Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анахарсис





Исторические личности Казахстана

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Содержание  
Предисловие  
Анахарсис (приблизительно 655-620 гг. до н.э.)  
Томирис (приблизительно 570-520 гг. до н.э.)  
Ширак (приблизительно 558-518 гг. до н.э.)  
Зарина (приблизительно 558-518 гг. до н.э.)  
Моде (приблизительно 230-174 гг. до н.э.)  
Елжау би (приблизительно 177-104 гг. до н.э.)  
Аттила-Едил (приблизительно 410-453 гг.)  
Бумын-каган (нач. правления - 552 г.)  
Истеми-каган (нач. правления - 576 г.)  
Тоныкок (приблизительно 646-731 гг.)  
Кюлтегин (684-731 гг.)  
Билге-каган (приблизительно 680-734 гг.)  
Иоллыг-тегин (кон. VП-нач.VШ вв.)  
Коркут (IX в.)  
Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.)  
Юсуф Баласугун (1017-1075 гг.)  
Махмуд Кашгари (1029-1101 гг.)  
Ходжа Ахмет Яссауи (1093-1166 гг.)  
Сулеймен Бакыргани (г.рожд. неизвестен-1186 г.)  
Ахмет Иугнеки (XII в.)  
Кайыр-хан (приблизительно 1165-1220 гг.)  
Кетбуга-жырау (приблизительно 1185-1260 гг.)  
Бейбарс (1223-1277 гг.)  
Жамал Карши (1230-1315 гг.)  
Майкы би (кон. ХП-сер.ХШ вв.)  
Джучи-хан (1187-1227 гг.)  
Сыпыра-жырау (XIV в.)  
Байдибек би (1356-1419 гг.)  
Орыс-хан (годы правления - 1361-1375)  
Барак-хан (годы правления - 1423-1428)  
Асан Кайгы (Х1V-ХV вв.)  
Казтуган-жырау (XV в.)  
Шалкииз-жырау Тленшиулы (1456-1560 гг.)  
Керей (годы правления - 1456-1473)  
Жанибек (годы правления - 1478-1480)  
Доспамбет-жырау (XVI в.)  
Мухаммед Хайдар-дулат (1499-1551 гг.)  
Касым-хан (годы правления - 1511-1518)  
Ораз Мухаммед Ояданулы (XVI в.)  
Кадыргали Жалаири (приблизительно 1530-1605 гг.)  
Хакназар-хан (годы правления - 1538-1580)  
Тауекель-хан (годы правления - 1586-1598)  
Жалантос-батыр (1576-1656 гг.)  
Есим-хан (годы правления - 1598-1645)  
Жиембет-жырау (XVII в.)  
Маргаска-жырау (XVII в.)  
Салкам Жангир (годы правления - 1628-1652)  
Толе би Алибекулы (1657-1756 гг.)  
Казыбек би Келдибекулы (1659-1765 гг.)  
Есет-батыр Кокиулы (1667-1749 гг.)  
Бухар-жырау Калкаманулы (1668-1781 гг.)  
Актамберды-жырау (1675-1718 гг.)  
Тауке-хан (годы правления - 1680-1718)  
Айтеке би Байбекулы (1644-1700 гг.)  
Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)  
Кабанбай-батыр (кон. ХVII-сер. XVIII вв.)  
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.)  
Райымбек-батыр (1705- дата смерти неизвестна)  
Умбетей-жырау (1706-1778 гг.)  
Сырым Датулы (1712-1802 гг.)  
Аблай-хан (1713-1781 гг.)  
Бекет Мырзагулулы (приблизительно 1750-1813 гг.)  
Жанкожа-батыр (1777-1860 гг.)  
Исатай Тайманулы (1791-1838 гг.)    
Саурык-батыр Стамбекулы (1798-1854 гг.)    
Жангир-хан Букеев (1801-1845 гг.)    
Кенесары-хан (1802-1847 гг.)    
Шоже Каржаубайулы (1803-1895 гг.)    
Махамбет Утемисулы (1804-1846 гг.)    
Суйинбай Аронулы (1815-1898 гг.)    
Таттимбет Казангапулы (1817-1862 гг.)    
Шернияз Жарылгасулы (1817-1881 гг.)    
Шортанбай Канайулы (1818-1881 гг.)    
Курмангазы Сагырбаиулы (1818-1889 гг.)    
Муса Шорманов (1819-1885 гг.)    
Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887 гг.)    
Наурызбай-батыр (1822-1847 гг.)    
Кожеке Назарулы (1823-1881 гг.)    
Салык Бабажанов (1831-1871 гг.)    
Биржан Кожагулулы (1834-1897 гг.)    
Кемпирбай Бугенбайулы (1834-1895 гг.)    
Чокан Валиханов (1835-1865 гг.)    
Майлыкожа Султанкожаулы (1835-1889 гг.)    
Сыпатай-батыр (1837-1889 гг.)    
Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.)    
Базар-жырау Ондасулы Утемисов (1842-1911 гг.)    
Акан Корамсаулы (1843-1913 гг.)    
Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.)    
Ыкылас Дукенулы (1843-1916 гг.)    
Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.)    
Жамбыл Жабаев (1846-1945 гг.)    
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931 гг.)    
Казангап Тлепбергенулы (1854-1921 гг.)    
Машхур Жусуп Копеев (1859-1931 гг.)    
Бакытжан Каратаев (1860-1934 гг.)    
Нурпеис Байганин (1860-1945 гг.)    
Сейтек Оразалыулы (1861-1939 гг.)    
Дина Нурпеисова (1861-1955 гг.)    
Алихан Букейханулы (1866-1937 гг.)    
Барлыбек Сыртанов (1866-1914 гг.)    
Асет Найманбайулы (1867-1922 гг.)    
Мухамеджан Сералин (1872-1929 гг.)    
Амангельды Иманов (1873 - 1919 гг.)    
Ахмет Байтурсынулы (1873-1938 гг.)    
Жакып Акбаев (1876-1934 гг.)    
Сара Тастанбеккызы (1853-1916 гг.)    
Омар Шораякулы (1878-1924 гг.)    
Мухаметжан Тынышпайулы (1879-1937 гг.)    
Мади Бапиулы (1880-1921 гг.)    
Сейткали Мендешев (1882-1937 гг.)    
Турмагамбет Изтлеулы (1882-1939 гг.)    
Халел Досмухамбетулы (1883-1939 гг.)    
Сакен Сейфуллин (1884-1938 гг.)    
Алиби Джангельдин (1884-1953 гг.)    
Кенен Азербаев (1884-1976 гг.)    
Илья Жансугуров (1884-1937 гг.)    
Миржакып Дулатулы (1885-1935 гг.)    
Кажымукан Мунайтпасулы (1886-1948 гг.)    
Амре Кашаубаев (1888-1925 гг.)    
Ураз Джандосов (1889-1937 гг.)    
Санжар Асфендиярулы (1889-1938 гг.)    
Жусупбек Аймауытулы (1889-1931 гг.)    
Мустафа Чокай (1890-1941 гг.)    
Узакбай Кулумбетов (1891-1938 гг.)    
Габдул-Карим Токтабаев (1892-1936 гг.)    
Жумат Шанин (1892-1938 гг.)    
Назир Турекулов (1893-1937 гг.)    
Магжан Жумабаев (1893-1938 гг.)    
Султанмахмут Торайгыров (1893-1920 гг.)    
Султанбек Ходжанов (1894-1988 гг.)    
Беймбет Майлин (1894-1938 гг.)    
Турар Рыскулулы (1894-1943 гг.)    
Серке Кожамкулов (1896-1959 гг.)    
Мухтар Ауэзов (1897-1961 гг.)    
Темирбек Жургенев (1898-1939 гг.)    
Каныш Сатпаев (1899-1964 гг.)    
Кудайберген Жубанов (1899-1938 гг.)    
Габбас Тогжанов (1900-1937 гг.)    
Смагул Садуакасов (1900-1933 гг.)    
Сабит Муканов (1900-1973 гг.)    
Гани Муратбаев (1902-1925 гг.)    
Габит Мусрепов (1902-1985 гг.)    
Габиден Мустафин (1902-1985 гг.)    
Сарсен Аманжолов (1903-1958 гг.)    
Алкей Маргулан (1904-1985 гг.)    
Абильхан Кастеев (1904-1973 гг.)    
Курманбек Жандарбеков (1905-1973 гг.)    
Канабек Байсеитов (1905-1979 гг.)    
Ахмет Жубанов (1906-1968 гг.)    
Мариям Хакимжанова (1906-1993 гг.)    
Маулен Балакаев (1907- 1989 гг.)    
Смет Кенесбаев (1907-1995 гг.)    
Гарифолла Курмангалиев (1909-1972 гг.)    
Сактаган Баишев (1909-1988 гг.)    
Толеген Тажибаев (1910-1964 гг.)    
Бауржан Момышулы (1910-1982 гг.)    
Нигмет Сауранбаев (1910-1958 гг.)    
Нейля Базанова (1911-1993 гг.)    
Куляш Байсеитова (1912-1957 гг.)    
Шара Жиенкулова (1912-1991 гг.)    
Динмухамед Кунаев (1912-1993 гг.)    
Ильяс Омаров (1912-1970 гг.)    
Мукан Тулебаев (1913-1960 гг.)    
Шакен Айманов (1914-1970 гг.)    
Ермухан Бекмаханов (1915-1966 гг.)    
Малик Габдуллин (1915-1973 гг.)    
Маншук Маметова (1922-1943 гг.)    
Алия Молдагулова (1924-1944 гг.)    
Рахимжан Кошкарбаев (1924-1988 гг.)    
Евней Букетов (1925-1982 гг.)    
Шамши Калдаяков (1930-1992 гг.)    

 




Предисловие

 

История любого народа неразрывно связана с теми личностями, которые в разное время оставили яркий след в его судьбе. Говорят, что каждый человек является продуктом своей эпохи. Однако значительность любой исторической личности измеряется, прежде всего, ее мудростью, умением смотреть далеко вперед и степенью причастности к судьбе собственного народа и Отечества.

Предлагаемая вашему вниманию книга освещает жизненные пути выдающихся личностей казахского народа. В ней представлена когорта людей, которая формировалась в течение многих веков и являет собой "золотой фонд" нации. Книга охватывает временной период от легендарных имен эпохи саков, стоявших у истоков образования казахского этноса, до личностей, безвременно ушедших из жизни лишь недавно.

Составителям хотелось бы оговориться, что выносимый на суд читателей том не является научным биографическим исследованием жизнедеятельности великих сыновей казахского народа. Он представляет собой одну из попыток своеобразной "систематизации" ярких имен и личностей нашего народа, судьба которых так или иначе связана с важнейшими событиями, происходившими на нашей земле, с нашим народом на основе лишь известных фактов.

Во время работы над изданием возникла проблема определения критерия, которым можно было бы руководствоваться при отборе и включении в том тех или иных исторических личностей, поскольку, как оказалось, таковых имеется бесконечное множество. Принимая это во внимание, составители посчитали вполне обоснованным включить в данную книгу лишь тех, кто оставил неизгладимый отпечаток и яркий след в истории и духовной культуре казахского народа. Хотелось бы также заметить, что за рамками тома остались многие из наших выдающихся современников, которые и по сей день продолжают созидать и творить среди нас.


При составлении тома было использовано большое количество материалов предыдущих научных исследований, монографий, энциклопедической и справочной литературы. Составители выражают благодарность всем ученым, исследования которых оказались очень ценными при подготовке данной книги.

 

 


Анахарсис

(приблизительно 655-620 гг. до н.э.)

 

Анахарсис - один из известных скифских философов VI в. до н.э. Он скиф, сын Гжура и брат Кадуифа, скифского царя, по матери эллин и потому владел двумя языками. В своей "Никомаховой этике" Аристотель, ссылаясь на Анахарсиса, считает верным его взгляд, согласно которому развлечение не может быть целью жизни. По словам Платона, под влиянием Салона свою жизнь Анахарсис посвятил философии. Геродот со Страбоном причисляли его к "семи гениям".

Он интересовался вопросами общественного строя. Философ считал, что для справедливой жизни недостаточны только хорошие законы, а нужны строгие защитники этих законов. Независимо от должности, социального положения все люди должны быть равны перед законом. Однажды Анахарсис, наблюдая за работой Народного собрания, удивленно сказал: "Элладцы очень интересны, речи говорят умные, а дураки решают проблемы". "Человек перед началом важного дела должен поднять себе настроение, чтобы привести в порядок свои нервы. Для проведения сложной и бесперебойной работы нужен отдых".

Задавая вопрос, что в человеке хорошо и дурно одновременно, сам же отвечает: "Язык". Анахарсис утверждал, что лучше иметь одного, но настоящего друга, чем множество ненастоящих друзей. Рынок, по его мнению, предназначен для того, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга. На вопрос, кого больше, живых или мертвых, он отвечает вопросом: "Тех, кто на лодке, за кого считать?" Зависть и страх - самые худшие качества человека: ревность приводит к тому, что человек начинает считать доходы друзей, знакомых, а страх вселяет в человека безнадежность".

Анахарсис любил путешествовать по миру, для того, чтобы знать эпосы, обычаи, традиции, нравы различных народов. Познание менталитета, языка народов было целью жизни ученого. Например, в одном письме последнему царю Лидии он пишет: "Царь лидян! Я приехал в эллинскую землю, чтобы научиться здешним нравам и обычаям; золото мне не нужно, довольно мне возвратиться в Скифию, став лучше, чем я был". Приехав в Элладу, он пришел к дому афинского высшего должностного лица (архон) Салону (реформатор Афинского государственного строя) и просил передать одному из рабов, что к хозяину пришел Анахарсис, чтобы его видеть и стать, если можно, его другом и гостем... Салон велел рабу передать, что друзей обычно заводят у себя на родине. Но Анахарсис не растерялся и сказал, что Салон как раз у себя на родине, так почему бы ему не завести друга? И пораженный его находчивостью Салон впустил его, и они стали лучшими друзьями. Благодаря Салону, Анахарсис научился ораторскому искусству. Он стал выражать свои мысли коротко и ясно. Они могли часами спорить об актуальных проблемах того времени, на что очень часто ссылались ученые. После кончины своего учителя и верного друга Салона в 559 г. Анахарсис возвращается к себе на родину. После возвращения в Скифию он был заподозрен в намерении отступить от отеческих обычаев. Анахарсис стремился научить своих соотечественников всему хорошему, почерпнутому от элладцев. Он часами рассказывал об интересных, вечных проблемах человечества и о взглядах на это просветителей Эллады. Погиб на охоте от стрелы своего брата. Умирая, философ произнес такие слова: «Разум сберег меня в Элладе, зависть погубила меня на Родине».

 








Date: 2015-09-03; view: 485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию