Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иоллыг-тегин





(кон. VII - нач. VIII вв.)

 

Иоллыг-тегин - сын Билге-кагана. После смерти отца он сел на престол при единодушном согласии вельмож каганата. Этот человек - писатель, историк, автор текстов двух орхонских надписей, Он продолжил политику своего отца, пытался найти выход из обострившегося положения и отправил в Китай три посольства, несмотря на то, что отравление его отца произошло по заказу китайского императора. Он получил титул - Тенгри-хан. Иоллыг-тегин считал, что лучшее - это покорить все народы, живущие по четырем ушам, склонить их головы и заставить преклонить колени. Как делали предки. Иоллыг всегда был против проникновения китайской культуры в кочевой быт, причем он рассматривал материальную культуру как средство для внедрения китайской идеологии. Иоллыг-тегин писал: "Дав себя прельстить их сладкой речью и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб в большом количестве... злобные люди так научали часть тюркского народа, говоря ''кто живет далеко, тому дают плохие дары, кто живет близко, тому дают хорошие дары", этими словами он так научал тебя. И вы, люди, не обладающие мудростью, послушавшись речи и подойдя вплотную, погибли там в большом количестве". За дары в то время нужно было отплачивать военной службой, т.е. идти умирать за чужие интересы вдали от родины. "Ты... тюркский народ, стал бродить по всем странам и там совершенно изнемог и изнурился. Вы же, оставшиеся тогда живыми, по всем странам скитались, то живя, то умирая". Китайцев тюрки называли табгачами. Иоллыг пишет о них следующее: " У народа табгач, дающего нам без ограничения столько золота, серебра, зерна и шелка, речь была сладкой, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они совсем сильно привлекали к себе далеко живущие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование".

После кончины Иоллыг-тегина в 739 г. престол перешел к его младшему брату Бильге - Кутлуг-хану.

.


Коркут

(IX в.)

 

Создатель кобыза, сказитель, композитор, покровитель поэтов, музыкантов, баксы. Известен литературный памятник XVI в. "Китаби деде Коркут" {"Книга моего деда Коркута"), по которому эпоху Коркута можно отнести к периоду господства огузского эля 1Х-Х вв. Ч.Ч.Валиханов называет его первым казахским шаманом и поэтом. Предания о Коркуте были известны А.Навои, распространены среди тюркских народов, особенно казахов.

По легендам, Коркут родился от Кырмаш (отец) и "светлоокой дочери дива". Его имя носит магический характер. Валихановско-потанинское толкование слова "коркут" произведено от слова "корык" - бояться, устрашать, что подразумевает одно из принципиальных состояний человеческого бытия. Страх перед смертью и бегство от нее - постоянный мотив легенд шаманских народов.

Согласно легендам, Коркут смастерил кобыз, зарезав верблюда. На фоне музыкального звучания кобыза он проводил заговоры, заклинания. По Коркуту, люди должны оставаться людьми и сохранять человечность. Самое страшное для человека - потеря человечности. "Дому, куда не приходит гость, лучше обрушиться, горьким травам, которые не ест конь, лучше бы не вырасти; горьким водам, которые не пьет человек, лучше бы не течь; грубому сыну, от которого нет славы имени отца, лучше бы не выходить из спинного хребта отца, не входить в чрево матери, не рождаться на свет". "Сколько бы человек не хотел, больше своей доли ему не съесть". По тем же легендам, Коркут - очень долго путешествовавший человек, и пришедший к мысли, что на родине все же лучше, чем на чужбине. Основным его другом в путешествиях была сказочная верблюдица Желмая.

"Китаби деде Коркут" - письменный эпический памятник огузских племен, которые позднее вошли в состав многих тюркских народов. Книга написана на общем для огузско-кыпчакских племен языке и повествует о жизни огузов. Она известна в двух записях: Дрезденская рукопись из 12 сказаний, и Ватиканская рукопись из 6 сказаний. Каждое сказание имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркут ата - мудрец, вождь племени, предсказатель судеб, В конце каждого сказания в честь Коркут ата воздается хвала. Книга насыщена назиданиями, завещаниями, поговорками, пословицами, изречениями, крылатыми словами.

Следы данного эпоса обнаруживаются на древней родине огузов - в Центральной Средней Азии, легенды о Коркут ата сохранились среди казахов, кыргызов и многих тюркских народов.

В книге очень много географических названий и слов, знакомых даже современным казахам. Все это свидетельствует о тесной связи книги с территорией современного Казахстана, на которой проживали различные тюркские племена, впоследствии вошедшие в состав казахского этноса. "Китаби деде Коркут" является литературным, историческим памятником тюркских народов.

Полный перевод памятника на русский язык осуществил В.В.Бартольд в 1922 г., но опубликован он был только в 1962 г. Перевод на казахский язык был осуществлен казахскими учеными, А.Маргуланом, Н.Келимбетовым и А.Коныратбаевым в 1986 г.

По легендам, по просьбе самого Коркут ата на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена. Архитектурный памятник в честь Коркут ата сооружен в 1980 г. у разъезда Коркут, в 18 км от пгт Жусалы Кызылординской области. Авторы памятника - арх. Б.А.Ибраев и физик С.И.Исатаев. Памятник представляет собой 4 вертикальные стелы высотой 8 м. Каждая стела ориентирована по сторонам света и по форме напоминает кулыптас. В центральной части, где находятся раструбы, имеется орган из 40 металлических труб, издающий при ветре звуки, напоминающие звучание кобыза.








Date: 2015-09-03; view: 687; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию