Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая эффективность интерактивного обучения





Как отмечает Е.В.Коротаева, интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1.учебно-познавательную (предельно конкретную);

2.коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально- интеллектуальным фоном процесса познания);

3.социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).

Подробнее рассмотрим результаты и эффекты интерактивного обучения.

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную». Наиболее полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинговых формах проведения занятий.

Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Методом обучения называется способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи

К формам и методам интерактивного обучения могут быт отнесены следующие: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих за дач, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая; работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; педагогическая студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др.

Некоторые исследователи относят многие из выше указанных методов к «активным формам семинара», отмечая, что каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения.

Методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у учащихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

3. Как известно, опыт не передается, но интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей учащихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей (компетентность ~ доказанная готовность к действию) через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

Исследования К. Левина показали влияние групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок и поведения участников.

4. Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность коммуникации с преподавателем и партнерами по учебной деятельности, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой активности, то система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания, умении и навыки (ЗУНы) в различных ситуациях может строиться на основе оперативной обратной связи, что делает контроль ЗУНов более гибким и гуманным.

5. Одно из назначений интерактивного обучения ~ изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как часто интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, применяемых в современном демократическом обществе.

Что же дает внедрение интерактивного режима учащемуся как субъекту образовательного процесса? Конкретному учащемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

- развитие толерантности.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в учебном процессе.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике, как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно - развивающим, а значит более качественным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Существует множество классификаций методов обучения, в том числе, разделение на пассивные, активные и интерактивные. Интерактивный метод работы подразумевает взаимодействие учителя и обучающихся, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны учащихся.

Использование интерактивных приемов обучения - одна из актуальных задач современной учительской практики. Много написано о пользе и значимости использования интерактивных приемов (методов, технологий - единого определения пока нами не обнаружено), существуют и методические комментарии по их использованию на уроке.

Интерактивные методы, завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов. Эти методы имеют исключительную важность при обучении многим дисциплинам. Интерактивное обучение подразумевает погружение в процесс общения, оно основано на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и учителем. К методам интерактивного обучения относятся методы, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний: проблемные, групповые, исследовательские формы урока, ролевые игры. Однако, при использовании интерактивных методов, могут возникнуть различные проблемы.

Интерактивные методы можно и нужно использовать в процессе обучения химии. Они показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между обучающимся в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышение эффективности учебной деятельности в целом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя более интересным.

Однако, все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А.. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. -176с.

2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула, 2002.

С.144

3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1989.-С.348.

4. Беспалько В.П. Программированное обучение. - М., 2002. - 279с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 2001.-564с.

6. Бордовская Н.В. Педагогика. - М., 2000. - 326с.

7. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М, 2003. -419с.

8. Выготский JT.C. Педагогическая психология. - М., 1998. - 415с.\

9. Гузеев В.В. Образовательная технология - М., 2003. - 236с.

10.Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001. - 224с.

11. Гузик Н.П. Учить учиться. -М., 1991. - 198с.

12. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. - М., 1957. - С.208

13. Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.-315с.

14. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 357 с.

15. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004. - 315с.

16. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. - М., 2004 – 499с.

17. Кукушин B.C. Педагогические технологии. - Ростов-на-Дону, 2002. – 209 с.

18. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Мурманск, 1997. - 364с.

19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2004. - 346с.

20. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. -96с.

21. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М., 2004. - 231с.

22. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. - Омск: Изд-во ОГПУ, 2007. - 187с.

23. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей - М., 2004. - 103с.

24. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. -М., 2004. - 405с.

25. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. - М., 2004. - 219с.

26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001, - 224с.

27. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 314с.

28. Сухомлинский В.А.. Избранные произведения в пяти томах. - Киев: Радянска школа, 1980. - 235с.

29. Сухомлинский В.А.. Избранные произведения в пяти томах. - Киев: Радянска школа, 1980. - 235с.

30. Фридман JI.M. Психологическая наука-учитель. - М., 2002. - 122с.

31. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2003. - С. 128.

32. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. - Минск: Изд-во Университетское, 1990. - 248с.

33. Шлаков С.А. Игры учащихся. - М., 2004. - 241 с.

34. Яковлев И.М. Методика и техника урока. - М., 2003. - 265с.

Электронные источники:

35. http://festival. 1 September, m/articles/512797

36. http.y/m.wikipedia.org/wiki/ Методы обучения

37.http://m.wikipedia.org/wiki/Мозговой штурм

 

Date: 2015-09-03; view: 2666; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию