Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам
В VII в. на территории Междуречья формируется Арабский халифат – теократическое мусульманское гос-во во главе с халифом –- верховным правителем. Первым его руководителем становится основатель ислама пророк Мухаммед. Завоевательные войны последователей Мухаммеда значительно расширили территорию халифата и способствовали быстрому распространению ислама в Индии и странах Бл. Востока. Впервые с пророчествами Мухаммед выступил в 610 г/в Мекке, но признание получил в Медине в 622 г. Ислам возник из элементов иудейства, христианства и обрядовых традиций староарабских дому-сульманских культов природы – политеизма. Мусульмане верят в единого Бога –. Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Мир, согласно исламу, был создан за 6 дней. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» – жизнь, поэтому человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади и после изгнания из рая человек вряд ли будет счастлив. Жизнь в здешнем мире есть череда обольщений и тщетность суеты, поэтому даже в повседневной суете не следует забывать о своей душе. После смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека зависит от его поведения при жизни. Коран – это священная книга мусульман, в которой записаны основные положения ислама. Его основу составляют заповеди и проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и притчи. Все изречения в Коране делятся на откровения, исходящие от Аллаха, и высказывания Мухаммеда. В соответствии с установлениями Корана регулируется жизнь общества, строятся семейные, правовые и имущественные отношения людей. Свод этих установлений называется шариат. Шариат – это свод норм морали, права» культурных установок, регламентирующих общественную и личную жизнь мусульман. Шариат формировался в период с VII по VIII в., к концу!Х в. была разработана система оценок человеч. поступков: 1) обязательные поступки – чтение молитв, соблюдение поста, ритуалов; 2) желательные поступки – совершение дополнительных молитв и постов, благотворительность; 3) безразличные поступки – сон, еда, брак; 4) неодобряемые, но ненаказуемые поступки – это поступки, вызванные желанием насладиться земными благами.
23ВОЗРОЖДЕНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА И АНТРОПОЦЕНТРИЗМА. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭПОХИ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха Возрождения (XV-XV1 вв.) ориентирована на идеи гуманизма, антропоцентризма и пантеизма. Трактовка понятий «гуманизм» и «антропоцентризм» неодинакова и зависит от духовной атмосферы того или иного периода эпохи Возрождения, разделяющейся на Ранний Ренессанс (1400-1495 гг.) и Поздний Ренессанс (1495-1520 гг.). Проторенессанс (XIV в.) – это период, предшествующий становлению эпохи Возрождения, период зарождения гуманистических идей. Завершающим этапом развития ренессансной культуры является период Реформации (XVI–XVII вв.), приведший к духовному освобождению от искусственно навязываемых религиозных догм. Период Раннего Ренессанса известен как воссоздание античных ценностей через обращение к духовным истокам Др. Греции. До XV в. книги были редкостью. В др. рукописях («Архитектура» Витрувия Поллио, I в. до н.э.) содержались сведения о методах, технике создания произведений искусства. Но уже в трудах Брунеллески, Донатело преобладает стремление к самостоятельному творчеству. Гуманизм – это характеристика нового понимания сущности и назначения человека как человека деятельной и производительной жизни. Человек самосознает себя только в активной, творческой деятельности, и в ней состоит смысл его жизни (Альберти, Петрарка). В человеке все достойно внимания: духовное совершенство и телесная красота. Совершенствование человека возможно через образование, воспитание и политич. свободу – в этом виделась суть гуманизма. Антропоцентризм – это учение о центральном положении человека как творца всего, что его окружает. Обращение к духовному миру человека знаменует начало Позднего Ренессанса. Духовный мир человека становится предметом творчества художников (Микеланджело, Рафаэль, Л. да Винчи), скульпторов, музыкантов, писателей (Боккаччо). Гуманизм этого периода характеризуется креативным началом новой культуры: человек становится не только венцом мироздания и любимым Божьим творением, но и свободным творческим существом с неограниченными возможностями как в духовном совершенствовании, так и в силе чувство к сер. XVI в. преобладающим становится индивидуализм. Свобода превращается в произвол, а гармония – в распад ренессансrой культуры и деградацию человека.
26 КЛАССИЦИЗМ, БАРОККО, РОМАНТИЗМ, ' РЕАЛИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ Рубеж XVI–XVII вв. пронизан предвосхищением грядущих катастроф и трагизма, объявших Европу в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648), голода и эпидемий. Человек был поставлен перед неотвратимостью бедствий и смерти. В условиях соц. и духовной нестабильности растет потребность в гармонизации жизни, и эту задачу осуществляют художники барокко., Барокко – это худож. стиль, зародившийся в Италии и распространившийся на территорию Германии, Франции, Испании. Подобно барокко классицизм стремится к завершенным стилевым формам. Классицизм зарождается во Франции в период неограниченной власти в политике, заставлявшей человека жертвовать индивидуальностью ради гос-ва. Отсюда построение идеологической основы классицизма, включавшей идеи ограничения чувств разумом, патриотизм, самопожертвование ради высоких целей, самодавление моральных норм. Классицизм (Декарт, Корнель, Мольер, Мильтон) противопоставил идеал уравновешенности и господства меры, веру в разум, культ прекрасной, закономерно упорядоченной природы стихийной динамике, драматическому противоречию чувств барокко. Барокко отличают: представление о мире как о единой космич. стихии, пребывающей в состоянии становления; повышенная эмоциональность; сочетание духовного начала, выражаемого в противоречии с материальным началом; «натурализм», связующий с землей. Романтизм – худож. стиль, ориентирующийся на классич. образцы, мифологию античности. Зародился в Нидерландах в XVI в. (Госсарт, Б. ван Орлей), центром его становится Германия (Новалис, Гофман). В центре мироздания стоит человек – романтик, герой во всем многообразии чувств, полутонов, оттенков жизнеощущения. Романтизм стремится к идеализации форм, что порождает несоответствие желаемого и действительного. Противостояние воображаемого и реального порождало пессимизм разочарования. Его действие на реальность состояло в стремлении к высшим идеалам в противовес повседневности. Разносторонность общественной жизни XIX в. становится причиной включения соц. аспекта в худож. композицию. Реализм выступает против натурализма в целях непосредственной передачи действительности, чувств, бытовых проблем в произведениях (Пушкин, О. де Бальзак, Диккенс).
33 ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ Реформы XVII-XVIII вв. затрагивали все сферы общественной жизни. Их характер был радикален, а методы проведения насильственны, поэтому о них сложилось двойственное мнение: с одной стороны, они были чужды и несвойственны для России и русского национального духа, в них виделась угроза самобытности культуры; с др. стороны, они носили прогрессивный характер и выводили страну на мировой уровень культуры. В результате административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Экономические реформы способствовали развитию новых производственных сфер. В период реформ Петра I искусство, наука, образование достигают своего расцвета, сохраняется преемственность с предшествующими этапами культурного развития. Однако реформы затронули преимущественно дворянство, так и не став органической частью жизни русского народа. Восточная замкнутость, метафизический склад мышления, вера в успешный исход, основанная на верности обычаям и традициям, не способствовали глубокому вторжению иных культур в народное русское мировоззрение и бытовой уклад. Все новое встречалось русским человеком с недоверием и ненавистью, если внедрение проводилось насильственно. Особое сопротивление реформам оказала церковь, поэтому в 1721 г. патриаршество было отменено, а церковь лишилась возможности самостоятельно определять культурную и духовную жизнь общества. Культура обретала все более светский характер. Вновь создаваемые школы ставят перед собой задачи образования и воспитания в западно-европейском духе. Для дворян образование становится обязательным. Просветительская деятельность Петра I не была абсолютной, и создаваемые им учебные заведения не были совершенным новшеством, Еще до петровских реформ, в 1687 г., в Москве была образована Славяно-греко-латинская академия по проекту Симеона Полоцкого. Ее возглавили греческие монахи Иоаниикий и Софроний Лихуда, по навету отстраненные от преподавания. Академия после нескольких лет упадка была в 1701 г. преобразована по указу Петра I и ориентирована на западно-европейскую систему образования. Однако, несмотря на все двусмысленности петровских реформ, следует признать их безусловную прогрессивность и важный вклад в формирование зрелой русской культуры.
Date: 2015-09-03; view: 1381; Нарушение авторских прав |