Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детство





С конца апреля 1868 года семья цесаревича Александра жила в Александровском дворце Царского Села. Рядом, в Екатерининском дворце, обосновались родители: царь Александр II с царицей Марией Александровной. Важного события ждали в любую минуту. Александр Александрович в эти дни почти не отлучался, лишь в самом крайнем случае, находясь, все время или вместе с женой, или поблизости.

Николай Александрович появился на свет 6 мая 1868 года. Знаком царского происхождения он был отмечен с рождения: Николай – первый и любимый внук императора Александра II. День рождения будущего императора совпал с днём празднования церковной памяти Иова Многострадального. Это событие воспринималось Николаем II как какое-то страшное предзнаменование: «… он (Николай II) выводил заключение, что жизнь его будет богата скорбными событиями, и как будто постоянно ожидал их наступления». [Жильяр, 1991, c. 4].

Ребенок был здоровым и жизнерадостным. У Марии Федоровны и Александра Александровича позже родились еще пятеро детей.

Мать всех детей любила, и они ей платили тем же. Мать была для них непререкаемым авторитетом, как и отец, но с последним им видеться доводилось меньше, хотя Александр был даже больше склонен баловать детей и смотреть сквозь пальцы на их шалости и забавы. Мария Федоровна, напротив, наследовала принципы воспитания, проверенные на ней самой при датском дворе. Она не занималась мелкой опекой, никогда не сюсюкала с сыновьями и дочерьми, но всегда требовала выполнения ими своих обязанностей и безусловного подчинения. Еще требовала правдивости, честности и открытости.

Семья Александра III являлась патриархальной русской семьей. Признанным главой – хозяином был отец, которому все подчинялись. Мир и духовные ценности семьи тоже были традиционными: почитание старших, вера в Бога, неукоснительное соблюдение всех церковных обрядов и бытовых норм. Отец фактически передал Марии Федоровне все права по управлению семейной жизнью. Как воспитывать детей, каких учителей к ним приглашать, куда ехать отдыхать, какие книги им читать, кому писать письма, когда читать молитвы и за многое другое отвечала именно мать. Конечно, она согласовывала свои действия и решения с мужем, но тот почти никогда не менял ничего по существу, лишь порой вносил некоторые коррективы.

Дети делились на старших (Николай, Георгий, Ксения) и младших (Михаил, Ольга). Николай – первенец, будущее рода, наследник престола. Всё, что его касалось, имело первостепенное значение. С ранних лет он совершал с роди­телями дальние поездки и прогулки. Первый раз отправился за пределы России в 1870 году. Семья цесаревича тем летом гостила в Дании. В следую­щий свой приезд, через два года, в возрасте четырех лет он заметно превосходил даже более старших детей своей физической крепостью.

Николая берут на охоту и рыбную ловлю, но чаще берут Михаила, младшего брата. Здоровяк и шалун Михаил – любимец и отца, и матери. Отец проводит с ним больше времени, терпит его шалости и забавы. Михаил растёт очень самостоятельным и требовательным ребёнком.

Но железная воля отца сломит детскую самостоятельность Михаила – оба брата вырастут добрыми, мягкими и стеснительными. Такими часто бывают дети у сильных отцов. [Жильяр, 1991, c. 4].

Именно тогда Николай постиг горькую правду: больше любят не его, а брата. Но это не сделало его злым, угрюмым, менее послушным. Просто он стал скрытен. Но при этом огромная любовь к отцу сопровождала его всю жизнь.

Внешне Николай был похож на мать. «Он меня потряс, этот мальчуган, чистенький, хорошенький, с блестящими глазками: на первый взгляд — девчонка. Смотрит прямо, улыбается, испуга не обнаруживает». [Сургучёв, 1993, c. 86] – такое было первое впечатление о маленьком Николае у Сургучева (беллетрист и драматург, сын крестьянина, который некоторое время учился вместе с Николаем II).

Мария Федоровна с малолетства приучала Николая к неукоснительному выполнению своих обязанностей, и под ее постоянным контролем мальчик вырос аккуратным, даже педантичным человеком, редко позволявшим себе расслабиться и отложить исполнение того, что надо. И взрослого мать не ос­тавляла без внимания. Когда Николай уже служил офицером в лейб-гвардии Преображенском полку, то и тогда наставления матери не прекратились.

Николая Александровича готовили к будущей ответственной роли правителя с малолетства. Воспитывали его по нормам, принятым в то время в высшем свете, давали образование в соответствии с порядком и традицией, установленными в императорской фамилии. Однако стоит отметить, что в семье будущего императора имели место и обычные детские забавы. Сургучев в своей книге описывает личность Александра III, как простого человека, занимающегося обычными делами: «Это был на редкость веселый и простой человек: он с нами, детьми, играл в снежки, учил нас пилить дрова, помогал делать снежных баб, но за шалости крепко дирывал за уши. Однажды мы с Ники забрались в Аничковом саду на деревья и плевали на проходящих по Невскому проспекту. Обоим от будущего Александра Третьего был дёр, отеческий и справедливый».[ Там же, c. 93]. По поводу такого поведения Александра III Сургучев делает выводы спустя много лет после описываемых событий: «Он (Александр III) понимал, что небожительство придет само собой, в свое время, а пока суд да дело, нужно, чтобы они (дети) потоптались в обыкновенной земной жизни. Тепличные растения – не прочны». [Там же, c. 94].

Однако чего бы ни желал отец, а Николая необходимо было готовить к ожидавшей его судьбе. Примечательным является то, что намного позже и Пьер Жильяр (учитель детей Николая II) будет описывать семью императора как простых и добрых людей, в их поведении не было ничего «царского».

