Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бейбарс
(1223-1277 гг.)
Судьба четвертого султана Мамлюкского государства - Рукн ад-дин Бейбарс – Алъ-Мансури Алъ-Мисри - очень интересна и противоречива. Отец Бейбарса - Жамак, мать - Айнек. Он хорезмский, бербенский кыпчак. То, что он из знатного рода, доказано историками. По поводу того, как он попал в рабство, существуют две версии. По первой - в результате военных походов, по второй - в результате действий врагов отца - его продали в рабство. Бейбарс - человек, который смог подняться от раба до султана Мамлюкского государства, несмотря на то, что глаза его были больными (бельмо). Мамлюкское государство было создано дочерью пророка Мухаммеда Фатимой и его зятем Гали-Арыстаном после многолетних раздоров и споров между наследниками пророка. Для защиты своего государства они привлекали не местное население, а сильных и молодых кыпчакских парней. А с 1771 г., в связи с переходом на суфийское направление ислама, в армию стали набирать кочевых тюркских парней, дабы не возникли какие-либо военные перевороты. Египетский султан покупал парней для охраны, в основном, у итальянских купцов. Таким путем Еейбарс был продан в Дамаске за 800 дирхамов. Здесь он встретил своих земляков, которые прибыли ранее и к тому времени освоились, общался с ними на родном - кыпчакском - языке. В боевом деле Бейбарс сумел проявить себя в качестве стратега. Султан Египта Аюби сделал его своим секретарем. К тому времени армия Мамлюкского государства под руководством Бейбарса дала отпор двум крупным войнам средних веков: "крестовым походам" и монгольскому нашествию. В 1260 г., после смерти султана Кутиза, Бейбарс сел на трон. В связи с приходом к власти Мамлюкской (Кыпчакской) династии и оживлением связи с Алтын Ордой в Египте наблюдается значительный подъем в развитии исторической литературы. Создаются энциклопедии, включающие историко-географические данные о тюркских династиях, народах. В Египте появился исторический труд, посвященный биографии султана Бейбарса, написанный его секретарем Абд-аз-Захиром. В нем приводятся сведения об отношениях с Алтын Ордой, дается краткий "дорожник" от Крыма до Волги, содержатся этнографические, религиозные сведения о населении Крыма, где в то время проживало много выходцев из Дешт-и-Кыпчака. С приходом во дворец он укрепил каждый город и в каждом городе держал постоянную армию. Укрепил правопорядок в государстве. Покончил раз и навсегда с междоусобицами, которые имели место во дворце. Внедрил канализационную систему. Мамлюкское государство процветало, чего не было до и после Бейбарса. К мамлюкам стали приезжать купцы со всех концов света. На всех реках были построены мосты и в каждом городе по мечети. Бейбарс стал властителем всех арабских владений Востока. Сельджуков в Средней Азии, Малую Армению, бер-берцев подчинил себе полностью. Соборные крепости франков разрушал одну за другой. Все соседи считались с государством мамлюков. Когда он стал султаном, кыпчакские земли принадлежали Алтын Орде, которой управлял тогда монгольский хан Береке Кулагу. Бейбарс первым делом отправил письмо с выражением дружественных намерений. В 1262 г. султан отправил туда своего посла, в целях налаживания дружественных отношений между двумя странами. После чего были установлены военные, торговые, религиозные, культурные связи. В 1277 г. Бейбарса отравил его же визирь-кыпчак Калауын. Он был похоронен в Дамаске, на кладбище Баб аль-Барид. Таким образом, Бейбарс султан сделал государство мамлюков крупной державой, защитил Египет и Сирию от "крестовых походов", монгольского нашествия.
Жамал Карши (1230-1315 гг.)
С рождения его называли Абулфазыл ибн Мухаммед. Родился в 1230 г. в местности Алмалык. Отец - Мухаммед - родился в г. Баласугун. Приехав в Алмалык во времена монгольского ига, служил у Шагатай-хана, Жамал Карши воспитывался в арабо-персидских литературных традициях. Учился в Алмалыке и Кашгаре. Он - писатель, историк Средней Азии и Казахстана во времена правления монголов. Жамал первым написал историю монгольского ига. Для написания правдивой истории он участвовал в происходящих событиях того времени, а если не был свидетелем исторических событий, писал с уст разбирающихся стариков. Он писал ясным, правдивым языком, чтобы было понятно всем. Эти уникальные качества Жамала Карши очень высоко оценивал его родственник, живший спустя 3 века - Мухаммед Хайдар-дулати, считавший его одним из своих великих учителей. Основной труд Жамала Карши, написанный на арабском языке, назывался "Мухаммед ас-Сурак" ("Лұғатқа қосымша" - "Дополнение к основному"). Историко-литературное произведение написано в традициях Средней Азии X в. Основная идея этой книги была взята автором из книги "Сахаха ал-Жаухари" - современника и земляка Аль-Фараби Жаухари, который в своей книге писал о жизни племен, живших в те времена, о знаменитых людях и исторических событиях. Основные идеи затронули Жамала, так как они давно волновали его. В 1282 г. труд Жаухари был переведен Жамалом на персидский язык, а в 1300 г. он написал "Дополнение" к нему. Автор сумел поднять насущные проблемы своего времени. Труд является уникальным источником, объяснив, что нужно для познания географии, истории, культуры, личностей. Он сумел показать три исторических периода: период Огуз-Караханидов, период Каракитая и Найманов и начальный период Чикгизского правления. Особый интерес вызывает караханидский период, написанный на основании исторических событий и родословной. Описывается, когда и кем было создано данное государственное образование, и каким образом принял ислам основатель государства Сатук Бограхан. Приводятся ценные сведения об архитектурном искусстве караханидоз. Жамал Карши заметил одну интересную закономерность, что в местностях, находящихся близко к Сырдарье, часто рождаются знаменитые люди. В своем труде он дает большое количество биографий знакомых ему людей. Они являются достоверными, так как Жамал мог посещать любую точку Средней Азии по распоряжениям султана Чагатая. Для встреч с ними он отправлялся в специальные поездки. Например, в целях знакомства с одной из вьщаюшдхся персон Сырдарьи Жамал приехал к Хисамддин (Кусам) Баршынлыги в Баршынкент в 1273 г. из Алмалыка. Жамал слушал его лекции, посетил несколько городов (до г, Жент) Сырдарьи. Лосю долгой и рациональной беседы Кусам Баршыняыги написал в честь почетного гостя несколько стихотворений на трех языках. Гость, удивленный этим, спросил, почему он написал на трех языках. Кусам ответил: «на арабском пишу для красоты мысли; на персидском пишу для метафоричности языка; на тюркском - для красочного отображения реального быта». Таким образом, Жамал был удивлен тем, что поэты и писатели Сырдарьи свободно говорили, писали, мыслили, читали на трех языках одновременно. Все же основным языком населения оставался кыпчакский язык. Даже в XIV в., когда Центральная Азия перешла на чагатайский, влияние кыпчакского языка было существенным. Жамал Карши дает ценные сведения и об ученых, писателях, поэтах г. Баласугун. Основное внимание автором уделено духовной, культурной жизни города. Жамал описывал историю строительства, культуры, хозяйства, политической жизни городов Средней Азии и Казахстана, куда вошли и города, находящиеся близко к Сырдарье, Таласу, Жетысу. Некоторые главы были даже полностью посвящены определенным городам, которые назывались: "Алмалык", "Баласугун", "Кашгар", "Ташкент", "Баршынкент", "Жент", "Жанкент", "Сыганак", "Сауран", "Отырар", "Сайрам", "Талас". Жамал Карши - историк, писатель, описавший древнюю политическую, культурную историю Казахстана, оставивший после себя ценные исторические, этнографические источники по истории нашей страны. Он был одним из авторитетных ученых Средней Азии и Казахстана в XIII веке. Ушел из жизни в 1315 г. в городе Алмалыке. Date: 2015-09-03; view: 471; Нарушение авторских прав |