Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шалкииз-жырау Тленшиулы
(1456-1560 гг.)
Шалкииз-жырау Тленшиулы — казахский поэт-сказитель, батыр и воин. Отец Шалкииза — Тленши — был крупным феодалом-аристократом своего времени, а мать - дочерью Мусы — великого бия Ногайской Орды. Лишившись матери в возрасте 3-х месяцев, Шалкииз воспитывается у деда со стороны матери. Будучи выходцем из среды кочевников-аристократов, Шалкииз с первых дней своей жизни рос и воспитывался в высшем свете. Данное обстоятельство повлияло на формирование его личности и его поэзию. Тот факт, что в его роду со стороны отца никогда не было биев, сильно коробило тщеславного и властолюбивого Шалкииз-жырау, и поэтому он всегда стремился обрести власть над самими властьимущими. Властолюбивый нрав Шалкииз-жырау нашел отражение в рассказах о нем и в самом его творчестве. Из творчества Шалкииз-жырау до нас дошло около 600 строк. По всей видимости, это лишь небольшая часть творческого наследия поэта, но, тем не менее уже она свидетельствует о незаурядном таланте Шалкииза, раскрывает направление, тематику и особенности его поэзии. Шалкииз-жырау был самым прославленным поэтом своего времени. До революции 1917 г. его творения вошли в 12 песенных сборников и хрестоматий. Для того времени это была астрономическая цифра. Шалкииз-жырау является первым из казахских поэтов-сказителей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени. Песни Шалкииз-жырау, посвященные Тимур бию, переиздавались четыре раза в разных сборниках и периодической печати. Шалкииз-жырау также являет собой классический пример создателя и носителя казахского импровизаторского искусства. Но философская глубина многих произведений поэта, требовавшая долгих размышлений и неустанной работы мысли, наводит на мысль о том, что они подвергались последующей доработке и не являются плодом чистой импровизации. Шалкииз-жырау - новатор. Он является основателем философского направления казахской поэзии. Произведения Шалкииз-жырау отличаются своей философской афористичностью. Он является автором многих афористических выражений, которые в последующем превратились в пословицы и поговорки. Произведения Шалкииз-жырау дошли до нас не во всей своей полноте, и поэтому нельзя говорить о какой-либо цельной, сформировавшейся философской концепции поэта. Однако некоторые отрывки из его поэтических произведений позволяют нам судить о его взглядах на общество и человеческую жизнь. Большую часть своей жизни Шалкииз-жырау провел при дворе правителя Ногайской Орды - Тимур бия. После смерти последнего Шалкииз-жырау находился рядом с Мамаем и его младшим братом Жусупом - одними из влиятельных людей Ногайского ханства. В развернувшейся борьбе между Исмаилом и Жусупом Шалкииз-жырау остается на стороне последнего. Но позже, в результате провокационной политики Исмаила Жусуп отталкивает от себя Шалкииза, и поэт отдаляется от своего покровителя. Последние годы своей жизни Шалкииз-жырау проводит в казахском государстве при Хакназар-хане. Керей (годы правления - 1456-1473)
Керей-хан (год рождения неизвестен - умер в начале 70-х гг. XV в.) - один из основателей казахского ханства. Согласно повествованию автора "Тауарих-и гузида-йи Нусратнама" (1268-1270), Керей-хан является сыном внука Орыс-хана - Болата. В исторических данных до 50-х гг. XV в. сведений о Керей-хане не встречается. Согласно данным из "Тарихи Рашиди", в конце 50-х гг. XV в. Керей-хан вместе с Жа-нибек-ханом, возглавив одну из частей племен Узбекского ханства, перекочевал в Могулистан. Хан могулов Есен-буга (1432-1464) (Есенбуга-хан) выделил им земли в бассейне реки Чу. Есенбуга-хан также не воспрепятствовал перекочевке и переходу значительной части населения "Государства кочевых узбеков" Абулхаир-хана под покровительство Керея и Жанибека. Соседство крупной политической группы, состоявшей из враждебных ему султанов, вынудило Абулхаира предпринять поход против Могулистана. Согласно сведениям из книги "Бахр аль-Асрар", вследствие внезапной смерти Абулхаир-хана в 1468 г., поход был прерван. После смерти Абулхаир-хана в "Государстве кочевых узбеков" началась борьба за ханский трон. Борьба за власть получила новый импульс после того, как племена, находившиеся под покровительством Керея и Жанибека, вернулись в узбекский улус. Началась война. Сын Абулхаир-хана, наследник ханского престола - Шейх-Хайдар, вследствии неподчинения ему его полководцев, потерпел поражение. Почти все приближенные Шейх-Хайдара были уничтожены, оставшиеся же в живых разбежались. Власть в "Государстве кочевых узбеков" перешла от династии Абулхаир-хана в руки Керея и Жанибека. Последнее упоминание имени Керей-хана в исторических анналах 1472-1473 гг. связано с набегом султана Бурыш оглана на орду могулского хана Жунуса. В исторических материалах, повествующих о передаче Керей-ханом ханской власти в руки своего сына Бурын-дыка, не содержится точных сведений о государственной деятельности Керей-хана в период его правления в узбекском улусе, его судьбе, времени и обстоятельствах смерти. По всей видимости, Керей-хан погиб после событий 1472-1473 гг.
Date: 2015-09-03; view: 1062; Нарушение авторских прав |