Другую характеристику царской семье и той атмосфере, которая царила в их доме, даёт историк и критик Мельгунов. «… семнадцати лет они даже не читали Пушкина, но зато были высокого представления о своём ранге». [Мельгунов, 1990, c. 7]. Также Мельгунов указывает на высокомерное отношение Николая к прислуге и учителям «Я князь, а вы – простой старик»– так обращался, по мнению автора, Николай со своим воспитателем. Однако к этим описаниям нужно относиться осторожно, так как известно негативное отношение Мельгунова к Николаю II и всей царской семье. [ Там же, c. 7].

Регулярные занятия у великого князя начались в восьмилетнем возрасте. Руководителем их и наставником к Николаю был назначен генерал Г. Г. Да­нилович. Он составил специальную учебную программу, которую внимательно изучили и одобрили родители. Она включала восьмилетний общеобразо­вательный курс и пятилетний – высших наук. В основе лежала измененная программа классической гимназии: вместо латинского и греческого языков было введено преподавание минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. В то же время курсы истории, русской литературы и иностранных языков были существенно расширены. Цикл высшего образования включал политическую экономию, право и военное дело (военно-юридическое право, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Кроме того, были еще занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке.

В десятилетнем возрасте Николай Александрович имел еженедельно двадцать четыре урока, а к пятнадцати годам их количество превысило тридцать. Весь день был расписан по минутам, и старшему сыну цесаревича, а затем императора надо было почти каждодневно проводить по нескольку часов на уроках, а затем заниматься самоподготовкой. Даже летом, когда оказывались вдалеке от дома, в гостях, распорядок мало менялся.

Преподаватели выбирались тщательно и должны были не только давать сумму знаний, но и прививать отроку духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Генерал Г. Г. Данилович регулярно сообщал родителям о ходе обучения, и те строго и пристрастно относились ко всему, что касалось столь важного вопроса. Царь Александр и мать, царица Мария Федоровна, и сами интересовались у педагогов, благо все они были хорошо известны.

Все преподаватели отмечали усидчивость и аккуратность Николая Александровича. Он имел прекрасную память. Раз прочитанное или услышанное запоминал навсегда. То же касалось и людей, их имен и должностей. Общавшиеся с последним царем поражались порой тому, что монарх мог в разговоре с кем-нибудь вдруг вспомнить эпизод служебной биографии собеседника многолетней давности.

Прекрасно владел английским, французским и немецким языками, писал очень грамотно по-русски. Из всех предметов ему особенно нравились литература и история. [Сургучев, 2002, с. 65].

Еще с детства он стал страстным книгочеем и сохранял эту привязанность буквально до последних дней жизни. Всегда переживал, если в какой-то день у него не было достаточно времени для чтения. Позже в своих дневниках (начал вести их с начала 80-х годов) Николай постоянно будет отмечать, что и сколько он прочитал в этот день.

Самым значительным из его наставников был Чарльз Хит, учитель-англичанин, который прежде преподавал в Александровском лицее в Санкт-Петербурге. Сначала он был не в восторге от императорских детей, которых считал недисциплинированными и чье поведение за столом сравнивал с поведением деревенских мальчишек. У Чарльза Хита был девиз: «Аристократами рождаются, но джентльменами становятся», и главным образом под его руководством Николай развил в себе способность сохранять спокойствие и самоконтроль, которыми были типичны скорее для английского лорда прежних времен, чем для представителя высшего класса России предреволюционного периода. Такую манеру, держаться, которая впоследствии вызывала как восхищение, так и критику (являясь, якобы, выражением отрешенности в экстремальных ситуациях), император выработал в себе с большим трудом, так как был вспыльчив от природы.

Коренной перелом в судьбе Николая Александровича произошел 1 марта 1881 года, когда от рук убийц погиб император Александр II. В середине дня 1 марта 1881 года семья наследника завтракала в Аничковом дворце, когда вбежал слуга и сообщил, что с царем несчастье. Цесаревич Александр Александрович тотчас бросился на улицу, крикнув детям, Николаю и Георгию, чтобы они немедленно ехали в Зимний дворец. Во дворце глазам предстала страшная картина: на коврах были большие пятна крови. Император истекал кровью от страшных ран, полученных от взрыва, когда его несли по лестнице. Никто не говорил. Александр II лежал на узкой походной постели, на которой он всегда спал. Он был покрыт военной шинелью, служившей ему халатом. Его лицо было смертельно бледным. Оно было покрыто маленькими ранками. Место отца занял Александр III, а Николай стал цесаревичем. [Сургучев, 2002, с. 65].

В мае 1883 года в Москве состоялись пышные коронационные торжества, и цесаревич был в центре событий. Сама коронация Александра III происходила в Успенском соборе Кремля 15 мая, но приехали в первопрестольную за неделю до того и оставались здесь до конца месяца. Каждый день был полон торжественных церемоний, праздничных шествий, официальных приемов, красочных салютов, величественных парадов. В те дни цесаревич впервые посетил Троице-Сергиеву лавру под Москвой, был на освящении грандиозного храма Христа Спасителя, построенного в память победы России над Наполеоном.

Пятнадцатилетний цесаревич, на удивление всем, ни разу не пожаловался на усталость. Он осознавал торжественность момента и уезжал из Москвы с радостным чувством. Именно тогда впервые по-настоящему, глубоко и искренне, почувствовал он свой непростой земной удел, ощутил тяжесть и от­ветственность царского предназначения.

 

Date: 2015-09-03; view: 490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию