Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные характеристики древнеегипетского общества





История Др. Египта берет свое начало около 3000-2300 лет до н.э. в эпоху образования Раннего царства, ставшего первым гос-вом на Земле. Постепенно первое гос-во увеличивало свое могущество и становилось державой, претендующей на мировое господство. Во главе гос-ва стоял фараон, имевший абсол. власть: весь Египет, его природные ресурсы, трудовые, материальные и культурные ценности считались собственностью фараона. Само гос-во отождествлялось с понятием «ном», или дом фараона. Общественная жизнь отражала содержание и структуру древнеегипетской религии – политеизма. Политеизм – это вера в пантеон, или множество богов. Боги Др. Египта олицетворяли природные явления и одновременно явления общественного порядка. Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Он почитался как покровитель искусств и ремесел и изображался только в образе человека. Особым почитанием он пользовался у жителей Мемфиса, но по версиям жрецов др. городов возникновение мира началось с первобытного водного хаоса – Нун, из которого возникает бог Солнца, Атум, превратившийся в бога Ра, и вся последующая иерархия богов: бог воздуха Шу, богиня влажности Тефнут, бог земли Геб, богиня неба Нут и др. Богиня Маат имела важное соц. значение и олицетворяла социальный порядок. Окружающий мир разделялся в мировоззрении древних египтян на земной мир и мир загробный, над которыми одинаково светило солнце Ра. Мифология и религия египтян стали основой веры в заупокойный культ, заключавшийся в протесте против смерти, которую они считали «ненормальностью» и устраивали пышные празднества по умершему. Египтяне верили в бессмертие души человека, или в его бессмертный двойник – Ка. Несогласие египтян с неизбежностью смерти породило вероучение, по которому смерть не есть конец жизни и умерший может воскреснуть. Это вероучение сделало необходимым постройку мастаб и пирамид. Мастабы – это многоярусные захоронения с ячейками для утвари, обеспечивающей существование умершего за порогом смерти. Одна из первых пирамид была построена около 5 тыс. лет назад в честь фараона Джосера. Она отличалась ступенчатостью строения и возвышалась как лестница в небо. Самая знаменитая и грандиозная по своим масштабам пирамида строилась в течение 20 лет и была воздвигнута вблизи г. Гиза в честь фараона Хеопса.

 

16ДАОСИЗМ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Даосизм зарождается в VI-V вв. до н.э., это религиозно-философское учение о Дао, или о жизненном пути --едином, объективном законе, которому подчинен весь мир. Его основателем является Лао-цзы, а его представителем – Чжуан-цзы. Даосы выступали против системности и логики изложения, а их трактаты изобиловали иносказательными притчами. Они писали о том, что составляет неуловимость пустоты вне композиции и структуры. Но в то же время даосизм есть вполне целостное учение, в котором все подчинено главной категории – тому, что «скрыто», «чудесно», «божественно», –Дао. Для даоса мир беспределен и вечен, а земные мерки безнадежно ограничены. В книге «Дао дэ цзин» Лао-Цзы сравнивает Дао с пустотой, лежащей в основе мира и пребывающей в недеянии (у вей), но в то же время нет ничего, что бы оно ни сделало, и в своем действии оно неисчерпаемо: «Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения». Путь Дао – это путь бесстрастного познания сути всего существующего. Форму бытия Дао Чжуан-цзы определяет как «естественность», которая выступает всеобъемлющим единством всего сущего, по отношению к которому не может быть никакого воздействия извне. «Естественность» как единое есть не само бытие, но принцип бытия – «пустота», или «совершенная чистота» (небытие). Само Дао подчинено неудержимому потоку «духовных перемен (шень хуа) естественности» и обретает себя в акте самоотрицания ил'и возвращения к истокам, Дэ – это немыслимая искусность и творческая сила естественной, спонтанной деятельности человека. Дэ есть добродетель, не осознающая себя добродетелью, и потому, когда она создает сущее, не стремится им обладать, а когда руководит, не считает себя властелином. Человек, наделенный добродетелью, или дэ, внутренне совершенен и способен подчинять себе людей. Даоская аскеза стремится к возвращению к истокам через достижение состояния естественности, обретаемого в спонтанном действии или недеянии. В искусстве даосизм утверждал преемственность несотворенного хаоса и технической деятельности людей в неисчерпаемой конкретности бытия. Красота у даосов представляет, согласно закону символической формы, контрастное единство сокрытия и выражения. Полноценном выражением стилистического единства традиционной культуры Китая становят-, ся живопись, музыка, поэзия. Искусство было направлено к внутренней реализации человеч. духа, не имеющего внешней формы и доступного лишь символическому выражению. Можно сказать, что искусство Др. Китая –- это творческое развертывание Дао как истока должного, прекрасного, полезного, но не сводимого ни к долгу, ни к красоте, ни к пользе. Основной темой древнекитайского искусства становится идея «пустоты» (сюй), или реальности, все в себя вмещающей и себя опустошающей. Пустота в даоской философии означала и отсутствие наличия, и предельную целостность, и бесконечную перспективу самотрансформации бытия. Символизм «самоопустошающейся пустоты», т.е. самораскрывающейся реальности, превосходит не только свои проявления, но и сам принцип проявлений.

 

 







Date: 2015-09-03; view: 1339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию