Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф•×× і





— музіякальное искусство;

— различные формы общественного сознания (идеологиче- ские теории, философские, эстетические, нравственны е и другие знания, научные теории и гипотезія и т. д.);

— общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обмчаи

 

Основные функции культуры:

гуманис пtическоя фрнкqия. Главная функции ‹}іеномена культуры; все остальнь:е функции в той или иной степени свя- заны с ней;

погновотельная функции. Формирует целостное представ-

ление о народе, стране, обществе;

оценочная функции. Осуществляет дифференциацию жиз-

неннмх ценностей, обогащает традиции;

рег улятивная функция. Формирует системы норм и тре- бований общества ко всем индивидам во всех сферах жиани и деятельности;

информативная функции. Осуществляет передачу достиже-

нийиопыта предшеству ющих похолен ий;

кожжуникsтиа нал фупкqвл. Осуществляет сохранен ие, передачу и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение;

 


 

 

фрчкция социализации. Усвоение человеком системы зна- ний, норм, ценностей, социальных ролей, нормати вного пове- дения; самосовершенствование человека.

Д цховное производство — это специфически организованная

сфера человеческой деятельности, которая выделилась на оп-

ределённом историческом этапе из единой человеческой прак-

 

Продук т духовного производства — общественное сознание

в различных формах.

Субъек тьt духовного производства — идеологи, люди твор- ческих профессий, рели гиозные деятели и т. п. В процессе ду- ховного производства человек вырабатывает представления, идеи, теории.

Общественное сознание представляет собой как отражение предметов и явлений материального мира, так и создание цен- ностей, идей и норм, через которые определяются потребности, цели, мотивы поведения индивидов.

Odщecmaeuнoe Оы тие является продуктом общественного

сознания.

В сфере духовного производства формируется мировоззрение, духовный мир общества и человека, осуществляется ценност- ная ориентация, а также объединение индивидов и социальных rpyпп в единое целое, в историческую общность: rpyппy, класс, нацию, народ, человечество. Важнейшей целью духовного npo- пзвodcmao является формирование духовных потребностей че- ловека.

Мировоззрение — это система взглядов человека как на мир в целом, так и на взаимосвязь его отдельных компонентов; про- цесс сознания человеком своего места в мире; поиск смысла сво- ей жизни и деятельности.

В мировоззрении выделяют два уровня: теоре іпический и

оdьtденньt й.

Дрхоа вол жизнь общества — эхо область бытия, в которой

. объективная реальность даётся людям как реальность, присут -

23B


 

ствующая в самом человеке и являющаяся неотъемлемой час-

тью его личности.

,f(рхоаноя жизнь человека возникает на основе его практиче- ской деятельности и является особой формой отражение окру- жающего мира и средством взаимодействия с ним.

Дрzовн ы й мир личности составляют: знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремление.

Элементы духовной сферы жизни общества — мораль, наука,

искусство, религия, право.

Структуру духовной жизни общества составляют: духовньtе потребности, духовная деятельность н духовньtе ценности.

Д ухов ньtе поіиребнос ти — жо объективные потребности че- ловека и общества в создания и освоении духовны х ценностей. Д уховная деятеяьносtнь — no производство сознания в осо- бой форме, которое осуществляется специализированнмми груп- пами людей, занимающимися квалифицированным умственнмм

 

Д уховньtе ценности — это идеи, теории, образм, а также об-

щественные связи людей.

 

Елассифихацил типов культуры

 

Основахлассифихвции Типъі культуры
Свяsь срелилией Религиозные. Светские.
Региональная принадлежность Восточная, западная, средиземно- морская, латиноамериканская и т. д.
Регионально- sтническая особенность Русская, английская, французская, итальянская, немецкая и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индус- триального и постиндустриальао го общества.

 

 

Основа классификации  
  Хозяйственный уклад Индустриальная культура. Культура охотников, земледельцев,  
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономиче- ская, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и др.
Свяsь с территорией Рородская. Сельская.
Специализация Обыденная. Специализированная.
У овень масте ства и катего ия а дито ии Народная. Массовая. Ѕлитарная.

 


**ºRОдИан кv•• l1R• Создаётся анонимными творцами, не

имеющими профессиональной подготовки. В её создании учас-

твуют все желающие, и она связана с традициями народа, жи-

вущего на определённой территории.

Народную культуру подразделяют на люби тельскую н кол-

леквіиаврю.

Народная культура включает в себя: изделия народных пpo-

мыслов, мифм, легенды, сказания, сказки, песни, танцы.

ІЭлементы народной культуры могут быть пнdпаиd¿/олькыэш, zррппоаьtэш и эіоссовыжп (народные гулянья, маскарады).

Зfоссоаоя нуньтура создаётся профессиональными автора- ми. Она имеет широкий круг почитателей, понятна и доступна всем людям независимо от их возраста и уровня образования, характеризуется стандартизацией, распространяется с помощью электронных носителей.

Массовую культуру подразделяют на интернациональну ю и

 


 

 

К массовой культуре относятся: средства массовой информа- ции (СМИ), популярная и эстрадная музыка, цирк.

Появление массовой культуры относится к середине XX века, когда СМИ (радио, печать, телевидение) стали доступны пред- ставителям всех социальных слоёв в большинстве стран мира.

Осоdенности массовой культуры:

— имеет самую широкую аудиторию и является авторской;

— как правило, обладает меньшей художественной ценно- стью, чем элитарная культура;

— носит коммерческий характер;

— в отличие от элитарной и народной культуры, удовлет- воряет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие; поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актувльность, устаревают, выходят из моды.

Сленговое название массовой культуры — пол-культура, в

кпвtч является её разновидностью.

Доминиру ющая культура — эхо совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которые характерны для боль- шинства членов общества.

В зависимости от уровня культуры различают субкульtпуру

И YOU R i1ЛblИIlRIl•

Субкультура (от лат. sn6 — ‹поди›) — ото часть общей куль-

туры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих боль- шой социальной rpyппe.

Разновидности субкульт ур ы:

— половозрастная (нвлример, женская, детская, молодёжная);

— профессиооальная (например, научное сообщество, совре-

менный бизнес);

— досуговая: по предпочитаемым занятиям в свободное время;

— религиозная: связана с религиозны ми культами и обря-

 

—GТНИЧ СЕ8Я:СВЯЗ8Н8СН8ЦИОНбЛЬНІЈМИ М НБ£UИНСТВ8М Иі

—хришинальная: связанас творчествошхриминвлъной час-

тиобіцества, сосленгом.


 

Субкультуру от доминирующей культуры отличают:

 

— взгляды на жизнь;

— манера поведения;

— причёска;

— одежда;

— обычаи.

Несмотря на весьма серьёзные различия, субкультура не npo- тивостоит дом инирр ющей культуре.

F онтркульт ура (от лат. contra — ‹• против •›) — это разновид- ность субкультуры, которая не только отличается от домини - рующей культуры, но и противостоит ей. Потребители контр- культуры (битники, хиппи, панки; андеграунд и др.) находятся в постоянном конфликте с господствующими духовными цен-


 

Пог итивное влияние лоссоаой культуры но брzоаную жизнь общества:

— утверждает представления о мире людей, о взаимоотно- шениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняю- щемся мире;

— произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к чи- тателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

— отличается демократичностью, т. к. её потребителями яв- ляются представители самых разных социальных rpyпп;

— отвечает потребностям многих людей, в том числе и по-

требностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на дцхов ную жизнь

общество:

— снимает общий уровень духовной культуры общества, т. к.

удовлетворяет невзыскательные вкусы массового потребителя;

— ведёт к стандартизации и унификации не только образа

жизни, но и образа мышления миллионов людей;


 

— рассчитана на пассивное потребление;

— насаждает мифм в сознании людей;

— формирует искусственные потребности, используя рекла- му и СМИ;

— навязывая определённые представления, СМИ уводят мно- гих людей от реальной жизни.

R *i1 * ilR СОПДаёТСЯ ПрИвилегированной частью

общества либо по её заказу профессиональными творцами.

Элитарная культура:

— включает в себя классическую мупыкy и высокоинтеллек-

туальную литературу;

— представляет определённые трудности для понимания не-

подготовленным человеком.

Потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралм, художни- ки, писатели, музыканты.

С ростом уровня образования населения круг потребителей

элитарной культуры расширяется.

 

Мораль как форма духовной жиПІ£И Общества

fорпль (от лат. moralis — ‹• нравственны й•›) — это особая куль- турно-нормативная форма регулирования человеческих отно- шений. В сфере морали различают следующие элементы: мораль- ное сознание, моральные отношения, моральные поступки.

Особенности морали как формы культуры проявляются в со-

поставлении нравственности с оdы чаями п правом.

Субъект нравственности — личность, вьtсш‹ъе инсвіонqия — совесть.

О#ычои — это устойчивые, исторически сложившиеся сте—

реотипы массового поведения.

Субъек т обычаев — человеческое сообщество, высшоя uвc-

піoні;uл — общественное мнение.

Субъек т права — государство, высшол инсвіокі;ил — суд.


 

Сходство морали и обычаев:

— регулируют человеческие отношения;

— не институаливированм, т. е. не исходит от какого-либо особого учреждение, которое добивалось бы их принудитель- ного исполнеиия;

— определяют нравы, т. е. привы чные, широко pacпpo- странённые в определённом обществе нормы поведения;


— часто расходятся с повседневной человеческой жизнью.

Различия морали и обьtчаев:

— в отличие от морали, обычаи, как правило, требуют бук- вального исполнение и не нуждаются в индивидуальной трак- товке;

— нормы морали одинаковы для всех, в то время как обычаи могут требовать от представителей различных социальных rpyпп совершение тех или иных действий;

— обычаи находятся в большей зависимости от обществен- ного мнения, чем мораль.

Функции морали подразделяют на оценивающу ю, рег улиру ю-

ственная жизнь — экономика, политика, культура — оценива- ются с точки зрепия гуманизма.

Pë8 y Ril ч•• 8vнкцип. МОраль регулИрует ПOB£lДeHи£l И СО- знание человека во всех сферах общественной жизни — в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, меж-

классовых и международных отношениях. Принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, они поддерживают общественные устои, строй жизни и формы общения. МОЈІ8ль £lP ЈІИ £1’1' ПОВ£ІД£ІНИ£І ИНДИ- вида через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутренние убеждения, через совесть.

Восвияtоіпеяьноя функцвя. Морвль занимает особое положе-

ние в умственном, физическом и эстетическом воспитательном процессе — как в воспитании со стороны других людей (роди-


 

тели, учителя, общественное мнение), так и в самовоспитании. Она является для воспитание саммм важным критерием, требуя от человека соблюдения моральных норм.

 

Средства массовой информации

Средства массовой информации (СМИ) — no социальный институт, который является необходимым элементом открытого гражданского общества.

С помощью СМИ общество контролирует и регулирует де- ятельность людей в наиболее важных сферах общественной

 

Видьt СМИ — печать, радио, телевидение, кинематограф,

видео, Интернет.

ЦfI КЦ ttЯЖ ЙОУ ОТІІОСЯТСЯ l

• коэіэірникот иввоя функqия. Обеспечение контакта инди- вида с массовой аудиторией, необходимого для получения ин- формации;

информационная функции.

— информирование о событиях и условиях жизни в обществе

и мире;

— информационное обеспечение инновационных процес-

 

• ЦfIKt(IIЯ COt(tIOЛbfIOЙ ‹ £ІЯЗІІ?

— комментирование и объяснение происходящих в мире со- бытий и явлений;

— поддержка существующих норм и властных отношений;

 

— координация разнонаправленной социальной активности,

формирование общественного согласия;

идеологическая (социально-ориентиру ющая) функции. Обес- печение сильного воздействия аа мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремление, включая мотивацию поведения;


 

фцнкция обеспечения преемс твенносіи и:

— демонстрация образцов доминирующей культуры, новых

культурных направлений;

— поддержание общности социальных ценностей;

рекреа тивная функции:

— создание возможностей для отдыха и развлечения;

— эмоциональная разрядка;

— снижение социальной напряжённости;

фg нкция лo6uлuзo guu:

— организация кампаний, направленных на достижение оп-

ределённых целей в политике, экономике, социальной сфере;

рек лам но-справочная функции. Х довлетворение запросов, связанных с увлечениями самых разных людей (садоводство и огородничество, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д.).

 

 







Date: 2015-09-03; view: 270; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.068 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию