается какая-либо концепция, непосредственно обращенная к читателю и слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в процессе человеческого общения.

Дифференциация (фр.) – разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Диффузия культурная (лат.) – пространственное распространение явлений культуры.

Дихотомия (греч.) – деление на двое; в логике – подразделение на два ряда.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Представление, появившееся в сознании благодаря знаку, есть значение знака, представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство есть символ.

Идентификация (лат.) – отождествление людьми друг друга и себя с определенными культурными категориями (ценностями, нормами и т.д.).

Идентичность (лат.) – относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о самом себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

Идеографический метод – метод, который описывает, индивидуализирует, в противоположность номотетическому. По Виндельбанду, идеографический метод использует история, которая имеет дело с однократным, не повторяющимся явлением.

Изоморфизм (греч.) – понятие, выражающее тождественность, идентичность форм.

Императив (лат.) – требование, приказ, закон. В "Критике практического разума" И. Канта императив – это общезначимое нравственное предписание, правило, выражающее долженствование.

Инвариантность (лат.) – не поддающийся изменению. Свойство некоторых существенных для системы отношений сохраняться при её определенных преобразованиях.

Инверсия культурная (лат.) – термин используется в социологии культуры и культурологии и обозначает процесс развития ценностей на чуждой им основе — ценностей модернизации на базе традиционализма и ценностей традиционализма на базе модернизации, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.

Инициирование (лат.) – возбуждение какого-либо процесса в результате внешнего воздействия на систему.

Инкультурация – процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

Инновация (англ.) – механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Инновации происходят на двух уровнях: 1) внутри культуры делаются изобретения или вводятся нововведения; 2) извне происходят заимствования и стимулированная культурная трансформация. Инновации, внедряясь в культуру этноса, проходят три этапа: отбора, в процессе которой не все инновации выдерживают фильтр данной культуры; модификации, учитывающий специфику культуры данного этноса; интеграции, когда инновации перестают восприниматься как нечто новое, становясь традицией данного общества. Некоторые культуры обладают традицией общественной поддержки инноваций. Соотношение между традицией и инновацией зависит от исторических условий.

Институциональные культурные взаимодействия – взаимодействия в рамках любых организационных структур: государственных, общественных, частных.

Интеграция (лат.) – состояние связности отдельных дифференцированных частей, функций, системы в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Иррационализм (лат.) – учение, которое определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше.

Ислам, мусульманство (араб.) – одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом, возникла в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах избрал своим посланником, пророком. Основу ислама составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха). Для ислама Коран – вечная, несотворенная священная книга. Мусульмане должны верить в единого, всемогущего Аллаха, воскрешение мертвых, конец света, соблюдать молитвы, пост. Ислам не признает разделения духовных и светских функций власти.

Когнитивный (лат.) – соответствующий познанию, познаваемый.

Код культуры – совокупность знаков, символов, смыслов, которые заключены в любом предмете культурной деятельности.

Конвенция (лат.) – договор, соглашение (молчаливое); конвенциональный – традиционный, общепринятый.

Консенсус (лат.) – готовность признания за противной стороной законности её интересов и связанное с этим искусство компромисса.

Контекст (лат.) – термин применяется для обозначения в культурологии общего смысла, социально-исторических и культурных условий, которые дают возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека.

Контент-анализ – (англ.) – метод, применяемый в ряде наук для выявления и оценки специфических текстов, а также других носителей информации. В культурологических исследованиях обрабатываются большие массивы текстов, чтобы выявить частоту употребления и тенденции развития понятия или темы на протяжении значительного времени.

Конфессия – вероисповедание, объединение верующих, священнослужителей, церковных организаций в рамках господствующей религии.

Культурная (социальная) антропология – область научного познания, исследующая содержание совместной деятельности людей. Изучает артефакты культуры и складывающиеся вокруг них отношения и взаимодействия, строит теоретические модели поведения людей, описывает микродинамику культурных процессов. Культурная антропология и социальная антропология почти тождественны. Различие названий появилось из-за исторических особенностей их формирования. Культурная антропология возникла в США, где исследовались индейские общины без стабильной социальной организации, распавшиеся под влиянием американского общества. Социальная антропология сформировалась в Англии, где предметом анализа были "примитивные" сообщества, имеющие собственную социальную организацию – полинезийские, африканские и др.

Либидо (лат.) – одно из ключевых понятий психоанализа; означает психическую энергию, в основе которой лежит сексуальная потребность, трансформирующаяся в сфере бессознательного в различные виды психической активности. К. Г. Юнг в полемике с Фрейдом (1939) расширяет термин до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. В сексологии чувственное вожделение, половое влечение.

Линейное (стадиальное) развитие мировой культуры – непрерывная прогрессивная смена характера культуры, общественного строя, всей политической и духовной надстройки. В рамках исторического материализма утверждалась концепция формационного развития общества, вызванная изменением способа производства.

Локальный – (лат.) - свойственный данному месту, не выходящий за определенные пределы.

Манкурт (от имени собственного) – человек, утративший историческую память, нравственные, духовные ценности, связь со своим народом. Термин, получивший распространение в отечественной культуре, после выхода в свет романа Ч. Айтматова "И дольше века длится день".

Ментальность (лат.) – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и среды обитания. В свою очередь человек сам организует ментальность, выступая как порождающее сознание.

Метафизика (греч.) – название сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что, познается только после природы, но само по себе является первым. С поздней античности вообще название соответствующих философских дисциплин. В этом смысле метафизика – основная философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая ищет постоянное, связь, сущность и смысл вещей. Метафизика устремлена к простому, единому и целостному. Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология), о существовании и сущности Бога (теология). Различают спекулятивную метафизику, которая стремиться толковать и выводить общую действительность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается построить картину мира, опираясь на достижения частных наук. Спекулятивная метафизика, которая пыталась познать истинное бытие на основе чистого разума возникает в период поздней античности. Кант в своей "Критике чистого разума" (1781) подвергал сомнению этот вид метафизики за то, что чисто спекулятивная мысль не способна к познанию действительности. Спекулятивная метафизика пережила подъем в работах идеалистов: Фихте, Шеллинга, Гегеля. Вместе с тем добился признания позитивизм, который одобрительно воспринимал успехи естествознания и техники, а метафизические проблемы рассматривал как ложные. Неокантианство также было враждебно метафизике. Во второй половине XIX в. метафизика потеряла свое значение, учением о принципах познания и методах частных наук стала философия, свободная от метафизики. В начале XX в. вновь наблюдается возвращение к метафизике, т.к. к простому и целостному пониманию действительности можно приблизиться лишь с помощью метафизического рассмотрения.

Миф (греч.). 1. Древнее предание, рассказ – наиболее узкая трактовка; 2. мифотворчество, мифологический космогенез - попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он является, в котором живет; 3. Исторически и культурно обусловленное особое состояние сознания, чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе, а сливается с ней. В мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологическое сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних его стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Модернизация (фр.) – процесс движения доиндустриаольных обществ, основанных на традиционных типах социальности, к культуре развитых стран капитализма. Это приводит к дифференциации духовных систем и ценностных ориентаций, плюрализации общественного сознания, распространению грамотности, формированию национальной культуры и языка, распространению массовой культуры, развитию масс-медиа.

Нигилизм (лат.) – отрицание общепринятых норм культуры; вид негативного умонастроения. Термин стал широко распространенным благодаря роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Ницше обозначает словом "нигилизм" явление, связанное с переоценкой высших ценностей: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему следует стремиться. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

Новое время – историческая эпоха европейской культуры от середины XVII до XIX вв. Основная установка человека Нового времени в отличие от средневековья – интерес к земным ценностям, к собственной жизни, успехам.

Новая культурная история – дисциплина в рамках "новой исторической науки", наряду с "новой социальной историей" и др. С 60 гг. XX в. на Западе появляется "новая историческая наука", которая, ориентируясь на междисциплинарный подход, использует в историческом исследовании аналитические методы, модели, понятия общественных наук. Отличается подвижностью, способностью адаптироваться к радикальным изменениям "новой историографии".

Номотетический метод (греч.) – в философии Канта способ законодательной деятельности разума в установлении им законов и правил познания. Введен Виндельбандом. В противоположность идеографической исторической науке, лишь описывающей повторяющиеся факты, естествознание понимает под законом природы "повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков".

Объект (лат.) – вещь, предмет. С конца XVIII в, особенно вслед за Кантом, объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру, как действительное, как часть внешнего мира.

Означение (референция) – 1. Процесс перевода актуально-значимой информации (смысла) в конкретную знаковую форму. 2. Деятельность по осуществлению данного процесса. Означение осуществляется средствами языков культуры или внесистемных знаков. В результате означения возникают знак, последовательность знаков, новое значение у существующего знака или последовательности знаков, культурный текст.

Опредмечивание и распредмечивание – характеристики человеческой предметной деятельности. Опредмечивание – процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социокультурным. Распредмечивание – процесс, в котором свойства, сущность предмета становятся достоянием человека. Человек распредмечивает формы прошлой культуры и осваивает их. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры, который существует в процессе человеческой деятельности.

Отчуждение – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение связано с рядом проявлений: бессилие личности перед внешними силами жизни; представление об абсурдности существования; утрата людьми взаимных обязательств; отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества; аутентичность личности.

Пансексуализм (греч.) – распространение сексуальных отношений на все сферы культуры.

Парадигма – (греч.) система основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в конкретной области знания в данный период.

Паттерн (англ.) – модель организации чего-либо, общие фундаментальные черты.

Пластические искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и непосредственно визуально воспринимаются зрителями (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).

Позитивизм – направление в философии и науке, которое исходит из "позитивного", то есть из данного, фактического, несомненного, и ограничивает им свое исследование и изложение, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Политеизм – (греч.) – вера во многих богов или многобожие, противоположно монотеизму

Постмодернизм – обозначение сходных явлений в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран. В архитектуре и изобразительном искусстве 70-80-х гг. XX в. характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов, заимствованных из других эпох. К сер. XX в под постмодернизмом понимали современную фазу развития европейской культуры, начавшуюся в последней четверти XIX в. В 70-е гг. XX в. к нему стали относить работы французских философов – Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрияра, Ж. Деррида, - идеи которых впоследствии получили распространение во всей западной культуре.

Постструктурализм – одно из направлений в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 70-80 гг. XX в. Его основная задача – преодоление структурализма. Постструктурализм совпал на Западе с такими явлениями, как падение престижа науки, веры в социальный прогресс общества, усиление процесса дегуманизации общественных отношений. Постструктурализм наиболее интенсивно развивался во Франции, его главные представители – Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ю. Кристева. Цель постструктурализма – осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека с помощью языковых структур, построение новых практик чтения. Среди ориентаций постструктурализма особенно важны две – с акцентом на текстовую реальность и на политическую реальность. Постструктурализм явился основой постмодернизма, где объединяются либо чередуются культурные знаки различных эпох и стилей.

Прагматический (греч.) – практический, относящийся к делу, служащий практике.

Прагматизм – философское воззрение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии. Получил развитие в американской философии.

Рационализм – (лат.) – точка зрения разума; совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей. После существовавшего в Древнем мире объективистского рационализма в XVII-XVIII вв. складывается собственно рационализм в работах Декарта, Спинозы, Лейбница, Вольфа. Против них выступают эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в синтезе критицизма; Фихте, Шеллинг, Гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму. Рационалистичными являются марксизм, позитивизм, прагматизм. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, верящей в неограниченную силу человеческого познания. Для рационализма существуют только еще не разрешенные проблемы, но принципиально неразрешимых нет. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естествознанием. Позднее возникает понятие науки, свободной от ценностей, результаты науки не должны оцениваться. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство. В рационализме нет места метафизике.

Редукция (лат.) – сведение сложного процесса к более простому.

Релевантный – семантически соответствующий.

Релятивизм (лат.)– методологический принцип анализа и интерпретациипознания мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их вариативности в различных условиях и ситуациях.

Рефлексия (лат.) – принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, рассмотрение самого знания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение духовного мира человека.

Сакральный (лат.) – все то, что относится к религиозной вере, религиозному культу; обрядовый, традиционный.

Секуляризация (лат.) – любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов.

Семантика (греч.) – раздел логики и семиотики, посвященный анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия значения и смысла.

Семиология – общая теория знаков, изучающая способы коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Основы этой теории были разработаны Ф. де Соссюром и Р. Бартом. По их мнению, существует столько языков, сколько разных форм культуры: пища, одежда, кино, мода, литература и т.д. Каждая форма культуры наделяется системой значений.

Семиотика (греч.) – наука о знаках, знаковых системах; поведении, использующем знаки; лингвистической и нелингвистической знаковой коммуникации.

Симбиоз (греч.) – в культурологии термином обозначается процесс, возникающий в ходе взаимодействия культур, в котором собственные и заимствованные элементы и течения остаются в достаточной степени автономными, дистанцированными по отношению друг к другу, что нередко сопровождается взаимным недоверием и конфликтами.

Символ (греч.) – отличительный знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает дополнительный смысл, не связанный с сущностью этого образования.

Синкретизм (греч.) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления; сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором не учитывается необходимость их внутреннего единства и не противоречия друг другу. В искусствознании, эстетике этим термином обозначается органическое сочетание элементов разных видов искусств. В истории мирового искусства сложились три формы синтеза искусства: театральный синтез искусств, кинематографический, синтез пластических искусств.

Синтез культур (греч.) – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и/или форму

Социализация (лат.) – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Термин "социализация" не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности. Проблемы социализации исследуют ряд наук: филология, социология, психология, история, этнография, педагогика. На разработку теории социализации большое влияние оказали работы З. Фрейда, Ж. Пиаже, Дж. Мида, Ч. Кули и др.

Социальная культурология – область культурологических исследований, рассматривающая культуру как деятельность и поведение. Изучает процессы организации людей в различные общности, от суперструктур – цивилизаций, до микроструктур – семьи.

Спекуляция (лат.) – попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта.

Стратификация социальная (лат.) процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу. Критериями деления общества на страты чаще всего являются профессия, доход, образование, самооценка личностью своей социальной позиции и др. Стратификация – естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией и постоянно воспроизводимое. Разработку понятия "социальная стратификация" начал П. Сорокин.

Структурализм – направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-е годы XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Значительных успехов структурализм достиг в 60-е гг. благодаря деятельности К. Леви-Стросса, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Деррида.

Структурная лингвистика – направление в языкознании, возникшее в начале XX в. и определившее во многом не только лингвистическую, но и философскую и культурологическую парадигмы всего XX в. В основе структурной лингвистики – понятие структуры как системной взаимосвязанности языковых элементов. Основателем структурной лингвистики считается Ф. де Соссюр, который первым понял, что язык – это форма, система отношений. После первой мировой войны появились три течения структурной лингвистики. Первое – американский дескриптивизм Э. Сепира и Л. Блумфильда. Дескриптивисты разработали учение об иерархичности языковых структур от низших уровней к высшим, от фонем до смысла. Второе течение – глоссематика Л. Ельмслева, которая известна благодаря ряду важнейших открытий, касающихся любой знаковой системы. Это учение о разграничении плана выражения и плана содержания. Третье направление структурной лингвистики развивал Пражский лингвистический кружок Н.С. Трубецкого и Р.О. Якобсона. Они выдвинули основной тезис: язык является средством для достижения определенных целей. Своей задачи они видели разработку учения об этих средствах – функциях языка. К середине XX в. структурная лингвистика исчерпала себя, ей на смену пришла генеративная лингвистика.

Субкультура (лат.) – культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования; измененная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, оформившаяся в мировоззрение. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру. Субкультура возможна во всех сферах жизнедеятельности людей: хозяйственной, политической, эстетической. Социальной базой субкультур могут быть возрастные группы, социальные слои, неформальные объединения.

Сублимация (лат.) – утончение, одухотворение. Понятие введено Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, прежде всего в сфере религии, метафизики, искусства. Термин, применяемый в психологии и культурологии; психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Субъект (лат.) – понятие употреблялось еще Аристотелем, но только с XVII в. его стали использовать в современном смысле для обозначения индивида, которому противопоставляется объект, и который направляет на этот объект свое познание или действие.

Табу (полинезийское) – понятие, связанное с первобытной культурой; обозначает строгий категорический знаковый запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которого влечет строгое наказание со стороны данного коллектива. Этот запрет ничем не мотивируется и ничем не обосновывается.

Танатос – второе имя Фанат, в греч. мифологии олицетворение смерти. Брат Гипнуса, сын Никты, изображался вместе с братом в облике крылатого демона.

Тартуско-московская школа – направление в русскоязычной семиотике, лингвистике, литературоведении, культурологии. Возникла в начале 60-х гг. в Тарту (Эстония) - Б.Ф. Егоров, Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, А.И. Чернов и др. и в Москве – Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Ю.К. Лекомцев и др. на основе интереса к исследованию строения и функционирования знаковых систем в культуре.

Теология (греч.) – богословие, учение о Боге. Система догм христианского вероучения в узком смысле. Различается теология историческая – история церкви, догм, "библиоведение"; систематическая - догматика, апологетика, нравственная теология; практическая – гомилетика, катехетика, литургика. По существу, теология находится в оппозиции к метафизике, поскольку она также занимается сущностью мира и человека. Но в средние века, когда метафизика находилась под влиянием теологии, отношения изменились. Метафизика, по сравнению с теологией, стала размышлять о конечных вещах способом более близким к истине, так как она освободилась от персонализма, неизбежно деформирующего истину. Метафизика более абстрактна, свободна от образов и аллегорий, искажающих истину, она стремится только к истине, а не к препятствующему поискам истины господству над душой.

Тип (греч.) – форма, которая составляет основу схожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет вид или род.

Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология выявляет сходства и различия изучаемых объектов, идентифицирует их, отображает строение исследуемой системы, выявляет её закономерности, что позволяет предсказать существование неизвестных пока объектов.

Типология культуры – применяемый в культурологии научный метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, что позволяет установить видовые отличия и сходства. Представление о типологии культуры сложилось в процессе изучения культуры, когда исследователи стремились систематизировать наиболее характерные признаки и особенности и на их основе выделить её основные типы. Получили известность типологии, разработанные Ф. Ницше, О. Шпенглером, К. Юнгом, Н.Я. Данилевским, П.А. Сорокиным и др.

Толерантность (лат.) терпимость, снисходительность к чужому мнению, вере, поведению, обычаям, чувствам, культуре. Толерантность – важный признак не только общей, но и политической культуры, так как является одним из демократических принципов.

Традиция (лат.) – передача, трансляция духовных ценностей культуры, навыков, обычаев от поколения к поколению.

Трансляция культу ры (лат.) – передача культурных ценностей от центра к периферии, а также взаимодействие между центрами.

Трансмиссия культурная (лат.) – передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение.

Тхеравада-буддизм – одно из направлений буддизма, в котором главное значение имеют личные усилия стремящихся освободиться от уз сансары путем восхождения к окончательному спасению (нирване) через множество промежуточных воплощений. Канон получил окончательное оформление к I в. н. э.

Феноменология (греч.) – одно из направлений в философии XX в. Основоположник – Э. Гуссерль. Феноменология исследует данные сознанию духовные сущности как независимые от реального существования и чувственного опыта. С точки зрения феноменологии, реальностью является не то, что существует независимо от сознания, а то, на что сознание направлено. В феноменологии "сознание становится чистым сознанием". Феноменология является наукой о конструировании мира. Это конструирование осуществляется в чистых переживаниях сознания, создающих смысл. Феноменология как метод оказала огромное влияние на развитие философии, в частности экзистенциализма.

Философская антропология – направление в философии, которое сосредоточивает свое внимание на изучение личности человека и его отношений с миром.

Христианство (греч. ) – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Христианство возникло в начале I в. в Палестине, в IV стало государственной религией Римской империи. Христианство использует идею единого Бога - обладателя абсолютной могущества, абсолютного знания, имеющего причины в себе самом, творящего все остальные предметы и явления. Основополагающими мотивами христианства являются: вера в искупительную миссию Иисуса Христа; в его второе пришествие, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное создание и установление царства божьего.

Эдипов комплекс – в психоанализе половое влечение мужчины к своей матери и сопутствующее чувство соперничества по отношению к отцу; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено З. Фрейдом в его работе "Толкование сновидений" (1899). Термин берет начало в греческом мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант – комплекс Электры – получил название от другой мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать.

Эзотерический (греч.) – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных, противоположность экзотерический.

Экзистенциализм философия существования, направление в философии, возникшее в начале ХХ в. Различают три формы: 1 – экзистенциальная антология М. Хайдеггера, основной вопрос которой – о смысле бытия; 2 – экзистенциальное озарение К. Ясперса, который сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к трансценденции; 3 – экзистенциализм Ж.-П. Сартра, который создал субъективную метафизику.

Экзистенциальный (лат.) – относящийся к существованию, ссылающийся на него.

Эклектика (греч.) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. д.

Эмпирический (греч.) – основанный на опыте.

Эрос (Эрот) – у древних греков бог половой любви, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник.

Эстетика (греч.) – философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, область художественной деятельности людей. Одна из основных проблемой эстетической мысли – проблема прекрасного.

Этика (греч.) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Этнография (греч.) – область исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.

Этнология (греч.) – дисциплина, изучающая общие закономерности развития человеческой культуры. Этнология – теоретическая дисциплина, а этнография описательная наука. Достаточно часто различить этнографию и этнологию трудно, но существует современная тенденция к переименованию кафедр этнографии в кафедры этнологии.

Этнос (греч.) – исторически возникшая устойчивая группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. В этнографическом смысле понятию "этнос" близко понятие "народ". Условиями возникновения этноса являются общность территории, языка и единство психического склада. Характерными чертами считаются: 1) самосознание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом); 2) территориальная целостность; 3) наличие антропологических (расовых) признаков; 4) проявление особенностей культуры как материальной (жильё, одежда), так и духовной (религия, система образования, искусство). Этнос обладает этническим самосознанием, представлениями об общности происхождения в процессе совместной исторической практики их предков.

Языковая игра – понятие, введенное Л. Витгенштейном в "Философских исследованиях" (1953) и оказавшее значительное влияние на последующую философскую традицию. Если в "Логико-философском трактате" (1921) язык представляется как проекция фактов и предложение всегда либо истинно, либо ложно, то в 1930-е гг. произошёл поворот в сторону прагматики, то есть слушающего и реальной речевой ситуации. Язык не констатация фактов и не всегда высказывание истины или лжи. Витгенштейн считал, что язык в целом – совокупность языковых игр. Языковая игра – это формы самой жизни и что не только язык, а сама реальность, которую мы воспринимаем только через призму языка, является совокупностью языковых игр.

Date: 2015-09-03; view: 483; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию