Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таттимбет Казангапулы





(1815 - 1862 гг.)

 

Казахский композитор-кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле "шертпе". Родился в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области. Интерес к музыке привила ему мать, Акбопе. Игре на домбре научился у брата.

На формирование музыкального стиля композитора, на его исполнительское искусство большое влияние оказали казахские кюйши-домбристы того времени. Таттимбет является автором свыше 40 разнообразных по своей тематике и направленности кюев: "Қосбасар" (несколько вариантов), "Саржайлау", "Сары өзен", "Теріс қақпай", "Сылқылдақ", "Былқылдақ", "Бестөре", "Азамат", "Алшағыр", "Азына", "Көкейтесті”, "Боз торғай", "Қорам-жан", "Бозайғыр", "Ерке атан", "Ноғай - қазақ", "Қашқан қалмақ", "Қара жорға", "Балбырауын", "Сал қоныр", "Сары қамыс" и другие.

Кюи Таттимбета отличаются высоким чувственным и эмоциональным началом, в них заложены лирические мотивы. Философская раздумчивость, национально-культурная основа, демонстрация высокого художественного стиля задают исполнению кюев Таттимбета определенную сложность. Необходимо отметить музыкальную красоту кюев о природе, звуковые ассоциации, образные картины степных пейзажей и панорамы природы. Кюй "Саржайлау" является ярким примером этой красоты, где композитор передает образ жайлау Майдасары. Здесь можно наблюдать ощущение полноты бытия, органическое слияние человеческой души с первозданной красотой природы. В кюе через красоту природы передаются ощущения человека, его духовный мир, размышление о сущности. Еще одно произведение Таттимбета, связанное с природой родного края - это "Былқылдақ”, которое основано на музыкальном образе картины одноименного жайлау на родине кюйши. Этот кюй имеет интонации в виде звуков бегущей реки, звенящего родника, пения лесных птиц, создающие живой облик природы.

Кюй "Сылқылдақ" был посвящен девушке-домбристке. Музыкальная основа данного произведения дает нам ещу одну возможность понять творческий путь Таттимбета, его особый стиль игры на домбре, который сам по себе сформирован на базе таких художественных жанров, как лирика, романтика, чувственное восприятие окружающего мира. Все эти душевные состояния в жизни человека Таттимбет передает через стиль исполнения - "шертпе", который придает звучанию особую задушевность и эмоциальность.

Творчество Таттимбета охватило большинство направлений жизнедеятельности казахов, в том числе социально-экономические аспекты существования казахского общества. У композитора была своя точка зрения на развитие социальных и политических процессов в обществе, которую он передавал через свои произведения. Примером может служит его кюй "Бестөре", в котором выразился его взгляд на социальную действительность.

Пиком творчества Таттимбета является кюй "Көкейтесті", созданный в последние годы жизни композитора. В нем передаются особый духовный и культурный облик народа, а также жизненый путь кюйши, его отношение к жизни. Кроме емкой, содержательной части, этот кюй является сложным произведением, требующим особого исполнительского искусства игры на домбре.

В настоящее время в академических и учебных кругах Казахстана широко изучается наследие композитора. Существуют несколько музыкальных произведений, где используются кюй Таттимбета. На основе кюя "Сылқылдақ" М. Сагатов написал пьесу для трубы в сопровождении эстрадного оркестра. Его произведения популяризируются современными исполнителями и учеными. В музыкальных учебных заведениях проводится систематизированное обучение на основе традиций исполнения стиля "шертпе".

 








Date: 2015-09-03; view: 669; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию