Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какие доводы приводит Л.Уайт в пользу использования естественнонаучных подходов для рассмотрения внеприродной реальности как объекта научного анализа?
6. До сих пор мы говорили о неорганической, органической и супраорганической сферах или уровнях реальности (если, конечно, различия между ними можно считать установленными). И все-таки ради полноты и ясности было бы желательно сказать об этом несколько слов. Различия между этими уровнями или пластами реальности являются для науки и действительными, и основополагающими. Явления этих трех уровней не отличаются друг от друга тем, что одни из них состоят из одной разновидности основополагающей субстанции, а другие — из другой. Они отличаются по тому, каким именно образом составляющие их части организованы в модели или формы соответственно. Можно предположить, что в основе своей все реальное создано из общего вещества; различия в разных проявлениях реальности объясняются различиями в тех формах, в которых нам являет себя реальность. Существуют классы или разновидности форм среди бесконечного спектра специфических вариаций. «Психическое», «биологическое» и «культурное» суть ярлыки для обозначения трех качественно различных и научно значимых классов форм реальности. Категорию «физического» составляют неживые феномены или системы, а категорию «биологического» — живые организмы. Категория (или порядок) явлений «культурного» составляется из тех событий, которые зависят от присущего человеческому виду свойства использовать символы. Этими событиями являются идеи, верования, языки, инструменты, приспособления, обычаи, чувства и институты, которые составляют цивилизацию (или культуру, если использовать антропологический термин) всякого народа, невзирая на время, место и степень развития. Культура передается от одного поколения к другому или может свободно заимствоваться одним племенем у другого. Ее элементы взаимодействуют между собой в соответствии с их собственными принципами. Даже поверхностный обзор трех наших категорий обнаруживает тот факт, что биологические и культурные явления — это не более чем отдельные разновидности организации событий в неодушевленной, в биологической и физической категориях соответственно. Так, растение или животное — это не более чем особая форма организации угля, кислорода, кальция и т.д. Подобно явлению культуры, это не более чем проявление биологических (человеческие существа) и неодушевленных явлений, по-особому организованных. А если так, то события на биологическом уровне (ибо уровни или страты — это то, чем эти категории являются в реальности) можно рассматривать в терминах неодушевленных явлений: растение или животное — это в той же степени уголь, азот, водород; оно имеет вес, оно падает, как камень, оно может быть заморожено, преобразовано с помощью огня и так далее. Подобным образом и культурное событие — человек, приносящий христианскую присягу, — может рассматриваться в терминах его жестикуляции и модуляции, которые, в свою очередь, вместе с той книгой, на которой произносится присяга, могут рассматриваться в терминах акустики, механики, физических и химических свойств Библии и так далее. Однако тот факт, что явления одной категории (за исключением, конечно, первой, т.е. неодушевленной) могут быть «сведены» к явлениям другой (или других), более низкой категории, не разрушает самих по себе категорий и даже не сводит их отличий к минимуму. Метеоры, пули, птеродактили, птицы, белки, рыбы, летучие мыши, пчелы и аэропланы «летают» по воздуху. Физик может рассматривать каждое из них в качестве материального тела — в терминах массы, инерции, ускорения, атмосферного сопротивления и т.д. Если рассматривать их как чисто материальные тела, то сам факт того, что одни из них являются одушевленными, а другие - неодушевленными, конечно, несуществен. Но только потому, что данное различие для физика несущественно, это еще не означает того, что в других сферах науки оно не имеет смысла. Наоборот: организации событий не могут быть поняты в полной мере, если только они не будут интерпретироваться на уровне их организации. Это, конечно, факт, что пчелы, пули и летучие мыши состоят из атомов и молекул, и этот факт нельзя считать не имеющим значения. Но мы не можем оценить различие между пчелами и пулями, с одной стороны, и между пчелами и летучими мышами — с другой, на основе одной только физической организации. Живые организмы составляют отличный от других порядок материальных систем, и они должны интерпретироваться как таковые. Культурные системы состоят из психофизических событий, однако мы не можем понять такую вещь, как принесение присяги, и отличить ее от использования формулы приготовления пива, исходя лишь из знания о том, что и то и другое состоит из нейро-сенсорно-мышечных реакций и что они, в свою очередь, состоят из молекулярных и атомных частиц и процессов. Сколь бы многое ни проясняло для нас сведение систем одного уровня к событиям более низкого уровня (а это, несомненно, весьма ценно), однако каждый порядок событий, каждая разновидность системы должны изучаться также и на их собственном уровне.
Какие сложности, по мнению Л.Уайта возникают у исследователей при разработке предметной области науки о культуре (как и у смежных с ней дисциплин)? Как автор связывает в рамках одной дисциплины понятия и категории, относящиеся как к наукам о природе, так и к наукам о культуре?
7. Таким образом, мы видим, что мы имеем дело с тремя качественно различными уровнями или стратами явлений: культурным, который характеризуется символом; биологическим, характеризуемым клеткой; и физическим, характеризуемым атомом, протоном, электроном, волной или какой-либо другой единицей или единицами (физики сами решают, какими именно). И все-таки имеются такие случаи, когда нам не удается достигать наших целей поддержанием различий между этими двумя уровнями. Мы должны стремиться к исследованию отношений между одним уровнем и другим. Нет нужды говорить, что такого рода исследования столь же законны и потенциально полезны, как и всякие другие. Именно поэтому биохимия занимается исследованием отношений между неодушевленным и живым. Подобные исследования направлены на изучение отношений между биологическим и культурным уровнями. Возьмем, к примеру, эдипов комплекс психоанализа. Любовь мальчика к матери, ненависть или вражда по отношению к отцу являются, конечно, реакцией его организма. Однако эти отношения являются также и функциями той культуры, в которой он рожден. Его культура не только направляет в определенное русло выражение этих эмоций, но еще и играет роль в их возникновении. Отношение мальчика к родителям в патриархальном обществе будет не таким же, как в матрилинейно организованном обществе или в таком обществе, где родство признается в равной мере как по той, так и по другой линии. Таким образом, комплекс Эдипа или Электры, равно как и все другие примеры человеческого поведения (т.е. человеческого поведения в его отличии от нечеловеческого или субчеловеческого поведения: ведь нет ничего собственно человеческого, например, в чихании), состоят из элементов двух различных категорий — биологической и культурной. Формула человеческого поведения такова: «Человеческий организм • культурные стимулы = человеческое поведение». Изучение эрозии почвы может иметь своей целью исследование отношений между такими вещами, как методы земледелия или пастбищного скотоводства, лесная промышленность, цены на строительные материалы и восстановление лесов; количество и частота дождей, естественные или искусственные дренажные структуры; ветры и законодательство. Поиск вещества, уничтожающего вредителей растений или животных, должен включать отношения между всеми тремя уровнями — между ценой товаров, биологическими организмами и способными убивать их химикатами. Опять же и в этом случае от наших намерений и целей зависит то, как именно мы исследуем реальность - в терминах различных категорий (или уровней) явлений либо в терминах отношений между ними. Оба подхода в равной мере законны и потенциально полезны. Суммируя, можно сказать, что у нас имеются две классификации реальности, которые пересекаются друг с другом под прямыми углами: одна имеет дело со структурой (атом, клетка, символ), а другая — с процессом (временным, формальным и временно-формальным). В результате это дает нам девять категорий, в которых все проявления реальности и все способы научного действия должны быть логически и последовательно разделены так, как это указано на приведенной ниже схеме. На неодушевленном уровне мы имеем дело с космической и галактической историями (такими, какими они являются или могут быть), с историей нашей Солнечной системы, с историей земли или континента, горной цепи, реки или даже снежинки — в чисто временном контексте. В формально-временном контексте мы имеем дело с вневременными и повторяющимися, структуральными и функциональными аспектами астрономии, геологии, химии и физики. А в первичной категории, временно-формальной, по отношению к которой две другие являются всего лишь аспектами, мы имеем космическую, галактическую, звездную и солнечную эволюции и распад радиоактивных веществ. На биологическом уровне, в чисто временном контексте, мы имеем истории растений и животных, родов, видов
и индивидов — как человеческих, так и нечеловеческих. В этой категории, пожалуй, нас больше всего заботят человеческие существа: нас остро интересуют проблемы возникновения, распространения, исчезновения и смешения разных видов и рас человечества. Однако подобный интерес к растениям и нижечеловеческим животным тоже нельзя считать незначительным. В формально-функциональной категории мы имеем исследования морфологии и функции, а во вневременной к ней принадлежат повторяющиеся аспекты анатомии, физиологии и психологии. А во временно-формальной категории мы имеем эволюцию биологических форм вообще и родов, видов и разновидностей в частности. Рост индивида также входит в эту категорию.
Date: 2015-09-03; view: 454; Нарушение авторских прав |