Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие доводы приводит Л.Уайт в пользу использования естественнонаучных подходов для рассмотрения внеприродной реальности как объекта научного анализа?





 

6. До сих пор мы говорили о неорганической, органической и супраорганической сферах или уровнях реальности (если, конечно, различия между ними можно считать установленными). И все-таки ради полноты и ясности было бы желательно сказать об этом несколько слов. Различия между этими уровнями или пластами реальности являются для науки и действительными, и основополагающими. Явления этих трех уровней не отличаются друг от друга тем, что одни из них состоят из одной разновидности основополагающей субстанции, а другие — из другой. Они отличаются по тому, каким именно образом составляющие их части организованы в модели или формы соответственно. Можно предположить, что в основе своей все реальное создано из общего вещества; различия в разных проявлениях реальности объясняются различиями в тех формах, в которых нам являет себя реальность. Существуют классы или разновидности форм среди бесконечного спектра специфических вариаций. «Психическое», «биологическое» и «культурное» суть ярлыки для обозначения трех качественно различных и научно значимых классов форм реальности.

Категорию «физического» составляют неживые феномены или системы, а категорию «биологического» — живые организмы. Категория (или порядок) явлений «культурного» составляется из тех событий, которые зависят от присущего человеческому виду свойства использовать символы. Этими событиями являются идеи, верования, языки, инструменты, приспособления, обычаи, чувства и институты, которые составляют цивилизацию (или культуру, если использовать антропологический термин) всякого народа, невзирая на время, место и степень развития. Культура передается от одного поколения к другому или может свободно заимствоваться одним племенем у другого. Ее элементы взаимодействуют между собой в соответствии с их собственными принципами.

Даже поверхностный обзор трех наших категорий обнаруживает тот факт, что биологические и культурные явления — это не более чем отдельные разновидности организации событий в неодушевленной, в биологической и физической категориях соответственно. Так, растение или животное — это не более чем особая форма организации угля, кислорода, кальция и т.д. Подобно явлению культуры, это не более чем проявление биологических (человеческие существа) и неодушевленных явлений, по-особому организованных. А если так, то события на биологическом уровне (ибо уровни или страты — это то, чем эти категории являются в реальности) можно рассматривать в терминах неодушевленных явлений: растение или животное — это в той же степени уголь, азот, водород; оно имеет вес, оно падает, как камень, оно может быть заморожено, преобразовано с помощью огня и так далее. Подобным образом и культурное событие — человек, приносящий христианскую присягу, — может рассматриваться в терминах его жестикуляции и модуляции, которые, в свою очередь, вместе с той книгой, на которой произносится присяга, могут рассматриваться в терминах акустики, механики, физических и химических свойств Библии и так далее.

Однако тот факт, что явления одной категории (за исключением, конечно, первой, т.е. неодушевленной) могут быть «сведены» к явлениям другой (или других), более низкой категории, не разрушает самих по себе категорий и даже не сводит их отличий к минимуму. Метеоры, пули, птеродактили, птицы, белки, рыбы, летучие мыши, пчелы и аэропланы «летают» по воздуху. Физик может рассматривать каждое из них в качестве материального тела — в терминах массы, инерции, ускорения, атмосферного сопротивления и т.д. Если рассматривать их как чисто материальные тела, то сам факт того, что одни из них являются одушевленными, а другие - неодушевленными, конечно, несуществен. Но только потому, что данное различие для физика несущественно, это еще не означает того, что в других сферах науки оно не имеет смысла. Наоборот: организации событий не могут быть поняты в полной мере, если только они не будут интерпретироваться на уровне их организации. Это, конечно, факт, что пчелы, пули и летучие мыши состоят из атомов и молекул, и этот факт нельзя считать не имеющим значения. Но мы не можем оценить различие между пчелами и пулями, с одной стороны, и между пчелами и летучими мышами — с другой, на основе одной только физической организации. Живые организмы составляют отличный от других порядок материальных систем, и они должны интерпретироваться как таковые. Культурные системы состоят из психофизических событий, однако мы не можем понять такую вещь, как принесение присяги, и отличить ее от использования формулы приготовления пива, исходя лишь из знания о том, что и то и другое состоит из нейро-сенсорно-мышечных реакций и что они, в свою очередь, состоят из молекулярных и атомных частиц и процессов. Сколь бы многое ни проясняло для нас сведение систем одного уровня к событиям более низкого уровня (а это, несомненно, весьма ценно), однако каждый порядок событий, каждая разновидность системы должны изучаться также и на их собственном уровне.


 

Какие сложности, по мнению Л.Уайта возникают у исследователей при разработке предметной области науки о культуре (как и у смежных с ней дисциплин)? Как автор связывает в рамках одной дисциплины понятия и категории, относящиеся как к наукам о природе, так и к наукам о культуре?

 

7. Таким образом, мы видим, что мы имеем дело с тремя качественно различными уровнями или стратами явлений: культурным, который характеризуется символом; биологическим, характеризуемым клеткой; и физическим, характеризуемым атомом, протоном, электроном, волной или какой-либо другой единицей или единицами (физики сами решают, какими именно). И все-таки имеются такие случаи, когда нам не удается достигать наших целей поддержанием различий между этими двумя уровнями. Мы должны стремиться к исследованию отношений между одним уровнем и другим. Нет нужды говорить, что такого рода исследования столь же законны и потенциально полезны, как и всякие другие. Именно поэтому биохимия занимается исследованием отношений между неодушевленным и живым. Подобные исследования направлены на изучение отношений между биологическим и культурным уровнями.

Возьмем, к примеру, эдипов комплекс психоанализа. Любовь мальчика к матери, ненависть или вражда по отношению к отцу являются, конечно, реакцией его организма. Однако эти отношения являются также и функциями той культуры, в которой он рожден. Его культура не только направляет в определенное русло выражение этих эмоций, но еще и играет роль в их возникновении. Отношение мальчика к родителям в патриархальном обществе будет не таким же, как в матрилинейно организованном обществе или в таком обществе, где родство признается в равной мере как по той, так и по другой линии. Таким образом, комплекс Эдипа или Электры, равно как и все другие примеры человеческого поведения (т.е. человеческого поведения в его отличии от нечеловеческого или субчеловеческого поведения: ведь нет ничего собственно человеческого, например, в чихании), состоят из элементов двух различных категорий — биологической и культурной. Формула человеческого поведения такова: «Человеческий организм • культурные стимулы = человеческое поведение».

Изучение эрозии почвы может иметь своей целью исследование отношений между такими вещами, как методы земледелия или пастбищного скотоводства, лесная промышленность, цены на строительные материалы и восстановление лесов; количество и частота дождей, естественные или искусственные дренажные структуры; ветры и законодательство. Поиск вещества, уничтожающего вредителей растений или животных, должен включать отношения между всеми тремя уровнями — между ценой товаров, биологическими организмами и способными убивать их химикатами.

Опять же и в этом случае от наших намерений и целей зависит то, как именно мы исследуем реальность - в терминах различных категорий (или уровней) явлений либо в терминах отношений между ними. Оба подхода в равной мере законны и потенциально полезны. Суммируя, можно сказать, что у нас имеются две классификации реальности, которые пересекаются друг с другом под прямыми углами: одна имеет дело со структурой (атом, клетка, символ), а другая — с процессом (временным, формальным и временно-формальным). В результате это дает нам девять категорий, в которых все проявления реальности и все способы научного действия должны быть логически и последовательно разделены так, как это указано на приведенной ниже схеме.


На неодушевленном уровне мы имеем дело с космической и галактической историями (такими, какими они являются или могут быть), с историей нашей Солнечной системы, с историей земли или континента, горной цепи, реки или даже снежинки — в чисто временном контексте. В формально-временном контексте мы имеем дело с вневременными и повторяющимися, структуральными и функциональными аспектами астрономии, геологии, химии и физики. А в первичной категории, временно-формальной, по отношению к которой две другие являются всего лишь аспектами, мы имеем космическую, галактическую, звездную и солнечную эволюции и распад радиоактивных веществ.

На биологическом уровне, в чисто временном контексте, мы имеем истории растений и животных, родов, видов

  Временное Пространственно-временное Пространственное
Культурное «История», история культуры или история цивилизации Культурная эволюция Вневременные, повторяющиеся, культурно детерминированные процессы человеческого общества
Биологическое История человеческих рас. История развития видов и родов животных Биологическая эволюция. Развитие отдельно взятых особей Вневременные, повторяющиеся процессы органического поведения: интраорганические (физиология), экстраорганические (психология)
Физическое   История солнечной системы, Земли, континента, горной цепи, реки, капли воды, одной песчинки   Космическая, солнечная, звездная, галактическая эволюция. Распад радиоактивных веществ   Вневременные, повторяющиеся процессы физики, химии, асторономии

и индивидов — как человеческих, так и нечеловеческих. В этой категории, пожалуй, нас больше всего заботят человеческие существа: нас остро интересуют проблемы возникновения, распространения, исчезновения и смешения разных видов и рас человечества. Однако подобный интерес к растениям и нижечеловеческим животным тоже нельзя считать незначительным. В формально-функциональной категории мы имеем исследования морфологии и функции, а во вневременной к ней принадлежат повторяющиеся аспекты анатомии, физиологии и психологии. А во временно-формальной категории мы имеем эволюцию биологических форм вообще и родов, видов и разновидностей в частности. Рост индивида также входит в эту категорию.

 







Date: 2015-09-03; view: 454; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию