![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Языки и символы культуры
Языком культуры называются те средства, знаки, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, которое все вновь возникающие или уже существующие представления и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
7Типология культур по Данилевскому ". В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы: 1. Культуры первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития. 2. Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система). 3. Культура двуосновная —германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости. 4. Культура четырехосновная—гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — "удел счастливый": "не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать..."6. В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества,... Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою". 4 Функции культуры.. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функ циясоциализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитаниячеловека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей.Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки,ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве "социальнойнаследственности", которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.Второй функциейкультуры, тесно связанной с первой, является «познавательная, информационная». Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению.Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менееважной является регулятивная, или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм,правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука,искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.Таким же необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по (своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека 31Культура Древней Руси. Культура Руси складывается в те же века,что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременнопо нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русьскладывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа,состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которогоразвертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опытвосточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и.т.д. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей,новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседнихнародов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала,воевала, мирилась, - с угро-финскими, балтами, иранскими племенами,другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии,которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая,т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей,традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния ибезоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт,то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций,связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизньтекла в замедленном темпе, они труднее поддавались различным культурным новшествам. Долгие годы русская культура - устное народноетворчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло -развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Спринятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новаярелигия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятиевсей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве,эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие нарусскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства,развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые былитеснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смоглопреодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Русисохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, иязычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влияниемнародного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковнаякультура. христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры Не случайно во многих церковных памятниках культуры И не случайно, что вершина духовногодостижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизаноязыческими мотивами. Эта открытость древнерусской культуры, еемощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всеймногострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских инародно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называютфеноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление кмасштабности, образности в летописании; народность, цельностьи простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало вархитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство. 32 Эпоха Московского царства в российской культуре. Московскоецарство не успев достаточно укрепится, оказалось единственным в миреправославным государством. Однако христианство так и не вошло в плоть и кровьпростых людей. Церковный раскол 17 века стал первым предзнаминанием будущихбурь. Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и привидения их всоответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось стремлениеупорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозноговольномыслия. Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожиданияантихриста. Люди бежали в леса, пустыни, в горы. Крупным событием так жеимеющим глубокий культурно – исторический смысл было продвижение русскихземлепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. В 17 в. во всех областяхкультурной жизни появлялось много новых явлений. Главная суть перемензаключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светскихэлементов. Предметом споров стали вопросы распространения просвещения иобразования. В Москве появилось много представителей других гусударств, которые способствовали просвещению. Возник вопрос: сближаться ли с Европой или оставить нерушимые традиционные ценности. В 17 в. стало усиливаться общение России с западноевропейскими странами. Это обусловлено: 1) потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения 2) развитие торговых отношений с другими странами 3) развитие промышленного производства. 1 Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими.Однако от других гуманитарных наук культурологию отличает то, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А Уайта, однако в западной науке это название не прижилось. Так как в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» с просветительской» творческой деятельностью), основными науками о культуре в Европе и США являются: социальная и культурная антропология (синтез этнографии с отдельными направлениями социологии психологии), структурная антропология (синтез этнографии, психологии и лингвистики) или новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией). В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось. Современная российская культурология стремится к объединению различных западных направлений и методологии изучения культуры с отечественными традициями исследований, исследованиями истории быта, мифологии, различных мировоззренческих учении. Исходя из отечественной традиции понимания культурологии определяется и предмет этой науки. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие- анализ культуры как системы культурных феноменов 21 Человек средневековья. Мировоззренческие основы средневековой культуры.
35«Серебряный век» русской культуры.
15 Буддизм, его универсальность и культуротворческая роль.
Date: 2015-09-03; view: 695; Нарушение авторских прав |