Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фромм о революции
Вот почему, предавая забвению мораль, мы поступаем не просто халатно, а преступно [1]. Нравственный опыт важен потому, что без него любое знание может принести беду. Басня про мужика и медведя
Жизнь, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет смысл.
И не столь уж важно – где расположен этот идеал – в потустороннем или посюстороннем мире. Важнее, каков он.
Главная отличительная особенность подлинного идеала – его универсальность [2]. Твой идеал не должен мешать жить другим людям. Он не может кому-то нести добро, но кому-то – зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то – безобразное. Особенно важно искать какие-то общие основания в моральных ценностях сейчас, перед трагедией, грозящей всему роду человеческому.
Люди, в душах которых нет высоких нравственных принципов и общечеловеческих идеалов, не способны создать динамично развивающееся справедливое и счастливое общество[3]. Вот почему важно помочь возможно большему числу людей обрести чувство повышенной ответственности за свои действия и стремление к достижению оптимальных результатов во взаимодействии с окружающим миром на нравственной основе. В наши дни велика как никогда моральная ответственность ученого. Слишком беззащитной перед наукой и техникой стала природа. Слишком уязвимым перед ними стал и сам человек (наука способна вторгаться в «святая святых» - переделывать природу человека, программируя его поведение, контролируя его чувства и мысли, влияя на его наследственность). Слишком громко стали стучаться в дверь глобальные проблемы современности: - как избежать человечеству самоубийства в результате новой мировой (или даже локальной) войны, - как уберечь нашу планету от губительного загрязнения, от истощения ресурсов, от необратимого нарушения природного равновесия?
Порою ученый просто не в силах предусмотреть неожиданные последствия применения своего открытия (так в свое время произошло с препаратом ДДТ, за открытие которого автор получил нобелевскую премию и который был затем запрещен почти во всех странах из-за резко отрицательного влияния на природу и человека). Но бывает и так, что ученые видят всю опасность неразумного использования своих изобретений, но лишены возможности эффективно контролировать подобное применение и не допускать его. Поэтому моральную ответственность за использование научных открытий несут не только ученые, но и те политические и государственные деятели, от которых зависит окончательное принятие решений. Очень важно, чтобы развитие политических институтов, социальных отношений и нравственности трагически не отставало от развития науки и техники.
Нужен ли ученым некий специфический нравственный кодекс, особая рассчитанная именно на них мораль? Он должен включать общечеловеческие нравст принципы.ю заложенные в общечеловеческой культуреКонечно, у них Знаменитые общечеловеческие заповеди обращены и к ученому, но звучат для него по-особому: Общечеловеческая заповедь «Не солги» превращается в " Не солги, извращая научную истину". Заповедь «не укради» становится такой: " Не укради чужие идеи, выдавая их за свои". " Не убий … и не содействуй росту агрессивности и жестокости". И совсем уж кратко, как в гиппократовой клятве: " Главное – не навреди! " Современная медицина нередко сталкивается с ситуациями, в которых она довольно долго может поддерживать “растительное существование” тяжело больного человека, но бессильна вернуть его к более-менее нормальной человеческой жизни. В связи с этим возникает проблема права на искусственное умерщвление. Корчак. Острые нравственные и правовые проблемы встают и в связи с суррогатной беременностью, трансплантацией органов (включая в будущем и мозг), использованием в лечебных целях веществ, извлекаемых из абортируемых младенцев и т.п. Возникла новая комплексная дисциплина биоэтика. Она объединяет важнейшие принципы и идеи философии, этики, медицины, биологии, генетики, юриспруденции. В рамках биоэтики разрабатываются новые моральные и правовые нормы, которые могли бы помочь высоконравственно, научно корректно и юридически грамотно ориентироваться в соответствующих ситуациях. Создание определенных стереотипов может облегчить манипулирование человеком без его ведома. Возможны такие основные типы манипулирования: - идеолого-политическое манипулирование. Его крайние проявления существуют при тоталитарных режимах; - экономическое манипулирование. Оно наиболее интенсивно проявляется в рамках внеправового и внеморального “дикого рынка”; - информационно-техническое манипулирование; оно возрастает по мере усиления отчуждения человека от техники и технократической власти. Безусловно, все эти типы манипулирования зачастую срастаются. Поделив зоны влияния, они стремятся полностью овладеть человеческим поведением.
С одной стороны, нам грозит бездумное или злонамеренное использование научных открытий и технических достижений, связанное, например, с возможным искусственным производством потомства, целенаправленной обработкой человека специальными препаратами, меняющими его важнейшие психологические характеристики и свойства. Но с другой - открываются все новые возможности спасать жизнь и здоровье людей, осуществляя хирургическую пересадку самых различных человеческих органов либо замену их на искусственные.
Опасность антигуманного использования научных достижений особенно возросла в связи с новыми открытиями в области генетики, молекулярной биологии и ряда других наук. Они позволяют существенно влиять на фундаментальные основы духовного мира человека. Как известно, даже осторожное операционное вмешательство в мозговые структуры может вызвать радикальные изменения в эмоциональной сфере человека. Вот почему хирургическая модификация человеческого поведения допустима лишь тогда, когда больной крайне агрессивен, патологически стремится к убийству или самоубийству (и все другие способы терапии бессильны). Date: 2015-09-03; view: 261; Нарушение авторских прав |