Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерактивные методов обучения





 

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально - деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности авторы выделяются следующие компоненты:

v готовность выполнять учебные задания;

v стремление к самостоятельной деятельности;

v сознательность выполнения заданий;

v систематичность обучения;

v стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Ø отстаивать свое мнение;

Ø принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

Ø рецензировать ответы товарищей;

Ø оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих;

Ø объяснять более слабым учащимся непонятный материал; самостоятельно выбирать посильное задание;

Ø находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

Ø создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

Ø решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

 

ГЛАВА I. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

1.1. Понятие методов обучения и их классификация.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Метод в самом общем значении - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. [41] Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым.

И.Я. Лернер [22] и М.Н. Скаткин [35] разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

· репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

· проблемное изложение изучаемого материала;

· частично-поисковый или эвристический метод;

· исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, но с помощью учителя, подбирая для этого необходимые методы.

Ю.К. Бабанский [3] все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

ü методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

ü методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

ü методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

М.А. Данилов и Б.П. Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

· методы приобретения новых знаний,

· методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. [14]

Кроме того, можно условно разделить все методы (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) на пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся - пассивными слушателями, подчиненными директивам учителя. [47] Учащийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом - источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными). Обычно это происходит при применении таких методов как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам.

         
   
 
 
 
   

 


Рис. 1. Взаимодействие педагога и учеников при использовании пассивных методов обучения.

Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. [47] Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Основные методы: творческие задания (часто - домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.

           
 
 
   
     
 

 


Рис. 2. Взаимодействие педагога и учеников при использовании активных методов обучения.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивные методы (от англ. «Inter» - взаимный, «act» - действовать, что означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем- либо). [47] Таким образом, в дословном переводе интерактивные методы – это методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии и сотрудничестве всех обучающихся и учителя. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Эти методы наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

                 
   
 
 
Педагог
 
   
 
 
   
 
 
   

 

 

 


Рис. 3. Взаимодействие педагога и учеников при использовании интерактивных методов обучения

Таким образом, метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Существует множество классификаций методов обучения, в том числе, разделение на пассивные, активные и интерактивные. Интерактивный метод работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны учащихся.

 

 

1.2. Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако мы сознательно выделили их в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в образовании.

В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень их исследовательской деятельности. Они напрямую связаны между собой и помогают оценить степень активности учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, т.к. большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только «учебному, школьному». Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского [39] (60-е гг.), а также "педагогики - сотрудничества" (70-80-е гг.) - Шаталова [42], Амонашвили [1], Лысенковой [26] и других. Кроме того, интересен для нас и опыт американских педагогов, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США) показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования Центра были выражены в таблице, получившей название «Пирамида обучения». [46]

средний процент

усвоения

Рис. 4. Пирамида обучения.

Из пирамиды видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция - 5%; чтение - 10%), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других или немедленное применение - 90%). Здесь уместно высказывание: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».

Многие педагоги (не только в США, но и в других странах, в частности в России) критически (порой очень негативно) оценивают эту «Пирамиду». Действительно, трудно точно измерить «усвоение материала». К тому же мы знаем прекрасных лекторов, чьи лекции почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную «Пирамидой», могут проследить, наверное, многие люди, основываясь на своем опыте обучения, особенно опыте обучения профессиональным навыкам. Данные, приведенные в «Пирамиде» частично подтверждаются и другими исследованиями.

С другой стороны, несмотря на свою спорность, «Пирамида» дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Думается, что тенденция, отраженная в «Пирамиде» верно подмечает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), т.е. включают в процесс обучения «целостного человека».

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

Ø стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;

Ø повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

Ø развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

Ø саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной

Ø деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Сильные и слабые стороны применения интерактивных методов можно представить в виде таблицы. Таблица 1.

Критерий сравнения Интерактивные методы
1.Объем информации Небольшой объем информации требует значительного времени
2. Глубина изучения Обучающиеся осваивают все уровни познания
3. Процент усвоения (согласно «Пирамиде обучения») Как правило, высокий
4. Контроль над процессом обучения Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения, Результаты работы обучающихся менее предсказуемы
5. Роль личности педагога Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер, организатор обучения
6. Роль обучающихся Активная: обучающиеся принимают важные решения по поводу процесса обучения и в его ходе
7. Источник мотивации обучения Как правило, внутренний (интерес самого обучающегося)

В современном мире объем информации на столько велик, что невозможно одному человеку знать все, даже в какой-нибудь узкой области знания. К тому же, как известно, многочисленные факты хорошо запоминают компьютеры. Учащиеся же должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы.

Однако, как это даже видно из таблицы, при их применении педагог сталкивается с определенными сложностями.

Интерактивные методы требуют определенного изменения жизни класса, а также большого времени для подготовки, как учащемуся, так и педагогу. Начинать их использовать нужно постепенно, если учитель или учащиеся с ними не знакомы. Как педагогу, так и учащимся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования. Иногда даже создают целый план постепенного внедрения интерактивных методов.

Использование интерактивных методов - не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа сотрудничества,- взаимопонимания, доброжелательности; это также средство для освоения содержания образования.

Некоторым преподавателям бывает сложно раскрывать себя перед обучающимися, высказывать свое личное отношение к материалу, показывать некомпетентность в некоторых вопросах. Однако их использование дает возможность для профессионального роста, для изменения себя, для обучения вместе с обучающимися.

Также можно отметить, что во всех интерактивных занятиях присутствует, как правило, три компонента:

· творческое задание на основе учебной информации (как основа содержания);

· работа в малых группах и/или обучающая игра-имитация (как основа методики);

· дискуссия, обсуждение и обязательно общая дискуссия - подведение итогов (как метод, но также и как синтез, итог обучения и воспитания).

Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивные методы, завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов. Эти методы имеют исключительную важность при обучении многим дисциплинам. Интерактивное обучение подразумевает погружение в процесс общения, оно основано на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и учителем. К методам интерактивного обучения относятся методы, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний: проблемные, групповые, исследовательские формы урока, ролевые игры. Однако, при использовании интерактивных методов, могут возникнуть различные проблемы

Date: 2015-09-03; view: 1230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию