Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-гносеологическая обусловленность авангардного в 20 веке
Сложные общественные процессы конца 19-го начала 20 века обусловили появление новых форм и способов отражения реальности в художественной культуре. Особое место в ней занимает авангард, который стал ярким и своеобразным явлением в истории искусства. Авангард, авангардизм (от франц. avant- garde - передовой отряд) - условное название всех новейших концепций, течений, школ, творчества отдельных художников 20 века [1]. Авангард возникает на почве модернизма. Если модернизм - это факт обще культурно го масштаба, это, по сути, тип культуры первой половины 20 столетия, то авангард- это радикальное, обособленное, крайнее его выражение. Появление авангардизма в художественной культуре было обусловлено определенными социокультурными предпосылками. Научно технический прогресс дал толчок развитию машинизированной эпохи. В начале 20 века создавалась так называемая «машинная» эстетика, отражающая мир технократической цивилизации. Эта направленность наиболее полно представлена в кубизме, футуризме, конструктивизме и др., где доминирует стремление к безличному характеру передачи впечатлений, изображению предметов, существующих вне оценки, что приводило к построению художественной реальности, которая становилась рассудочно - холодной, угловатой, изломанной, отчуждающей душевное тепло. Устремленность к абстрактному отражению мира является общей направленностью всей мировой культуры. Но наиболее зримо абстрагирующее начало воплотилось в культуре 20 века. Процесс раскрепощения собственно художественного мышления начался с появления импрессионизма. Художники этого направления стремились к передаче первого непосредственного художественного впечатления от визуально воспринимаемой действительности. Они освободили красоту чистого природного цвета от коричневатого затемненною колорита академической живописи. И процесс интереса к собственно художественным средствам выражения начал нарастать. Особую роль на введение абстракции в искусство сыграли открытия в области естествознания В науке заговорили о многомерности пространства, появилось понятие «пятое измерение». Искусство начинало дублировать науку, заниматься анализом образа, экспериментировать с реальностью, механически переносить принципы одной области человеческой деятельности на другую. Вначале анализу подвергся сам образ реального мира (кубизм, футуризм), затем пластика чистой формы (абстракционизм), а затем и сама психика (сюрреализм).На формирование эстетики авангарда повлияло рождение таких видов искусств, как художественная фотография и кино, которые преобладали явными преимуществами в реалистическом отражении бытия, они побуждали представителей традиционных видов искусства к напряженным творческим поискам, новым экспериментам, расширяющих художественное пространство.Большое влияние на развитие авангардного искусства оказала революционная ситуация. В силу своей бунтарской природы авангардизм оказался созвучен социальному взрыву. Художники - авангардисты предложили новой власти свое искусство. Это время характеризуется поиском художественного стиля эпохи, нового языка и новых форм. С другой стороны, в результате кровопролитных войн и революций, общая духовная атмосфера первой половины 20 века носила апокалипсический характер. Отсюда использование приемов алогизма, иронии, карнавальности, абсурда в творчестве. Эта тенденция нашла свое проявление в сюрреализме, дадаизме, экспрессионизме.Таким образом, начало 20 века довольно сложный, противоречивый и в то же время уникальный период в художественной культуре. Его специфика состояла, прежде всего, в возможности творческой свободы, в динамичности v. открытости политической жизни. Поэтому не случайно эти годы характеризуются многообразием стилевых и жанровых поисков в искусстве.
20. Феномен и парадокс «массовой культуры»20 века. Массовая Культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей. Из определения словосочетания «массовая культура*» следует, что: 1. этот термин появился в 20 веке. 2. развитая инфраструктура и доступность средств массовой информации - предпосылки возникновения м.к. как явления. 3. смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще (подробнее рассмотрим этот пункт ниже). 4. ориентир на массы, а значит и общедоступность м.к. ведет к достаточно низкому уровню м.к. как культуры. Итак, основные отличия «массовой культуры» от «основной культуры» состоят в разнице типов деятельности, а так же в широте заинтересованной аудитории. Таким образом, представители массовой культуры – это люди, показатели уровней которых разных сферах попадают под диапазон средних. Только в этом случае мы получим наибольшее количество носителей культуры, людей которым она будет интересна.
21. Медиакультура: сущность и характеристика. + 22. Социальные функции. Масс-медиа культура: сущность, основные понятия Очевидно, что понятие «медиакультура» имеет прямую связь с понятием «культура», которое в переводе с латинского означает «возделывание». Если обратиться к трактовкам термина «культура» различными исследователями, то можно говорить, что это понятие является многоаспектным и многоплановым. Лотман Ю.М. пишет, что культура является понятием коллективным. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - «явление общественное, то есть социальное» [16]. По сути, можно говорить, что культура является «второй природой». Категория культуры обозначает созданную людьми сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.? По мнению Шарикова А.В., медиакультура - это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации (СМК). Следует отметить, что эта связь имеет несколько аспектов. Первый аспект - социальный - предполагает связь «культура общества - медиакультура общества». Второй аспект (личностный) предполагает, что культура человека есть медиакультура человека), при этом акцентируется взаимодействие человека с миром медиа, его восприятие и творческое самовыражение через СМК, которые в конечном итоге обеспечивают полноценное включение человека в жизнь информационного общества [28]. Становление информационного общества есть процесс становления человека эпохи знаний, информации и высоких технологий - личности диалогической, человека культуры, многогранный внутренний мир которого, базирующийся на высокой духовности и нравственности, интеллекте и творчестве, открыт красоте и созиданию. Информационное общество имеет весомые основания называться «обществом знаний» или, как предлагалось на Втором международном конгрессе ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования (Сеул, 1999), - «эрой знаний, информации и коммуникации» [8]. В условиях формирующейся информационной реальности и усиления экспансии медиакультуры расширяет сферу своей рефлексии философия образования, обосновывая перспективы интеграции образования и медиакультуры, разрабатывая медиаобразовательные маршруты осмысления медиареальности и соответственно самостроительства личности. Интеграция образования и медиакультуры предполагает наличие ряда факторов, обеспечивающих систематизацию и эффективное усвоение знаний, распределяющих потоки информации в конкретные тематические русла, высвечивающих для развивающейся личности реальные жизненные ориентиры. В условиях формирования информационного общества таким системным началом становится медиакультурно-образовательная среда учебного заведения, в контексте котoрой реализуется переход от предметно-дифференцирующего к интеграционным принципам образования. Вместе с тем информатизация общественной жизни нарастает, оказывая все большее влияние на жизнь человека, вовлекая его в разнообразные информационные потоки. Информатизация определяет и профессиональную жизнь человека, а также его образование на протяжении всей жизни. Следовательно, чрезвычайно важным становится умение человека ориентироваться в информационных потоках, предоставляемых различными источниками, использовать информацию с пользой для себя, а если иметь в виду профессиональную деятельность - для профессионального развития и роста. Особая важность данного умения проявляется в сфере образования, поскольку именно в образовании сегодня наблюдаются нарастающие процессы, когда, с одной стороны, образование становится все более открытым обществу, показательными в этом плане становятся процессы публичной отчетности образовательных учреждений; реализация приоритетного национального проекта «Образование» показала, насколько важны в современных условиях умения учреждений и педагогов презентовать на понятном представителям общественности языке свои достижения. С другой стороны, массмедиа представляют собой средства проявления общественного мнения, следовательно, педагогическому сообществу важно получать адекватное представление о социальном заказе к образованию, выраженном в средствах массовой информации. Медиа (от лат. «media», «medium» - средство, посредник) - это термин XX в., первоначально введенный для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»). Кириллова Н.Б. говорит о том, что понятие «медиакультура» является детищем современной культурологической теории, введенное для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью. Ряд исследователей считают, что медиакультура - это знаковая система, со своим «языком», «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая полифункциональную роль в процессе репрезентации. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она является одновременно и показателем уровня развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством и т.д Рис. 1.1.Функции медиакультуры
Характеристика функций медиакультуры
22. Date: 2015-09-03; view: 656; Нарушение авторских прав |