Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ахмет Иугнеки





(XII в.)

 

Ахмет Иугнеки - поэт XII в. Родился в местности Иугнеки, что возле Туркестана. Отец - Махмуд, был акыном. Ахмет Иугнеки владел арабским, как родным. В некоторых источниках его называют Югнеки, Жуйюк. Он был слепым. По некоторым источникам, с рождения, но многие специалисты отрицают это, так как человек, никогда не видящий природной красоты, не мог с превосходным чувством описать ее на поэтическом языке, да и прочесть восточную литературу. Потому приходится предполагать, что поэт утратил зрение со временем. Ахмет был очень уважаемым и авторитетным человеком своего времени.

Ахмет Иугнеки - ученик Ходжа Ахмета Яссаун. Он знал тюркский язык, способствовал становлению литературного языка тюркских народов. Современники прозвали его "адиб Ахмед" за то, что он много знал и читал. Написал свою знаменитую книгу "Хибату-л-хакайык", т.е. "Акикат сыйы" ("Вознаграждение истины"). Книга состоит из 466 поэтических строк. Автор книги затронул около 20 проблемных тем. Произведение написано аруз-ским поэтическим измерением на тюркском языке. Существует в целом три варианта книги, видимо, переделанные со временем, хотя разница несущественная.

Человек, по его мнению, приходит на этот свет, чтобы познать Аллаха и науку. Познание тайны земли - путь к счастливой жизни. Нет на земле никого, кто бы ни хвалил создателя вселенной. Аллах создал доброту из 100 частей. Из них 99 частиц оставил у себя, а на землю отпустил только одну. Все на земле происходит по воле Аллаха. Надо любить ближнего и людей в целом, а хикметы Аллаха надо чувствовать. По мнению поэта, если человек не склонен к науке, сколько ни учи, это равносильно воде в песке. Никогда не говорите про кого-либо плохое, тогда никогда о тебе не скажет никто плохое. Если ты не видел своими глазами, или до конца не уверен, не давай показания, не клеветничай, тем более, не говори о том, чего не было вовсе. Это является большим грехом.

Все люди перед богом равны, невзирая на социальные и другие статусы. Человек всегда должен довольствоваться тем, что есть и имеет, иначе он лишится своего главного качества - человечности. По Ахмету, только тупые люди могут, во-первых, хвастаться своим происхождением, во-вторых, ставить представителей других родов ниже себя, в-третьих, верить в то, что погода зависит от звезд и, в-четвертых, долго плакать по умершему.

В человеке самое сладкое и дурное место - язык. Все хорошее и плохое - от языка. Сказанное слово равно стреле. Потому необходимо обдумать перед произношением каждое слово.

Его знаменитая книга, которая состоит из 24 глав, хранится в библиотеке Стамбулской мечети. Произведение Ахмета Иугнеки известно по копиям, сделанным в 1444 г. Арсланом Амиром и в 1480 г. турецким ученым Нажиб Асимом. На турецком языке и впервые опубликовал Рашид Рахмети Арат. Транскрипцию на казахском языке сделал Амир Ыажип (1981 г.).

 


Кайыр-хан (приблизительно 1165-1220 гг.)

 

Кайыр-хан - правитель г. Отрара. При его правлении г. Отрар стал крупным торговым, научным, культурным центром Средней Азии и Казахстана. Благодаря ему, в Отраре была вторая в мире по количеству книг библиотека. Современник Чингисхана. Являлся защитником Отрара от армии Чингисхана.

Чингисхан, подчинив Малую Азию, давно мечтал взять под свою власть и Центральную, которой правил в то время хорезмшах Мухаммед. Он имел очень большую армию, состоящую из 400 тыс. человек. Армия Чингисхана насчитывала 200 тыс. чел. Потому Чингисхан и прислал ему дары на 500 верблюдах. Через посла передал письмо, где предлагал Мухаммеду дружбу и называл его "любимым сыном". Последнее Мухаммеда оскорбило. Тем не менее, он отправил ответный караван с подарками, но попросил Кайыр-хана проверить караван с 450 людьми и 500 верблюдами.

Отрарцы построили подземную дорогу протяженностью в 30 км и крепость вокруг города. В местностях Пы-шактобе, Кыштобе, Коксарай выпускали вооружение. В целях безопасности в город впускали только купцов, ювелиров, мастеров с готовой продукцией.

Чингисхан отправил своих сыщиков и маленькую армию из 450 человек для того, чтобы те спровоцировали войну между государствами. "Гости" достигли поставленной перед ними цели в течение трех дней. Посол несколько раз на повышенных тонах просил Кайыр-хана принимать его почтительно. После оскорблений со стороны монгольского посла, Кайыр-хан высказал свои предположения насчет их каравана и предложил показать монгольские купеческие "товары". В ответ на очередные оскорбления в свой адрес Кайыр-хан убил монгольского посла. Кайыр-хан приказал проверить товары "гостей", а в случае чего окружить остальных и покончить с ними. Но один из монголов незаметно вырвался.


Через некоторое время пришло письмо от Чингисхана к Мухаммеду, где говорилось о том, что его купцов убили в Отраре. Чингисхан просил Мухаммеда привести к нему виновного. В случае невыполнения просьбы начнет войну. Мухаммед не принял всерьез угрозы монгольского хана, и решил, что Кайыр-хан сам в силах справиться с армией Чингисхана.

В сентябре 1219 г. армия, состоящая из 150 тыс. человек, приблизилась к Отрару. Полководцы армии Чингисхана: Чагатай, Угедей, Субедей, Жебе, Тонышар - окружили Отрар. Кайыр-хан с 50 тыс. армией защищал его. Он не стал открывать ворота города. Более двух месяцев отрарцы защищались от врагов - Чингисхан решил не держать всю армию вокруг Отрара, и направил часть на соседние города, т. е. монголы вели войну в нескольких пунктах. Вскоре взяли Самарканд и Бухару. Чагатаю и Угедею, которые остались брать Отрар, показали подземный ход к воде. Враги, узнав об этом, сразу же перекрыли его. Через некоторое время иссякли запасы продовольствия, начался голод. Не вытерпев лишений, и прогнозируя последствия войны, один из начальников Отрарской армии - Караджи Кажып - со своим отрядом (10 тыс. человек) перешел на сторону монголов. И Мухаммед не спешил помочь отрарцам, держа возле себя 400 тыс. армию. По некоторым источникам, отправил всего 10 тыс. человек.

После пяти месяцев осады города Кайыр-хан имел в своей армии 20 тыс. человек. Противостояние продолжалось около 7 месяцев, в героической защите города участвовали дети, старики, женщины, кидая с крепости кирпичи от домов. Город голодал около 2 месяцев. Враги подожгли его. Все жители города были убиты. Когда дошла очередь до Кайыр-хана, тот собрался наложить на себя руки. Но Чингисхан приказал, чтобы его живым доставили к нему. Когда Шагатаем и Угедеем был пойман Кайыр-хан, они по его просьбе при нем привели в исполнение приговор по поводу Караджи Кажыпа: отрубили предателю голову. Кайыр-хан был доставлен в Бухару к Чингисхану. Когда Чингисхан спросил: "Это ты убил моего посла?" - он ответил, что его посол не способствовал дружбе государств, а спровоцировал войну. А хан монголов является горем для многих народов. И его окровавленную душу не примет ни земля, ни Синий Тенгри - Небо. А его кости будут грызть только черви.

Чингисхан сам собственноручно влил кипящий свинец ему в рот и в уши. Так был убит правитель Отрара Кайыр-хан в 1220 г. в Бухаре.








Date: 2015-09-03; view: 2180; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию