Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 2План семинара: 1. «Золотой век» русской культуры, взлет литературы и искусства как результат просвещения. Система ценностей русской культуры. 2. «Серебряный век» русской культуры. Интеллигентность как феномен русской культуры. Евразийство 20-х и 90-х гг. XX века. 3. Самозванство как феномен русской культуры. Игра и театральность, праздник и русская сказка как основания для понимания природы самобытности русского характера. 4. Ценностные ориентиры и понятия в русском культурно-смысловом архитектоническом пространстве: совесть, ответственность, свобода, справедливость, государство, власть, порядок, авторитет, труд, патриотизм, благотворительность, милосердие, соборность, всеединство, Богочеловечество.
Ключевые понятия: русская идея, почвенничество, славянофильство, западничество, золотой век, серебряный век, евразийство, декадентство, икона, классицизм, соборность, всеединство, модерн, постмодернизм. Цели семинара: - иметь представление о наиболее актуальных, практически значимых вопросах теории и истории российской культуры; - знать историю становления и развития культурологических концепций в России, дефиниции ключевых понятий теории российской культуры; - изложить и оценить альтернативные точки зрения на ключевые проблемы истории и теории российской культуры, освободиться от стереотипности и догматизма суждений о ней. Компетенции: - общекультурная: осведомленность в области ключевых проблем истории и теории российской культуры; - ценностно-смысловая: ориентированность в аксиологическо-смысловом пространстве российской культуры; - информационно-коммуникативная: выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению тематического материала в контексте современной социально-политической и экономической ситуации. Методические рекомендации: Изучение этой темы следует начать с выявления особенностей и своеобразия российской культуры. Для того чтобы получить четкое представление об истории и теории российской культуры, важно рассмотреть, как она складывалась, какие культурологические теории возникали, формулировались и развивались в процессе ее эволюции. Большую ценность для расширения культурологического кругозора студентов представляет рассмотрение ценностных ориентиров и понятий, характеризующих русское культурно-смысловое архитектоническое пространство.Список основной литературы: 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 2. Чаадаев П. Собр. соч. М., 1991. Т.1. 3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 4. Соловьев В.С. Собр. соч. М., 1990. Тт. 2, 3. 4. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. 5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 2004. 6. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991. 7. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. 8. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. 9. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. Спб., 1992. 10. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. 11. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990. 12. Русская идея. М., 1992. 13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. 14. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 2. 15. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // Общественные науки и современность. 1994. № 2. 16. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990. 17. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9. 18. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зенина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996. Список дополнительной литературы: 1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997. 2.Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. 3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 5. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Тт. 25,26. 6. Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. Л., 1991. 7. Русская философская поэзия. Четыре столетия. Спб., 1992. 8. Размышления о России и русских. М., 1994. 9. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. 10. История русской литературы XIX- начала XX века. Библиографический указатель. Спб., 1993. 11. Смирнов И.П. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994. 12. Русская идея. М., 1992. 13. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. №8. 14. Барабанов Е.В. Русская идея и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. №8. 15. Громов М. Н. вечные ценности русской культуры: К интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. М., 1994. № 1. 16. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. М., 1994. №1. 17. Толстой Л.Н. Не могу молчать. М., 1985. 18. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 1993. 19. Герцен А. И. Избр. филос. соч. М., 1997. 20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989. 21. Гачев Г. Д. Национальный космо-психологос // Вопросы философии, 1994. № 12. С. 65-78. 22. Касьянова К. Что такое национальный характер? // Родина, 1994. №2. 23. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 24. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии, 1995. № 6. 25. Вознесенский А. Язык как показ // Вопросы философии, 1996. № 2. 26. Щукин В.Г. Христианский Восток и тоника русской культуры // Вопросы философии, 1995. № 4. 27. Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую культуру // Знание-сила, 1996. № 7. Темы для реферативных работ: 1. Особенности становление русской культурологической мысли XIX-XX вв. 2. Роль взглядов П.Я. Чаадаева в русской культуре с учетом противостояния славянофильства и западничества. 3. Культурологические идеи Н.Я. Данилевского и современность. 4. Значение философского наследия В.С. Соловьева для судеб русской культуры. 5. Философия всеединства и её преломление в жизни общества, в процессах познания и судьбах культуры. 6. Соловьев В. С. о всемирно-исторической миссия России. 7. Бердяев Н.А. об узловых вопросах, связанных с судьбами русской культуры. 8. Возможности парламентской демократии в России с точки зрения Н.А. Бердяева. 9. «Русская идея» и отечественные мыслители «серебряного века». 10. Современная концепция евразийства и её истоки. 11. Культурологические идеи Л.Н. Гумилева. 12. Роль творческого наследия А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына в современной культуре России. 13. Этическая концепция Л.Н. Толстого.
|